В религиозных организациях активно обсуждают разработанный ФСБ проект документа, обязывающего все общины оборудовать культовые сооружения средствами защиты от террористов. Причем за счет прихожан. Инициатива вызвала горячую дискуссию. Наибольшие опасения по этому поводу высказывают в Русской православной церкви — самой крупной в стране религиозной организации. О чем спорят между собой даже священнослужители, что больше всего угрожает российским храмам и как лучше их защитить — в материале РИА Новости.
Спецназ у храма
Совсем скоро в православных храмах по всей России (а их порядка 20 тысяч) будет не протолкнуться. Грядет предпасхальная пора — самая значимая в церковном календаре. В Вербное воскресенье (в этом году — 21 апреля), Страстную неделю и на саму Пасху (28 апреля) службы посещают даже те, кто в прочие дни в храм не заходит.
Так будет и в пережившей почти год назад нападение террористов Михайловской церкви Грозного. Четверо злоумышленников 19 мая ворвались на территорию храма и устроили перестрелку с сотрудниками МВД.
"Через окно я увидел боевиков с повязками на голове. Они были вооружены топориками, ножами и бутылками с зажигательной смесью. Мы сразу заблокировали дверь изнутри стулом и стали звонить в полицию. Если бы не стул — всех бы порезали, а храм сожгли", — рассказывает РИА Новости Сергей Евдокимов, находившийся в церкви в момент нападения.
В итоге — трое погибших, террористы уничтожены. Естественно, меры безопасности усилили. По словам протоиерея Сергия Абазова, тогдашнего настоятеля храма, на приходской территории установили камеры видеонаблюдения, а на входе — рамку металлодетектора.
"Каждое воскресенье или в большой праздник по всему периметру церковной ограды — спецназ, полиция и так далее", — говорит священник.
Спустя несколько месяцев после трагедии отца Сергия перевели в Махачкалу. Там тоже православные храмы усиленно охраняются, но, в отличие от Грозного, далеко не все прихожане при этом чувствуют себя спокойно.
"Кто-то при виде вооруженных людей у храма пугается, а кто-то вообще против предпринимаемых мер. Но это в основном те, кто не слышал о нападениях на церкви", — объясняет протоиерей.
"Растеряем прихожан"
Недовольство прихожан объяснимо: далеко не все способны сосредоточиться на молитве и размышлениях о вечном (за этим, собственно, и приходят в храм), зная, что поблизости находятся вооруженные до зубов правоохранители. Недаром ведь храм называют местом, где можно отвлечься от мирской суеты. А получается, что человека встречают, как на вокзале — видеонаблюдением, металлодетекторами и охранниками.
Именно эти опасения пытаются донести до властей представители Русской православной церкви. Не все положения требований правительства "Об антитеррористической защищенности объектов (территорий) религиозных организаций" устраивают паству. Это признали, в частности, на последнем заседании Межрелигиозного совета Российской Федерации.
"Исходя из моего предыдущего опыта, очень важно, чтобы, стараясь обеспечить безопасность наших объектов — извините за термин, мест, куда мы приходим помолиться, не перегнули палку, не доводили это до абсурда и таким образом не растеряли прихожан", — подчеркнул на заседании экс-глава ФСБ Сергей Степашин.
Три уровня защиты
Что же предлагает Федеральная служба безопасности? Всем религиозным объектам присвоить одну из трех категорий террористической угрозы. Этим должна заниматься специальная комиссия. Критерии разные — учитываются как архитектурные и инфраструктурные особенности сооружения, его вместимость, так и статистика совершенных/предотвращенных терактов в регионе.
Чем выше степень угрозы, тем больше нужно технических "примочек". Если в храмах третьей категории достаточно ежедневного осмотра территории и помещений, то молельни первой категории должны быть оборудованы не только камерами, но и "средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами, а также воротами, обеспечивающими жесткую фиксацию их створок в закрытом положении".
А главное — установка всего этого хозяйства, равно как найм и содержание охраны, возлагается на приход, на прихожан.
"Руководитель организации отвечает за безопасность храма и его территории, а обеспечивают такую безопасность в большинстве случаев церковные сторожа, казаки, добровольцы из прихожан. Некоторые храмы нанимают специализированные охранные организации, но не все могут себе это позволить — такие услуги недешевы", — объясняет РИА Новости глава юридического отдела Московской патриархии игумения Ксения (Чернега).
"Это очень дорого"
Настоятель Георгиевского собора в Кизляре иерей Павел Каликин был бы рад обзавестись системой видеонаблюдения. В феврале прошлого года в Прощеное воскресенье на его храм напал террорист: погибли пять прихожанок. После этого в церкви появилась "тревожная кнопка", по праздникам при входе устанавливают рамки, но этого все равно недостаточно.
"Взять что-то простое — по логике "лишь бы прилепить камеру" — не вижу смысла, а на действительно работающую систему наблюдения у нас нет средств", — сетует священник в беседе с корреспондентом РИА Новости.
С похожими проблемами сталкиваются не только настоятели храмов в небольших городках типа Кизляра, но и в крупных московских приходах.
Елоховский Богоявленский собор в центре Москвы ежедневно посещает множество людей, в воскресенье на службу приходят сотни верующих, а по самым большим праздникам — и тысячи. Приход бедным точно не назовешь.
"Конечно, расходы на безопасность существенные: ежедневно у нас дежурят охранники ЧОПа на внешнем периметре, добровольцы из прихожан внутри храма, ведется круглосуточное слежение через камеры наблюдения. Это где-то 20 процентов общего бюджета прихода", — рассказывает РИА Новости настоятель собора протоиерей Александр Агейкин.
"Если выполнять все требования, которые сейчас обсуждаются, бюджет охранных мероприятий выйдет далеко за 30 процентов. Во-первых, у лицензированных компаний, устанавливающих и обслуживающих системы безопасности, довольно серьезные расценки. И содержание технически необходимого по документу оборудования тоже накладно. Плюс все меры (например, по уровню освещенности. — Прим. ред.) не всегда возможно соблюсти, учитывая традиции православного богослужения", — уточняет протоиерей.
Кнопка против стрелка
Сейчас за порядком во многих российских церквях следят исключительно прихожане. В Елоховском соборе — тоже.
"Дело в том, что прихожане знакомы с православной традицией и знают внутренние правила общины", — отмечает отец Александр. К тому же, по его словам, приход не знает, кого именно присылают из ЧОПа на дежурства.
Опасения отца Александра понятны. В феврале 2014-го в Воскресенский собор Южно-Сахалинска ворвался сотрудник одного из местных охранных предприятий Степан Комаров и принялся стрелять по прихожанам. В результате — двое погибших, семеро раненых.
В храме была и "тревожная кнопка", и сигнализация, но это не помогло. "Если бы там стоял еще какой-то дежурный, у нас было бы не двое, а трое убитых. Я даже не представляю, что можно предпринять для защиты от хорошо подготовленного убийцы, который, получив оружие, целенаправленно идет убивать", — недоумевает настоятель собора протоиерей Виктор Горбач.
За пять лет на этот вопрос во многих православных храмах так и не нашли ответа. Не все ведь могут позволить себе вооруженную охрану.
Защита от воров
"Если в церковь заходят, например, пьяные или неадекватные люди, мы пытаемся образумить их, указывая на "тревожную кнопку", — говорит корреспонденту РИА Новости настоятель Казанского храма в Орске священник Максим Бражников.
Но не только пьяниц и "психов с улицы" следует опасаться верующим. Так как двери православных храмов открыты абсолютно для всех, находятся и охотники за иконами, и карманники.
"До революции таких церковных воров называли "клюквенниками". Мы тоже сталкивались с ними — в храме крали иконы и товары из лавки. У одной женщины как-то увели сумку, у другой — шубу", — описывает ситуацию РИА Новости настоятель расположенного напротив Кремля храма мученицы Татианы при МГУ протоиерей Владимир Вигилянский.
В итоге прихожане решили установить систему видеонаблюдения. Больше краж не было, хотя по большим праздникам в храме собирается почти две тысячи молящихся.
"Каноны такие системы слежения не запрещают. А то, что не все верующие поддерживают установку камер в храме, — это чисто психологический момент", — объясняет отец Владимир.
В пользу камер говорит и статистика. В Екатеринбурге, городе-миллионнике, где 65 храмов, в последние годы иконы крадут крайне редко. "Где-то один-два случая в год. А все потому, что повсюду камеры", — сообщил РИА Новости на условиях анонимности сотрудник местного СК.
"Паниковать не надо"
Среди настоятелей храмов высказывают опасения, что установка необходимых по новым требованиям систем безопасности потребует согласований не только с силовиками, но и, например, с Министерством культуры. Ведь немало храмов, находящихся в пользовании РПЦ, — памятники культуры регионального или федерального значения.
Впрочем, глава экспертного совета по церковному искусству, архитектуре и реставрации Русской православной церкви протоиерей Леонид Калинин считает такие опасения надуманными.
"Вообще, надо уходить от своеволия в этом вопросе. Следует действовать в рамках правового поля страны: есть территориальные инспекции по охране культурного наследия, настоятель должен войти в контакт с инспектором, предложить план по оборудованию храма, получить соответствующее согласование. Ничего сложного. И когда поднимают панику — это, на самом деле, как говорится, выеденного яйца не стоит. Это нужно делать для безопасности прихожан", — подчеркивает он.
"Без учета специфики"
С точки зрения законодательства на данный момент безопасность храмов регламентируется постановлением правительства от 25 марта 2015 года "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и объектов (территорий), подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, и форм паспортов безопасности таких мест и объектов (территорий)". Само собой, не все правила, применимые, скажем, к защите стадиона, уместны в храме.
"Данное постановление не учитывает внутренние установления религиозных организаций и позволяет разместить, к примеру, видеокамеру там, где проходит исповедь", — говорит игуменья Ксения (Чернега).
Именно поэтому Русская православная церковь, по ее словам, хочет направить предложения к документу, разработанному ФСБ. Так, "следует особо оговорить вопрос обеспечения безопасности в дни массовых религиозных праздников".
Не все гладко и с обсуждаемым проектом документа об антитеррористической защите религиозных объектов, обязывающим, в частности, всех работников храма — то есть официально трудоустроенных граждан — ежегодно участвовать в учениях.
"Мы считаем, что религиозные организации не относятся к той категории организаций, где должны проводится такие учения", — отмечает юрист РПЦ.
Однако если говорить в целом, четкого понимания того, "где кесарево, а где Божие", все еще нет.
Антон Скрипунов
Источник: "РИА-Новости"