Дело Алехиной против России создает опасный прецедент
Страсбургский суд по правам человека (ЕСПЧ) не принял к рассмотрению в Большой палате апелляцию России на свое июльское решение по делу "Алехина и другие против России". Именно под этим названием рассматривалось дело участниц "панк-молебна" в храме Христа Спасителя в 2012 году. Закрылась последняя возможность для России оспорить вынесенный летом вердикт. Этот отказ стал настоящим ударом по защите религиозной свободы в Европе, потому что создал опасный прецедент.
В своем летнем решении Страсбургский суд нашел нарушения прав заявительниц, которые касались условий их перевозки в зал судебных заседаний и пребывания во время судебного процесса, в том числе в зале судебных заседаний. Судьи признали также некоторые нарушения других прав заявительниц: отсутствие надлежащего обоснования российским судом необходимости продления их содержания под стражей, ограничения возможности их беспрепятственного общения с адвокатами.
Однако для верующих самым важным в тексте данного решения является оценка судом самой ситуации, имевшей место в храме Христа Спасителя в 2012 году. В частности, в параграфе 214 документа признается, что перформанс, совершенный в православном соборе, "может рассматриваться как нарушение принятых правил поведения в месте религиозного поклонения". Этот вывод суда заслуживает положительной оценки, так как панк-группа совершила действия, неприемлемые для поведения в месте религиозного поклонения, которые верующие однозначно называют богохульством, а значит, оскорбительными для их убеждений и чувств. Участницы акции самовольно вторглись в храм, заведомо планируя свое провокационное выступление, несовместимое с предназначением храма, и таким образом грубо нарушили порядок внутренней жизни религиозной общины, право на который гарантировано законом.
ЕСПЧ признал, что поведение заявительниц нарушало права верующих христиан, и, таким образом, привлечение заявительниц к ответственности и наложение государством на них определенных санкций могли быть оправданы защитой прав других граждан. Однако суд воздержался от предложения конкретных наказаний и все же заявил, что в отношении исполнительниц акции была нарушена статья 10 Европейской конвенции по правам человека на свободу слова и самовыражения. Именно это определение страсбургских судей вызывает возражение. Можно иметь разные мнения по поводу меры наказания для участниц панк-группы, однако верующие рассчитывали услышать от суда твердое заявление, что защита свободы слова и самовыражения не может оправдывать нарушение религиозной свободы других граждан, а тем более вторжение в места религиозного поклонения.
Напомним, что религиозная свобода и совместное исповедание религии также гарантированы Европейской конвенцией (статья 9) и национальным законодательством. В демократическом обществе есть места для митингов, медийные площадки и многие другие способы для свободного выражения мнений. Должны ли места религиозного поклонения стать такой свободной площадкой для граждан с любыми религиозными, нерелигиозными или даже антирелигиозными взглядами? Может ли светское право обязать религиозные общины предоставлять свои здания для политических или общественных манифестаций по заявкам граждан или общественных объединений или даже без таковых? Именно такие вопросы были поставлены перед обществом действиями панк-группы в 2012 году.
К сожалению, признанием нарушения статьи 10 конвенции Европейский суд не защитил права верующих и, по сути, разрешил или по крайней мере с сочувствием отнесся к подобного рода "перформансам" в местах религиозного поклонения. При этом существовала вполне реалистичная альтернатива данному подходу Страсбургского суда. Эта альтернатива была сформулирована судьей от Испании Марией Элосеги, выразившей особое мнение и не согласившейся с тем, что в данной ситуации ее коллеги признали нарушение статьи 10 конвенции.
В частности, она подчеркнула, что христиане имеют право свободно совершать молитвы и богослужения без страха стать жертвами враждебного или даже агрессивного протеста в пределах своих храмов. Согласно принципу пропорциональности, цель заявительниц (выразить их политическую позицию) не оправдывает те средства, которые они для этого избрали. Ссылаясь на особое мнение еще одного судьи ЕСПЧ, высказанное ранее в другом решении, судья Элосеги утверждает, что "у государства имеется позитивное обязательство защищать права верующих на свободу собраний, гарантируя уважительное отношение к местам совершения богослужений со стороны государственных и негосударственных лиц". "Если же такие места совершения обрядов подвергаются нападениям, то государство обязано расследовать такие случаи и наказывать виновных", – считает испанский судья. Как полагает Элосеги, действие статьи 10 конвенции не распространяется на подобные случаи поведения в церкви и других культовых сооружениях.
Именно это особое мнение можно считать сбалансированным. Оно свидетельствует о стремлении защищать права всех граждан без исключения и, таким образом, утвердить доверие к международным правовым институтам, а также создать правовой прецедент для взвешенного и справедливого рассмотрения подобных дел на национальном и международном уровнях в будущем, особенно в непростое время проявлений радикализма и экстремизма. Весьма важно, что оно предлагает путь, необходимый для обеспечения мирного сосуществования представителей различных мировоззрений и взглядов в демократическом обществе. Эта цель может быть достигнута лишь при условии взаимного уважительного отношения каждого к мнению и позиции других сограждан, конечно, при условии, что такие взгляды и позиции не имеют экстремистской направленности.
Дело Алехиной против России не является чем-то исключительно специфичным для нашей страны, а отражает более широкое явление, наблюдаемое в разных уголках Европейского континента. С 2015 года представительство Русской православной церкви в Страсбурге проводит мониторинг нарушений прав православных христиан в Европе. Похожие мониторинги давно делают католические и протестантские организации. Общая картина показывает, что в Европе есть большие проблемы с защитой религиозной свободы, в том числе у крупных традиционных религиозных общин. Недавно был подготовлен отчет о нарушениях прав православных верующих в 2017 году, в котором насчитывается более 165 только зафиксированных в нем нарушений, а сколько еще остается неохваченными? Особую обеспокоенность, конечно, вызывает ситуация с религиозной свободой в Украине, а также на Балканах.
Актуальность для всей Европы обсуждения общих проблем по защите религиозной свободы показал международно-правовой семинар, который прошел 13 декабря 2018 года в Совете Европы. Целью мероприятия было как раз общее обсуждение похожих громких дел, которые рассматривались или будут рассматриваться в Европейском суде и имеют отношение к защите прав верующих. Помимо дела Алехиной против России на семинаре обсудили жалобу испанской Ассоциации адвокатов-христиан против Абеля Асконы. Этот человек на протяжении длительного времени подходил к причастию в католических храмах Испании, однако причастие он не потреблял, а собирал хостии (в католической традиции – освященное Тело Христово) для их дальнейшего использования в качестве элементов планируемой инсталляции. Всего он собрал 242 хостии, из которых потом выложил слово, направленное против сексуальных преступлений в Католической церкви. Все свои действия в церкви "художник" записывал на видеокамеру с целью (о чем он открыто говорит в своих интервью) иметь доказательства того, что хостии были действительно освящены, а не просто куплены в церковном магазине. Важным в данном случае стал и тот момент, что помещение для проведения данной акции было предоставлено муниципалитетом города, то есть находилось не в частной собственности, а содержалось за счет налогоплательщиков. Против выставки прошли многочисленные манифестации католических верующих, которые восприняли такое обращение с причастием как кощунство. Решение по делу еще не вынесено. В данный момент заявление находится на рассмотрении в ЕСПЧ. Ожидаются его регистрация в суде и дальнейшее направление правительству Испании для комментариев.
Другое дело связано с использованием литовской рекламной компанией для рекламы одежды плакатов с изображениями, в которых легко угадываются Иисус Христос и Дева Мария. При этом плакаты были подписаны двусмысленными "лозунгами" с использованием имен Иисус и Мария. Еще один случай, который рассматривался на конференции, произошел в Австрии. Заявительница обжаловала свое осуждение за пренебрежительное отношение к религиозной доктрине ислама. Во время проводимых заявительницей семинаров она утверждала о наличии у основателя ислама Мухаммеда склонностей к педофилии. ЕСПЧ поддержал решение австрийских судов, признавших заявительницу виновной.
Все эти дела ставят серьезный вопрос о балансе между свободой слова и религиозной свободой. Однако опыт работы Русской православной церкви в Совете Европы свидетельствует о том, что, как бы ни пытались сегодня разделить Европу новым железным занавесом, навешать ярлыки друг на друга, у европейских народов есть много общих озабоченностей и большой потенциал для объединения усилий и сотрудничества. Есть также немало западных христианских организаций, которые искренне беспокоятся о судьбе христианства в Европе и стараются защищать христианские ценности через правовое и общественное действие.
Игумен Филипп (РЯБЫХ)– представитель Русской православной церкви при Совете Европы и Европейском союзе.
Источник: "НГ-Религии "