Кто требует отменить решение о возвращении РПЦ Исаакиевского собора
Председатель законодательного собрания Санкт-Петербурга, лидер регионального отделения «Единой России» Вячеслав Макаров потребовал в среду от городской администрации передать Исаакиевский собор Русской православной церкви. «Мне непонятна позиция исполнительной власти, которая в течение двух лет размазывает сопли по щекам и переводит эту проблему в политическую плоскость. Я, глядя в камеры, хочу исполнительной власти сказать: власть не должна быть дряблой и вялой, безвольной, власть не должна быть импотентом. Надо доводить дело до логического результата, а когда мы какие-то шараханья производим, то создаем точку напряжения»,— заявил спикер журналистам после заседания заксобрания.
Вячеслав Макаров добавил, что конфликтом вокруг передачи собора Церкви «пользуется оппозиция»: «На этой теме можно пиариться до бесконечности». Поэтому, полагает спикер, «точку напряжения нужно снять», передав собор РПЦ. «Никакого ущемления прав граждан в этом случае не происходит. Наоборот, в православный храм можно будет попасть бесплатно».
Такое заявление глава законодательной власти Петербурга сделал после того, как группа депутатов Законодательного собрания Санкт-Петербурга от либеральных партий обратились к врио губернатора Александру Беглову с требованием отменить распоряжение Комитета имущественных отношений северной столицы о передаче Церкви крупнейшего в городе Исаакиевского собора. Подписи под посланием к главе города поставили такие известные либеральные активисты, как Максим Резник, Борис Вишневский, Оксана Дмитриева и некоторые другие.
Поводом для письма стало произведенное в воскресенье освящение придела Святой Екатерины в этом соборе, где будут вести службы. Чтобы этому помешать, группа либералов устроила возле собора провокацию под видом некоего флешмоба под претенциозным названием «Очередь в музей». Однако создать возле собора хаос и беспорядки им не удалось – для участия в этой либеральной «массовке» пришло всего около трех десятков человек.
Впрочем, сыр-бор вокруг Исаакия разгорелся еще раньше. Как известно, в начале 2017 года бывший в то время губернатором Петербурга Георгий Полтавченко объявил, что вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ решен.
Такое решение обуславливалось принятым в РФ законом, согласно которому принадлежавшие церкви храмы и другое имущество, незаконно изъятое у нее большевиками после Октябрьского переворота 1917 года, должно быть ей возвращено.
Однако такое решение вызвало ярость в либеральном стане. Они развернули в Петербурге в подведомственных им СМИ бурную кампанию протестов, организовывали в разных местах города сборища, на которых угрожающе заявляли, что «не отдадут попам музей». Устраивали провокации даже внутри самого собора, что вызвало возмущение верующих. Дело дошло до того, что провокаторы вывесили на колоннаде Исаакия баннер с надписью «Не РПЦ».
«Ретивые попы решили отжать себе один из главных символов Петербурга… Это всё равно, что Эрмитаж подарить коммерсантам под торгово-развлекательный центр», – ерничало по этому поводу «Эхо Москвы».
К поднятой либералами «волне народного протеста» подключался и главред «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который упирал на экономику. Мол, за год выручка собора составила 466 813 877 рублей. Из них стоимость билетов 436 588 720 рублей или 93%. «Вот за что хочется забрать Исаакий – 7, 276 миллионов долларов в год», – фальшиво изображая праведный гнев и радетеля за народное достояние, восклицал Венедиктов и издевательски добавлял: «А вы – скрепы, скрепы…».
«Вернуть» Исаакий РПЦ, – разглагольствовал его единомышленник, депутат ЗАКС а от партии «Яблоко» Борис Вишневский, – нельзя просто потому, что его у нее не отнимали. Собор строился на средства казны Российской империи (то есть за счет всех ее граждан, как верующих, так и не верующих), всегда был государственной собственностью, никогда не передавался церкви и никогда не был приходским храмом. Это не тот случай, когда можно говорить о «реституции».
Это что за бред? На центральном фасаде собора – величавая надпись «Дом мой Домом молитвы наречется». Строился этот собор именно для того, чтобы быть церковью, для молитвы, а не для того, чтобы быть музеем. В музей его превратили большевики, которые сначала собор ограбили – изъяли все ценную церковную утварь, накопленную десятилетиями, а потом превратили в музей, повесив в центре «маятник Фуко».
Следует также напомнить, что закон о реституции церковной собственности, подписанный президентом России 30 ноября 2010 года, подразумевает не характер собственности, а ее изначальное назначение.
Для Исаакиевского собора изначальное предназначение очевидно: ни император Николай I, ни Огюст Монферран, который его строил, не мыслили о нем как о музее.
Напомним, что до революции в России Церковь вся была государственной. Император был главным верховным защитником Церкви.
Однако сегодня, хотя богоборческая власть давно рухнула, верующие до сих пор могут войти в Исаакий только в строго определенные для них часы, а во все другое время их не пускают, заставляя покупать входные билеты. Но где это видано, чтобы для молитвы человек, при входе в храм, покупал билет? Такого нет, например, в соборе Святого Петра в Ватикане, который тоже служит музеем, однако всех желающих в него пускают бесплатно, безо всяких препятствий.
Автор этих строк не раз был свидетелем того, как к Исаакию приходили делегации паломников из других городов России, однако охрана в грубой форме давал им от ворот поворот. И либералы хотят, чтобы такая позорная ситуация продолжалась? Мало того, в Петербурге уже был прецедент, когда устроенный большевиками в Казанском соборе музей «истории религии» был из него выведен и «переселен» в другое, более подобающее для него здание, а исторический собор возвращен Церкви.
Главным аргументом либералов против передачи Исаакия Церкви служат заявления о том, будто тогда он-де перестанет быть музеем. Но почему же?
Руководители города и петербургской епархии неоднократно заявляли, что все музейные функции собора сохранятся. Никто музейщиков из Исаакия выселять не собирается. Разница будет только в том, что управлять будут те, для кого он был построен – Русская православная церковь.
Точно так же, как это делается в соборе Святого Петра в Риме, который находится под юрисдикцией Ватикана, но одновременно служит и музеем. Против чего никакая «римская общественность» не возражает.
Последние крестные ходы в Петербурге собирают более ста тысяч верующих. Значит, у сторонников того, чтобы храм был храмом, в северной столице – громадное большинство. Несколько сот либеральных активистов, которых их лидеры, явно жульничая, выдают за «общественность Петербурга», – население которого, кстати сказать, составляет пять миллионов человек, – не имеют никакого морального права выступать от имени горожан и в ультимативном порядке что-то требовать от городских властей, как это они сегодня с апломбом и настырностью делают.
Противники передачи собора Церкви пугают общественность тем, что, дескать, епархия не сохранит переданные культурные ценности в силу отсутствия специалистов, невежества и небрежения. Но, как говорится, чья бы корова мычала.
«У одного из горячих противников закона о передаче церковной собственности Михаила Борисовича Пиотровского, – напоминает в этой связи диакон Владимир Василик, – помнится, пропало в Эрмитаже 225 драгоценных предметов из коллекции русского искусства. Правда, пропажа никак не отразилась на его служебном положении и репутации… Общая же ревизия по стране выявила пропажу 83 тысяч музейных экспонатов».
Храмы в России строили именно и только для молитвы. В них скопились веками громадные богатства, которые именно церковь бережно хранила и приумножала. В музеи их превратила богоборческая власть, да и то далеко не все.
В Спасе-на-Крови – другом замечательном храме Петербурга, который входит в музейный комплекс «Исаакиевский собор», – большевики устроили склад картошки. А другие попросту взорвали или разломали до основания. Так, церковь Спаса-на-Сенной взорвали в 1962 году. Изумительный по красоте храм Спаса-на-Водах, где висели мраморные доски со списками погибших русских моряков, безжалостно взорвали в 1938 году. Знаменскую церковь на площади Восстания уничтожили в 1940 году; Греческую церковь на Лиговском проспекте уничтожили в 1962 году.
Всего в Ленинграде было уничтожено около 120 церквей! Хотели, кстати, уничтожить и Исаакий, но ретивых «строителей светлого будущего», отговорили, объясняя, что взрыв такого гигантского сооружения чреват разрушением целого городского квартала.
Уже были просверлены дыры и саперы готовились взорвать Спас-на-Крови – жемчужину Петербурга, но помешала грянувшая война. Взрывчатка понадобилась для других целей... Не будем говорить уже о том, что тысячи священнослужителей были расстреляны, а многие сгинули в лагерях.
И вот сегодня идейные внуки и правнуки тех, кто соборы взрывал, кто разграбил их сокровища, расстреливал священников, устроили галдеж по поводу передача Исаакиевского собора своему законному владельцу – Русской православной церкви! Почему же им так неймется? Ведь в принципе, ничего практически не изменится. Исаакий будет продолжать исполнять музейные функции. Сменится только юридический владелец. Государство, в соответствии с законом, передает его Церкви. Отчего же такие истошные крики протеста?
Все дело в том, что протесты против возвращения Исаакиевского собора Петербургской епархии – часть куда более широкой кампании. Инспирированная Западом, она направлена против Русской православной церкви.
Россия, возвращаясь к своим историческим корням – а это, прежде всего, православие – укрепляется, мощь ее растет. А сама наша Церковь – в авангарде борьбы против губительного глобализма, проповедник традиционных духовно-нравственных ценностей, чего уже больше нет на Западе с его культом «золотого тельца». Вот именно по этой причине ее и пытаются сейчас ослабить. Вовсе не музей отстаивают доморощенные либералы в Петербурге, а участвуют в антиправославной западной атаке.
Андрей Соколов
Источник: Специально для «Столетия»"