В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

О последних публикациях в Интернете по поводу так называемого «гонения на русских монахов в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне»

Главное – духовное трезвение

О последних публикациях в Интернете по поводу так называемого «гонения на русских монахов в Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне» с директором Радио «Радонеж» Евгением Константиновичем Никифоровым беседует Максим Александрович Клименко, специалист по Афону и Греческой Православной Церкви.


Е.Н.Никифоров: – Сейчас в сети активно рассылается послание с Афона, от некоего монаха Варсонофия (Богословского). В нем говорится: «ВСЕЛЕНСКИЙ ЕРЕТИЧЕСТВУЮЩИЙ ПАТРИАРХ ВАРФОЛОМЕЙ ОБЪЯВИЛ ОТКРЫТОЕ ГОНЕНИЕ НА РУССКИХ АФОНСКИХ МОНАХОВ из Пантелеймонова монастыря. В ближайшее будущее в Пантелеймонов монастырь с Украины готовится делегация украинских нацистов-раскольников для совместного «служения» и «причащения». Варфоломей заявил, что если игумен и братья монастыря откажутся от «служения» с раскольниками, то он выгонит всех русских монахов и заберет монастырь при помощи полиции...»

Я хотел бы, чтобы Вы его прокомментировали, поскольку он вызвал беспокойство в православном мире. Этот факт вызывает массу недоуменных вопросов.
Во-первых, неизвестно, существует ли такой монах на самом деле. Мы получаем много рассылок от имени афонских старцев. Но такого человека не знаем. Во-вторых, насколько можно доверять этому сообщению? Это может быть провокация. И, в-третьих, если наши православные братья, насельники на Афоне, не будут сослужить с ними – к ним могут быть предприняты жесточайшие гонения, вплоть до выселения из Пантелеймонова монастыря.


М.А.Клименко: – Появление в интернете и соцсетях подобного послания свидетельствует о высоком духовном авторитете Афона в православном мире. В том числе – среди русского народа. И кому-то очень хочется этот авторитет использовать в своих политических целях. Как было замечено, подобные сообщения уже появлялись от имени неназванных афонских старцев – авторитетных духовников, и так далее – а затем выяснялось, что это фейк. И такая информация либо опровергалась, либо доказывалось, что она не соответствует действительности.

К подобным источникам нужно относиться осторожно. Тем более что на днях, то есть 1 января по старому стилю, на старый Новый год, собирался Духовный Собор монастыря. Он проводится ежегодно, это – коллективный орган управления Русским монастырем в помощь отцу игумену. На Соборе подводятся итоги предыдущего года и назначаются перспективы наступившего. Там же происходит перераспределение послушаний, ответственных административных постов внутри монастыря. И если бы подобное заявление со стороны Патриарха, письменное уведомление или угроза прозвучали бы, я думаю – они, безусловно, были бы рассмотрены духовным Собором. Этого сделано не было. Из чего можно заключить, что угрозы, исходящие от фашиствующих молодчиков в Русском монастыре и поддержанные Варфоломеем – существуют, скорее всего, в болезненном воображении автора этой информации.

Е.Н.Никифоров: – А в принципе такое возможно? Может патриарх Варфоломей взять и разогнать целый монастырь, пользующийся громадным авторитетом?

М.А.Клименко: – Надо заметить, что как правящий епископ и духовный отец всех святогорцев, Святейший Патриарх Константинопольский – неважно, как его зовут – имеет полную духовную и церковно-административную власть на Афоне как епископ. И до сих пор константинопольские патриархи ХХ века, включая ныне действующего, использовали эту власть на благо Афона. Не будем забывать, что именно по инициативе константинопольских предстоятелей и при их деятельном участии несколько монастырей оставшиеся на своекоштном управлении, что было результатом кризиса монашеской жизни на Афоне во время турецкого ига, были переведены в общежительный статус. Были избраны игумены, изменены уставы – что, безусловно, привело к духовному возрождению и внешнему процветанию этих монастырей.
Речь о том, что кто-то пытается внушить мысль о провокации и о том, что Патриарх Константинопольский спит и видит, как бы удалить русских монахов на Афоне в лице насельников Свято-Пантелеймонова монастыря. Этого неоднократно пытались добиться, чтобы посеять смятение в рядах монахов-святогорцев. Они же постоянно подчеркивают, что у них на Афоне, по слову Евангельскому, нет ни эллина, ни иудея. Большая святогорская семья живет дружно и всегда находит возможность мирно разрешать противоречия между монастырями и скитами.

Е.Н.Никифоров: – Но здесь очень серьезные…

М.А.Клименко: – Консолидированная позиция всего святогорского сообщества и священного Кинота не позволяет даже думать, что какой-то резолюцией или административным указом Вселенская Патриархия в Константинополе может проводить какие-то недружественные действия против одного из монастырей. Невозможно! Как вы себе представляете? Патриарх с калашниковым наперевес будет выгонять русских монахов… Для того чтобы хоть что-то случилось на Афоне, во-первых, должно быть общее решение монашеской общины Святой Горы Афон, которая называется Священный Кинот, где представлены все монастыри Афона. Это высший орган управления на Афоне, с ним считаются даже патриархи.

Е.Н.Никифоров: – Что касается русского Пантелеймонова монастыря, возможен ли такой сценарий, что некоторые иноки будут объявлены русскими шпионами в рясе? И греческое государство с этим согласится, согласится Кинот, который настроен достаточно враждебно к русским насельникам?

М.А.Клименко: – Нет. Я могу констатировать только одно: есть довольно сильный запрос на то, чтобы Афон включить в то противостояние, которое существует сейчас в православном мире вокруг ситуации с Украинской Православной Церковью. Вокруг действий Константинополя, вокруг ответных действий Московского Патриархата, той внутренней политической ситуации на Украине, предвыборной – и так далее, которая есть. И всем хочется, чтобы и Афонское лыко как-то вошло в эту строку. При этом игнорируется нежелание самих афонцев участвовать в этих информационных войнах и политических церковных играх. Игнорируется их право спасаться в уделе Пресвятой Богородицы, молиться за весь мир, за Святейшую Русскую Церковь, Богохранимую страну Российскую. Что и делают насельники Русского Монастыря – выходцы с Украины. Они, конечно, молятся о своей многострадальной родине и Церкви. При этом они остаются формально в послушании своего епископа, которым является Патриарх Константинопольский.

Е.Н.Никифоров: – Так потенциально, есть ли возможность у Патриарха взять и обратиться к Киноту? Кинот – возможно, это гипотеза – примет решение, и..?

М.А.Клименко: – Я даже потенциально такой возможности не вижу. Потому что есть здоровое духовное понимание нынешней ситуации со стороны духовников и игуменов священных Афонских обителей. Есть это понимание в Киноте. Если вы думаете, что патриарх не пытался прямо или косвенно давать сигналы, не скажу- давить, но призывать Кинот занять однозначную позицию, как бы угодную ему по украинскому вопросу, то я думаю, что такие попытки были со стороны Константинополя. То, что они не нашли понимания и ответа, и мы видим до сих пор, что как и в подобные кризисы в прошлом, Кинот до сих пор не определился со своей позицией. И мы не знаем, будет ли это сделано. Это, безусловно, свидетельствует о желании рассматривать ситуацию в духовном измерении. И я не вижу даже потенциально ни инструментария, ни понимания со стороны остальной общины святогорцев-монахов каких-то действий, если судьба русских насельников монастыря будет поставлена под угрозу. Тем более это было бы очень странно сделать буквально через год после того, как все афонские монастыри, то есть вся Святая Гора Афон, совокупно отметили тысячелетие присутствия русских на Святой Горе Афон. Это были действительно всеправославные торжества. Пиком этих торжеств было паломничество Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси и главы Российского государства на Афон. Афонцы об этом помнят. Торжества эти еще раз показали величайший вклад России в развитие и строительство святогорской монашеской республики. Поэтому я думаю, что то, о чем Вы говорите – практически невозможно.

Е.Н.Никифоров: – Учитывая некоторую свободу, которой обладают монастыри?

М.А.Клименко: – Безусловно. Как я говорил, каждый монастырь в первую очередь руководствуется тем уставом, который завещан ему его святыми основателями. Например, в Хиландаре это святитель Савва Сербский, в Ксенофонте – преподобный Ксенофонт, в Лавре это величайший столп православия, преподобный Афанасий Афонский. В первую очередь они базируются на этих уставах. Затем на уставах, которые были даны византийскими императорами – замечу: многие из них так же причислены к лику святых. Затем уже ныне действующим уставом горы Афон, который не должен противоречить их уставам. И Конституцией Греческой республики. А не каким-то циркуляром, который направляется из канцелярии Константинопольской патриархии.

Е.Н.Никифоров: – Максим, Вы нас утешили. Надеюсь, ситуация будет развиваться так, как Вы сказали – в духовном ключе. Согласно законам, которые тысячу лет существуют на Святой Горе. Принятым во всем православном мире. И монахи смогут спокойно молиться. А нам стоит задуматься, имеет ли смысл читать и принимать близко к сердцу то ли анонимные источники, то ли обращения неизвестных авторов. И так нервничать. Будем, прежде всего, молиться и просить молитв святогорцев о нас.

М.А.Клименко: – По мнению афонского монашества одной из главных христианских добродетелей, и это считается монашеской добродетелью, является нипсис – духовное трезвение. Возможность духовно различать добро и зло, плохое и хорошее, вредное и душеполезное. Призываю послушать совета святогорских духовников и монахов и не терять этого духовного трезвения в нашей жизни, когда мы узнаем новые новости из социальных сетей.

Е.Н.Никифоров: – Спасибо! У нас в эфире был Максим Александрович Клименко, известный специалист по Афону и Греческой Церкви.


Источник: "Радонеж "

 Тематики 
  1. Православие   (769)