Использование в устной и письменной речи сквернословия, нецензурной лексики является признаком сдвига ценностной установки личности, — заявил политический философ, член Общественной палаты РФ Александр Щипков, комментируя в эфире телеканала "Спас" феномен мата как общественного явления.
Щипков отметил, что подсознательно у каждого человека присутствует ощущение, что мат является деструктивным явлением, задача которого — обесценивать стоящие рядом понятия и смыслы. Это ощущение присуще нам так же, как чувство божественного и неподобающего, чистого и нечистого. Оно предшествует всякой рационализации и является верным внутренним компасом человека. Именно поэтому нам свойственно инстинктивно "отшатываться" от мата и того, кто его употребляет.
Щипков подчеркнул, что онтология мата неразрывно связана с образами телесного низа и языческой магией плодородия и природного цикла. Эта семантика и сейчас присутствует в индуизме и других восточных традициях. По мнению Щипкова, в парадигме дохристианской культуры эти образы были ярко маркированы, находясь в центре картины фаллоцентричного (природного) мира. Однако, в христианской парадигме — мир является логоцентричным (сверхприродным). Именно поэтому для человека христианской традиции употребление в разговоре мата равнозначно отказу от логоцентричного Символа веры, то есть — богоотступничеству.
Эксперт полагает, что с социально-культурной точки зрения, мат является главной проблемой постмодерна, которая поднимает важнейшие нравственные вопросы: нужно человеку самоограничение или нет? существуют ли безусловно высшие ценности или они относительны и субъективны? Даже в том случае, когда мат употребляется эпизодически, человек быстро к нему привыкает, поскольку сама эта эпизодичность близка к лицедейству и постмодернистскому "игровому сознанию".
Щипков говорит, что мат – признак слабости, а частое его использование нарушает структуру мышления. С этой точки зрения вызывает настороженность мат, который часто слышен в кабинетах исполнительной и законодательной власти.
Опасным явлением наших дней эксперт назвал употребление мата в литературе как полноправного элемента авторского слова. В этом случае он фактически провозглашается литературно-эстетической нормой. И абсолютно недопустимым является мат в устах священника и монаха. Невозможно одними устами призывать Духа Святого перед Престолом в алтаре и материться. Это есть прямое богоотступничество, — заключил Щипков.
Источник: "RELIGARE"