Дискуссию на тему «Миссия религии в современном мире. В поиске сотрудничества» организовал 17 декабря Благотворительный фонд имени святителя Григория Богослова. В один из залов отеля «Мариотт-Аврора» были приглашены представители разных конфессий – религиозные деятели и эксперты из России и европейских стран.
Инициатор и ведущий встречи – исполнительный директор Фонда Григория Богослова Леонид Севастьянов сообщил, что идею дискуссии навеял ему формат «молитвенного завтрака» – ежегодного религиозно-общественного мероприятия, традиционного для США и проводимого уже не первое десятилетие в России по инициативе протестантских союзов. Л. Севастьянов считает, что такой формат тесен для настоящего свободного диалога всех представителей конфессий. Этот дефицит и решил восполнить Фонд Григория Богослова – каждому участнику было предложено высказать свои соображения о миссии религии в современном мире, о том, как церкви могут проявить себя «за пределами храма», в чем может выражаться сотрудничество религиозных организаций.
Участников приветствовал начальник Департамента по взаимодействию с религиозными организациями Управления президента РФ по внутренней политике Евгений Еремин, который говорил об уникальном опыте России, где «ни одна религия не является чуждой», все религии издавна «дружат» между собой. Он выразил готовность поделиться российским опытом с европейскими государствами. Как бывший офицер-ракетчик, он подробно разъяснил, в чем состоит угроза миру в случае использования ядерного оружия, и призвал религиозные организации включиться в борьбу за мир.
Необходимо переосмыслить опыт борьбы за мир, «драйверами» которой в 60-70-е гг. были религиозные организации, считает заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе. По его словам, в советские годы это движение было «доведено до абсурда». Обновленная же борьба за мир может стать платформой для межрелигиозного сотрудничества. Угроза миру – следствие отказа от моральных ценностей, но не единственное: выступавший коснулся также темы гомосексуальных союзов, выразив надежду, что традиционные религиозные организации едины в осуждении этого явления как попытки «уравнять добродетель с грехом». Он также посчитал важным обсудить в кругу коллег проблемы неприемлемости вмешательства государства в церковные дела: говоря о недавних событиях на Украине, он назвал «фантастическим» предположение о «давлении Москвы» и выразил уверенность, что ЕСПЧ «наверняка примет сторону УПЦ».
Профессор Массимо Интровинье (Папский Салезианский университет, директор-основатель Центра изучения новых религий) говорил о проявлениях «патологии духа», поражающих европейское общество, в особенности – молодежь, которая, отрицая как религию, так и «скучный» атеизм, ищет себя в «неорганизованной духовности». Представителям традиционных религий важно иметь в виду в своих дискуссиях вопрос об актуальности религиозной свободы и о новых религиозных движениях.
«От соперничества к сотрудничеству» – этим девизом, полагает апостольский нунций в РФ архиепископ Челестино Мильоре, следует руководствоваться религиозным организациям в современном мире. По его словам, особенно плодотворным могло бы быть их сотрудничество в делах милосердия, а фундамент для этого – универсальные нравственные ценности и взаимоуважение религиозных общин.
Доктор Эухения Реланьо Пастор (Институт социальной антропологии им. Макса Планка; Галле, Германия) посвятила свое выступление проблеме свободы религии, а также соотношениям религий большинства (или государственной религии) и религиозных меньшинств. Она предложила обратить внимание на опыт Испании, где взаимоотношения преобладающего католичества и «свободных религий» прописаны в особых соглашениях.
Раввин Аарон Гуревич (Федерация еврейских общин России) и архиепископ Евангелическо-лютеранской Церкви в России Дитрих Брауэр размышляли о динамике религиозных процессов в мире. По словам первого, общая европейская тенденция фиксирует отток прихожан из традиционных общин, при этом в целом интерес к религии повышается, что приводит к росту новых религиозных движений. В то же время, в России у традиционных религиозных организаций авторитет «всегда высокий», отметил раввин, приведя при этом большую цитату из Патриарха Кирилла про традиционные ценности. Архиепископ Брауэр верит в силу «самодостаточных духовных истоков», которые не подвержены веяниям времени. Он выразил надежду на то, что «верующие, как и прежде, останутся душой мира и народа».
Профессор Ширрмахер Томас, президент Международного общества прав человека, затронул в своем выступлении множество вопросов: это и церковная ситуация на Украине, «которая касается не только православных»; и неоднозначное отношение разных протестантских общин в Германии к однополым союзам; и христианская риторика, которой пользуются правые партии в противостоянии мигрантам; и права религиозных меньшинств.
Тема нетрадиционных сексуальных отношений «излишне активизирована» на площадках межрелигиозного диалога, считает руководитель отдела «Религия и мировоззрение» МИА «Россия сегодня» Ольга Липич. По ее мнению, стоило бы в большей степени сделать акцент на том сотрудничестве религиозных организаций в области миротворчества и социального служения, которое уже существует, а также расширить поле взаимодействия за счет культурных акций, участия в развитии гражданского общества, общих молодежных проектов.
О развитии практического сотрудничества религиозных организаций в области социального служения говорили также представители бизнеса: глава московского представительства УБИ Банка Пелаццо Фердинандо и экс-вице-президент компании «Лукойл» Андрей Гайдамака. Отвечая на вопрос последнего «куда направить молодежь?», пресс-секретарь Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Василий Рулинский представил широкий спектр возможностей социального служения волонтеров.
Новое направление межконфессионального взаимодействия представляет проект, о котором рассказал Мигель Паласио, помощник ректора Общецерковной аспирантуры и докторантуры, – это культурно-просветительский и паломнический маршрут «Святыни неразделенного христианства». Импульсом для создания данного проекта и одноименной Ассоциации послужила Гаванская встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска. «Хотелось бы, чтобы наш проект заинтересовал другие конфессии и, возможно, в перспективе вышел за пределы христианства», – сказал М. Паласио.
Практические аспекты взаимодействия конфессий – это очень важно, но игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального миссионерского отдела, призвал коллег из других религиозных организаций «выйти за пределы собственного религиозного опыта» и «посмотреть другими глазами» на тот контент, который транслируется вовне, – а он часто редуцируется до моральной проблематики, причем ответы на современные вызовы ищутся в прошлом. При этом реальные социальные вызовы, волнующие все общество, «мы даже не можем осознать». О. Серапион полагает, что подобные дискуссии – хороший инструмент для совместного поиска «ответов на глобальные вызовы».
Со своими репликами в дискуссии выступили также: протоиерей Валентин Васечко, заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви; профессор РАНХиГС Михаил Шахов; Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества института Европы РАН; доцент НИУ-ВШЭ Борис Кнорре; доцент РГГУ Борис Фаликов; Алексей Комов, руководитель программы семейного образования «Классические беседы».
По окончании дискуссии в беседе с «Благовест-инфо» Леонид Севастьянов выразил удовлетворение ее итогами. По его словам, участники высказывались свободно, не в форме заранее подготовленных докладов, вступали в диалог. Он считает, что такие встречи весьма полезны, что их надо устраивать «как можно чаще».
Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-инфо "