На сколько частей может расколоться Сербская церковь
В первые дни января обострился конфликт между президентом Черногории Мило Джукановичем и Черногорско-Приморской митрополией Сербской православной церкви (ЧПМ СПЦ). Нелегальными мигрантами в Черногории теперь считаются 50 сербов – священнослужителей ЧПМ СПЦ, а также члены их семей. МВД страны лишило их видов на жительство. Об этом факте упомянул в своей рождественской проповеди митрополит Черногорско-Приморский СПЦ Амфилохий (Радович).
Президентские грехи
По словам Амфилохия, Джуканович совершил перед Богом несколько тяжких грехов. Первый – признание в 2008 году самопровозглашенной Республики Косово (РК). Как сказал Амфилохий, тем самым Джуканович передал святой для христиан край, за свободу которого погибло немало черногорцев, «в руки позора албанского народа». Второй «грех» Джукановича – присоединение к санкциям Запада против России. Третий – желание создать автокефальную Черногорскую церковь.
«Сербская церковь (своим нахождением в Черногории. – «НГР») подрывает независимость Черногории. Для противодействия этому необходимо восстановление автокефальной Черногорской церкви», – заявил Джуканович в интервью телерадиокомпании Cgtrk в конце декабря 2018 года. Независимая Черногорская церковь, по словам главы государства, будет создаваться путем передачи имущества СПЦ черногорскому государству, потом государство передаст храмы и монастыри автокефальным приходам, а завершится процесс томосом (указом) Константинопольского патриарха – как в Украине. Употребленное главой страны слово «восстановление» указывает на то, что имевшая историческую традицию черногорская автокефалия была когда-то ликвидирована сербами следом за «оккупацией» Черногории. Об этом, в частности, заявлял скончавшийся в 1996 году Антоний Абрамович – духовный лидер черногорских автокефалистов, бывший клирик неканонической Хорватской православной церкви, созданной в 1942 году нацистами в оккупированной Югославии. Митрополит Амфилохий сказал, что власти «стыдятся истории Черногории» и имен черногорцев – святых СПЦ. Насчет состава будущей церкви Радович заявил: туда войдут «отбросы Сербской церкви».
Напомним, в 2016 году Джуканович отметил 10-летие черногорской независимости подписанием протокола о вступлении страны в НАТО. «Главной опорой оппозиции НАТО в Черногории является Сербская православная церковь, – сказал Джуканович в интервью американскому журналу Politico. – Это та цена, которую Черногория платит со времен трагического окончания Первой мировой войны, когда наша территория была аннексирована Сербией, а Черногорская православная церковь была распущена. С тех пор Сербская православная церковь ведет войну против независимого черногорского государства и продолжает это делать. Поражает то, что церковь упорствует, хотя сербское правительство отказалось от своей прежней позиции».
Церковное Косово поле
В середине января с.г. власти Республики Косово должны запустить платформу по переговорам с Сербией о признании РК. Еще в декабре данную платформу выработала вторая по значимости в Косово Социал-демократическая партия, возглавляемая мэром Приштины Шпендом Ахмети. Официальный Белград в декабре объявил, что намерен вести переговоры по Косово только в ООН, при посредничестве США, России и Китая. Из этого следует – перспектив для прямых контактов с Приштиной в Белграде не видят.
В конце декабря президент Сербии Александр Вучич в интервью сербскому телеканалу «Пинк» отметил: вместе с Ахмети прямые переговоры с сербами от РК будет вести лидер партии «Социал-демократическая инициатива» Фатмир Лимай. Как сказал Вучич, Лимай – военный преступник, и с таким человеком сербы за стол переговоров точно не сядут. Но «сербский» энтузиазм косоваров появился не на пустом месте. Вучич в упомянутом интервью сказал: «Сербия готова к переговорам с Приштиной, чтобы обеспечить мир своему народу и своим молодым поколениям».
Белград поставил условия Приштине: переговоры начнутся, когда Косово отменит стопроцентные пошлины для сербских товаров. От транзита через РК зависит экономика Сербии, и отсюда видно: Белград идет в отказ насчет переговоров не из принципа «Косово – это Сербия» и не из-за страха за судьбу православных святынь в РК. В Белграде еще минувшей осенью отметили, что согласны принять на условиях РК план по созданию в Косово так называемых. линий разграничения территорий проживания косовских сербов и албанцев. Безопасность этнических анклавов будет поддерживать армия РК, которая сейчас создается из отрядов Армии освобождения Косово. Международные силы KFOR и миссия ОБСЕ из РК выводятся.
«Разграничиваться» в Косово наотрез отказывается Сербская церковь. «Под видом «разграничения» предусматривается возможность отделения от Сербии если не всего Косово и Метохии, то его самой большой и наиболее важной части, которая приведет к его признанию как части независимого Косово или даже так называемой «Большой Албании», – говорится в декабрьском коммюнике Собора епископов СПЦ. – При таком сценарии большинство сербов будут вынуждены покинуть историческую родину. Этнически чистое албанское общество будет создаваться с еще большей интенсивностью и с уничтожением всех следов нашего исторического существования». «На протяжении всей нашей истории и сегодня Косово и Метохия были в первую очередь вопросом выживания нашего духовенства и верующих людей. Полный суверенитет и целостность Сербии в Косово и Метохии не могут быть поставлены под сомнение ни при каких обстоятельствах», – говорится в коммюнике СПЦ.
«Джуканович признал РК, следуя своей линии «Черногория – это не Сербия», вместе с Македонией, в 2008 году, – сказал «НГР» доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики РГГУ Вадим Трухачев. – Северная и западная части Косово – это Метохия, сердце сербского православия. Там знаменитый на весь мир монастырь в Высоких Дечанах, древняя столица сербских первоиерархов город Печ. Сакральный статус православного Косово сохранялся и при турках-османах, чего нельзя сказать о режиме президента Косово Хашима Тачи. Добрососедские отношения Джукановича с режимом Тачи – палка о двух концах. Независимостью своей республики и своей неограниченной властью Джуканович обязан местным албанцам и славянам-мусульманам. В 2006 году, когда Джуканович организовал референдум по независимости, эти нацменьшинства единодушно выступили «за». В любой момент албанцы Черногории могут заявить о своих особенных правах, как это делают албанцы в Македонии».
Джуканович не Порошенко
«О своей церковной независимости от Сербской церкви в Черногории заговорили еще в те годы, когда Черногория была в составе одного государства с Сербией, – напомнил Трухачев. – Ориентиром для Джукановича тогда служила не Украина, а Македония. Еще в социалистические времена часть македонского клира вела разговоры о разрыве с Сербской церковью. А как только Югославия распалась, разговоры стали претворяться в реальность. У автокефальной церкви Черногории две задачи. Первая: как личная церковь президента, она бы легитимизировала его диктаторский стиль правления. Такая власть, как у Джукановича, в Украине не снилась ни одному президенту. Вторая задача автокефалии – подчеркивание доктрины Джукановича «Черногория – это не Сербия, а Европа». Но большинство священников и мирян в Черногории не отделяют себя от Сербской церкви и сербского народа. На месте обособившейся от СПЦ Черногорской церкви могут создать униатскую. Этот проект курируют определенные силы в Хорватии. Черногорцам внушают, что они исторически католики, но в Средние века сербы насильно обратили их в православие».
«В компромате, который кропотливо собирают на Джукановича западные партнеры, есть коррупция, нарушения прав человека – и, увы, привычные для балканских политикумов заказные убийства, – продолжает Вадим Трухачев. – Неразборчивость Джукановича в средствах даст ему подсказку, как обойти многочисленные бастионы сопротивления автокефалистским процессам, которые Джуканович и запустил. Джуканович может прибегнуть к украинскому сценарию: с обращениями от президента и парламента к Вселенскому патриарху, с марионеточным Собором, который изберет подконтрольного президенту первоиерарха и так далее. А может, не станут мучиться, а просто что-то провозгласят. Ведь после этого Джуканович по-прежнему будет красоваться на телеэкранах с куда большей помпой, чем Петр Порошенко».
Эксперт скептически отнесся к такому сценарию ослабления Сербской церкви, как создание в РК автокефальной Косовской церкви (подробнее об этих планах в «НГР» от 07.03.18). «Косовскую автокефалию поддержал Фатмир Лимай – правая рука Тачи, военный преступник, на счету которого массовые убийства сербов в концлагерях, созданных албанцами в Косово. Признавать такую «церковь» не рискнет и Константинопольский патриарх Варфоломей. Для албанских боевиков, которые правят бал в Косово, любое православие тождественно сербскому присутствию в крае и потому подлежит уничтожению. Возможен вариант, когда имущество канонической церкви государство передает неканонической структуре, чтобы традиционная церковь перестала существовать. Но чтобы уничтожить в Косово сербское присутствие, Тачи и его окружению куда привычнее обстрелять из миномета монашескую обитель, убить какого-нибудь священника и тем самым ускорить исход сербов. В 90-х и нулевых годах албанские боевики так и делали. Сейчас у них правовой иммунитет за прошлые преступления и скорее всего за будущие. Они с санкции Евросоюза формируют из бывших головорезов регулярную армию. Заменив в регионе миротворцев из KFOR, эта армия куда более «результативно» покончит с сербским присутствием в Косово, чем «Косовская церковь».
Национальный фактор мешает автокефалии
Македонские автокефалисты добиваются независимости от СПЦ, как и черногорские – по украинскому принципу «независимому государству – независимая церковь». В октябре 2018 года Константинопольский патриарх Варфоломей отклонил просьбу непризнанной Македонской церкви о признании. «Ситуация в Македонии и в Украине разная», – заявил Варфоломей.
«Раскол в Македонской церкви существует с 60-х годов прошлого века, – сказал «НГР» научный сотрудник Института славяноведения РАН Георгий Энгельгардт. – Неканоническая церковь была создана в Черногории в начале 1990-х. Вопрос насчет того, кто будет контролировать православные святыни Косово, также возник не вчера. О притеснениях со стороны албанцев сербское духовенство Косово стало заявлять сразу после окончания Второй мировой войны. Что до Черногории, то в интервью Джукановича чувствуется влияние украинских историй. Так получилось, что у черногорских автокефалистов самые прочные отношения были с Киевским патриархатом. Глава новообразованной Украинской церкви митрополит Епифаний – иерарх Киевского патриархата, получил из рук Константинопольского патриарха Варфоломея томос об автокефалии. Естественно, что черногорские коллеги Епифания хотят для себя чего-то подобного. Глядя в сторону Украины, черногорские раскольники в течение всей осени 2018 года призывали власти своей страны активизироваться в этом направлении. Власти осуществили движение навстречу раскольникам».
Главная проблема автокефальной церкви Черногории – священнослужители и прихожане, говорит эксперт. «Весь потенциальный клир – бывшие священники Сербской церкви, изгнанные оттуда за различные канонические нарушения. Глава черногорских раскольников Мираш Дедеич за свою восьмидесятилетнюю жизнь на чем только не попадался: от доносительства югославским спецслужбам на клириков Сербской церкви до супружеской измены. Размер раскольнической паствы – куда меньше, чем раскольникам хочется. В качестве лидера раскольникам некого поставить в противовес главе Черногорской митрополии СПЦ Амфилохию (Радовичу). Подрывать позиции Амфилохия Джуканович планирует, с одной стороны, через автокефалию, с другой – через принятие нового религиозного законодательства. По новым законам вся собственность Черногорской митрополии будет переписана на государство, с последующей передачей этого имущества неканонической Черногорской церкви. Все как в Украине, включая сценарий с получением черногорскими раскольниками томоса от Варфоломея. Джукановичу нравится, что Варфоломей отважился нарушить правила Вселенских соборов – совершил интервенцию на чужую каноническую территорию».
«Но Варфоломей не может так близко общаться с Дедеичем, как с Епифанием (Думенко) и Филаретом (Денисенко): в середине 90-х Варфоломей лишил константинопольского священника Дедеича сана за прелюбодеяние, – пояснил Энгельгардт. – Логично, что Джуканович ради государственного дела может заставить Дедеича принести покаяние перед Варфоломеем. А Варфоломей, формально следуя правилу икономии (cнисхождения. – «НГР»), может простить раскольника и восстановить его в прежнем сане. Или же Джуканович будет искать вместо Дедеича более компромиссного предстоятеля. Если и это не удастся, Джуканович и Варфоломей, возможно, будут искать управленческую модель с большим присутствием Константинополя. За счет исчерпания кадрового вопроса, возможно, будет решен и вопрос статусный».
Говоря о балканских автокефалистах, нельзя игнорировать фактор США, говорит Энгельгардт. Если в Вашингтоне будет принято решение по автокефальным вопросам в Македонии и Черногории, то процесс будет трудно обратить вспять. Другое дело, что для самопровозглашенной Македонской церкви характерно враждебное отношение к Константинополю. Начиная с XIX века Македония – арена межцерковной борьбы между греками, болгарами и сербами. «В последнее время македонские раскольники искали путь к своей канонической легитимности через Болгарскую православную церковь», – добавил эксперт.
Артур Приймак
Источник: "НГ-Религии"