7 декабря Священный Синод УПЦ принял несколько важных решений в отношении «объединительного Собора» с раскольниками, который созывает Константинопольский патриархат.
«Надлежит быть и разномыслиям между вами, дабы открылись между вами искусные» (1Кор.11,19) – писал апостол Павел. Действительно, есть в Церкви темы, относительно которых может быть дозволена некая разность взглядов. Это такие вопросы, которые особо не влияют на дело спасения. Можно так, а можно и эдак. Неважно. Главное, что мы все в Церкви и веруем одинаково.
Долгое время такой темой была украинская автокефалия. Обсуждали, спорили, писали, говорили, комментировали. Кто-то «за», кто-то «против»… Когда Константинопольский патриархат вмешался в церковные дела Украины, это опять же кому-то понравилось, кому-то нет. Снова дискуссия, полемика, обмен мнениями… Так было до определенного момента.
Теперь обсуждению пришел конец. Прозвучал голос Церкви. Этот трезвый, благодатный, взвешенный голос расставил все акценты и, по сути, закрыл все обсуждения.
7 декабря Священный Синод УПЦ принял несколько важных решений в отношении «объединительного Собора» с раскольниками, который созывает Константинопольский патриархат. Напомню, что цель «Собора» – создание той самой, долгожданной для многих, «Единой Поместной Церкви» в Украине.
Прежде всего, Синод заявил, что Константинопольский патриарх не имеет канонического права созывать какой-либо церковный Собор в Украине. Естественно, нет у него полномочий вызывать архиереев УПЦ. В текстах документа «Собор» назван «незаконным собранием». Озвучен вполне внятный запрет на участие в нем верных УПЦ – как духовенства, так и мирян. Для архиереев участие в «Соборе» приравнено к нарушению архиерейской присяги. Понятно, что все решения «Собора» будут для Украинской Православной Церкви недействительными.
Ранее, в постановлении от 13 ноября, Собор епископов УПЦ выразил церковную точку зрения и по другим актуальным вопросам темы автокефалии. Например, было сказано, что «преодоление церковного разделения должно происходить без вмешательства государственных, политических и других внешних сил». Признавалось неканоничным «установление юрисдикции Константинопольского патриархата на территории Украины», а также «решение о снятии анафемы и других церковных запретов с лидеров раскола». Путь преодоления украинского раскола путем легализации был осужден.
Также объяснялось, что тот, кто вступает в молитвенное общение с раскольниками, сам встает на путь раскола. «Вмешательство Константинопольского патриархата во внутренние дела другой Поместной Церкви» было признано незаконным. Напоминалось о единственном пути преодоления раскола – покаянии раскольников.
Константинопольский патриарх не имеет канонического права созывать какой-либо церковный собор в Украине. Естественно, нет у него полномочий вызывать архиереев УПЦ.
Итак, время дискуссий по этой теме закончилось. Все уже слишком серьезно. Без согласования с другими Поместными Церквами Константинополь вторгся в дела другой Церкви, легализировал раскол, попрал церковные каноны. Украинская власть грубо нарушила фундаментальный принцип существования светской державы – отделение государства от Церкви. Чего только стоит один факт: президент подписывает договор с иностранным гражданином о создании на Украине «новой церкви», причем текст соглашения до сих пор скрывается!
После того, как Церковь однозначно высказалась по вопросам Томоса, верные УПЦ обязаны свернуть все дискуссии и слушаться голоса Церкви.
Закончились споры, господа. Разномыслий по теме Томоса уже не может быть. Время определяться. Либо ты остаешься с Блаженнейшим Онуфрием и УПЦ, либо противишься голосу Церкви, и фактически становишься вне Церкви. Но, зато с Томосом.
Было время, когда были уместны разные цветовые оттенки. Теперь время черно-белых тонов. Да-да, нет-нет. С Томосом, но без Церкви. С Церковью, но без фанариотского Томоса. С политикой, но без благодати. С церковной благодатью, но в стороне от политики. Выбирай, человек, что тебе важнее.
Разделение украинского общества, которое произошло после Евромайдана, произойдет и в религиозной среде. Каноничной Церкви оно также коснется – просто кто-то по своей воле покинет наши ряды. Что же, если Бог попустил – так тому и быть. Кто тосковал о «антимосковской» церковной структуре, получит ее. Там он сможет вместе со своими единомышленниками ненавидеть «москалей» и наслаждаться независимостью от Русской Православной Церкви.
Правда, радость независимости от РПЦ придется сочетать с чувством глубокой зависимости от Константинопольского патриархата. Но это по-настоящему никому не интересно. Главное: «Геть вiд Москви!»
Трудности взаимоотношений с миром – норма для Церкви. «Худшее из гонений – отсутствие гонений» – говорил Златоуст.
Агрессивное навязывание Церкви Константинопольского Томоса очень и очень осложнит получение каноничной украинской автокефалии в дальнейшем. Нынешний проект надолго дискредитировал саму ее идею. После того, что наделал Михаил Денисенко, что натворил и еще натворит Константинополь в Украине, слово «автокефалия» станет самым негативным термином украинской церковной жизни. После того, как в посудную лавку вломился слон, туда не будут пускать больше никого.
Денисенко, Порошенко и патр. Варфоломей растоптали в идее автокефалии все, что можно. Причем, сделали это очень грубо и примитивно. И теперь нормальной, правильной, каноничной автокефалии здесь не будет очень долго. Потому что те, кому ее можно было дать, больше всего пострадают от «слона в посудной лавке». И документы Священного Синода – важное свидетельство того, что аллергия на автокефалию у Церкви будет длиться многие годы и десятилетия.
Радостно, что Церковь жива, и что она так же мудра, как и была всегда. Такие документы, как решения Синода УПЦ от 7 декабря, показывают, что Церковь способна дать адекватный ответ на любые вызовы времени. Она не теряет верности апостольскому Преданию, и остается все той же Церковью, какой ее создал Христос. И если ей вновь суждено пережить гонения, она выйдет из них обновленной и очищенной от всяких наносных слоев.
Все к лучшему. Трудности взаимоотношений с миром – норма для Церкви. «Худшее из гонений – отсутствие гонений» – говорил Златоуст. В таких событиях и проверяются христиане. Собственно, о таком очищении сама Церковь молится Богу словами псалма: «Искуси меня, Господи, и испытай меня; расплавь внутренности мои и сердце мое» (Пс.25,2).
Возможно, время очередной проверки пришло. И Церковь вполне спокойна, и готова к испытаниям.
Сергей Комаров
Источник: "Союз равославных журналистов"