В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Патриарх Иерусалимский и шоколадный король

Блаженнейший Феофил III, Патриарх Иерусалимский, отказался встретиться с президентом Украины Петром Порошенко, как сообщалось, из-за нездоровья. Отказ предстоятеля Иерусалимской Церкви встречаться с Порошенко особенно многозначителен на фоне того, что на следующий день – 22 января – он принял делегацию Одесской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Как сообщается, Патриарх Феофил III обратился к украинским паломникам с назидательным словом, в котором “подчеркнул, что он сугубо молится о мире в Украине, и передал свое первосвятительское благословение верным чадам канонической Украинской Православной Церкви”.

Это достаточно деликатный, но, вместе с тем, совершенно отчетливый сигнал. Некоторое время назад патриарх Константинопольский Варфоломей, отвечая на предположение, что за признание новой церковной структуры ему заплатил Порошенко, говорил, что взял за это с Порошенко только “конфеты и шоколад”. Очевидно, Патриарх Иерусалимский не разделяет любви патриарха Константинопольского к шоколаду.

Причина, по которой Иерусалимский Патриарх уклонился от встречи, понятна – действующий президент Украины вез с собой “духовенство” созданной им структуры, которое, с точки зрения канонов, не является духовенством вообще, потому что порядок рукоположения был катастрофически нарушен.
Значительная часть “клириков” новой структуры является, в каноническом смысле, мирянами, потому что “епископы”, которые их рукополагали, согласно канонам, не имели права это делать.

Право епископов и священников совершать таинства, по установлению, восходящему к самому основанию Церкви, опирается на их принадлежность к непрерывной преемственности, восходящей к Апостолам. Как, например, пишет святой Апостол Павел Тимофею, “напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия” (2Тим.1:6,7). Апостолы рукоположили первое поколение епископов, те – следующее, и Церковь бережно хранит списки имен епископов, через которых дар рукоположения, упоминаемый святым Павлом, достиг до нашего времени и проявляется в современных преемниках Апостолов.

Православная Церковь исповедует себя “Апостольской”, потому, что бережно сохраняет это преемство веры и благодати. Духовная катастрофа раскола в том, что это преемство нарушается – “рукоположением” занимаются люди, которые либо сами выпали из апостольского преемства, будучи законно отлученными, либо вообще никогда его не имели.

Как сказал иерарх Грузинской Церкви, митрополит Ахалкалакский и Кумурдойский Николай (Пачуашвили), “Некоторые из них ранее были преданы анафеме. Это признавали все православные церкви, включая Константинопольскую. Некоторые из них, получается, самопровозглашенные епископы. Как с такими совместно служить? Мы не можем таких признать”. Патриарх Варфоломей просто взял и объявил раскольническое "духовенство" каноничным, чем поставил под удар такое фундаментальное для Церкви понятие, как Апостольское Преемство.

Более того, признать “томос” выданный Константинополем значило бы согласиться с притязаниями Фанара на главенство и его “правом” вмешиваться во внутренние дела любых православных Церквей – с той же бесцеремонностью, с которой он делал это на Украине. Это тоже многим представляется неприемлемым. Как сказал тот же митрополит Николай (Пачуашвили), “Для меня лично это неприемлемо, и в будущем может вызвать много трудностей”.

Для людей мыслящих в чисто политических категориях, это может быть совершенно непонятно – какое такое апостольское преемство? Ведь главное, чего только можно желать в жизни – это показать дулю Москве. Нет ничего более драгоценного, священного и важного.

Что же, Патриарх Иерусалимский – сторонник Путина? Нет, дело совсем не в этом. Дело в том, что у людей могут быть совершенно другие ценности и убеждения – в рамках которых политические конфликты не важны, а вот что важно – сохранение веры и устроения Церкви в ее неповрежденности.

Поэтому реакция других православных церквей варьировалась от отчетливого неприятия (Сербская Церковь, Польская, Антиохийская, Кипрская, теперь и Иерусалимская) до выжидания – но пока никто, кроме, собственно, Константинополя, не приветствовал духовенство новой структуры и не сослужил с ним.

Это выглядит даже неожиданно – еще недавно не было недостатка в голосах, предвещавших, что все поместные церкви поддержат Константинополь, или что произойдет раскол по этнической линии – греки против славян. Московскому Патриархату обещали изоляцию, уверяли, что именно Москва оказалась в расколе, порвав с “мировым Православием”.

Что же, нам бы следовало при любом раскладе – поддерживают нас или нет – придерживаться истины. Но мы должны возблагодарить Бога за тот факт, что поместные Церкви не стали поддерживать действия Константинополя, а некоторые из них – включая самые что ни на есть греческие – их недвусмысленно отвергли. Это можно счесть вторым крупным провалом порошенковского проекта – первым был отказ сколько-нибудь заметного числа архиереев Украинской Православной Церкви к нему присоединиться.

Сегодня, когда верные Украинской Церкви подвергаются клевете, гонениям, их изгоняют из храмов, которые они воздвигали и где поклонялись Богу десятилетиями, позиция, выраженная Патриархом Феофилом несмотря на давление, которое на него оказывали, особенно важна, и заслуживает благодарности.


СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ХУДИЕВ
Источник: "Радонеж"


 Тематики 
  1. Православие   (769)