«Можно ли это стерпеть? Можно ли это снести? У вас самих я хочу судиться против вас же», – этими словами святитель Иоанн Златоуст начинает «Беседу против оставивших Церковь и ушедших на конские ристалища и зрелища».
«Можно ли это стерпеть, можно ли это снести? Я не перестану постоянно говорить это и тем облегчать свою скорбь, чтобы не заглушить ее молчанием, но поставить на вид и обнаружить пред вашими глазами». Святитель Иоанн Златоуст в свое время приходил в ужас, когда легкомысленные христиане вместо того, чтобы молиться Богу, убегали в театры или на скачки. К теме «Христиане и всемирная индустрия развлечений и СМИ» стоит возвращаться снова и снова, и особенно сегодня, когда контент, в котором преобладают открытые насилие и порнография, так умело, словно бы под гипнозом, подается миллионам потребителей во всем мире. И этот контент, который люди, в том числе христиане, смотрят в фильмах и телешоу, все глубже падает в темную бездну расчеловечения. А мы все включаем эти видео, словно жертвы питона в состоянии полного сомнамбулизма. Питон все крепче сжимает нас в своих смертельных объятьях, и мы час за часом все глубже погружаемся в его чрево.
Святитель Иоанн Златоуст вопрошал:
«Разве ты не знаешь, что, подобно тому, как мы, вверяя деньги своим слугам, требуем у них отчета в каждом оболе, так и Бог потребует от нас отчета в днях нашей жизни, как мы прожили каждый день? Что же мы скажем? Чем же будем оправдываться, когда потребуют у нас отчета о том дне? Ради тебя воссияло солнце, луна осветила ночь, заблистал разнообразный сонм звезд; ради тебя подули ветры, потекли реки; ради тебя произрасли семена, поднялись растения, течение природы удержало свой порядок, явился день и прошла ночь; и все это сделано ради тебя; а ты, в то время как твари служат тебе, исполняешь волю диавола? Получив от Бога столь великий дом, то есть этот мир, ты не отдал Ему своего долга? И не достаточно тебе было предшествовавшего дня, но и на другой день, когда следовало бы немного отдохнуть от прежнего нечестия, ты опять пошел на зрелище, из дыма бросившись в пламя, низвергнув себя в другую, ужаснейшую пропасть».
И мало того, что сами посвятили этому так много времени, – мы еще разрешаем это своим детям.
«Старцы посрамляли свои седины, юноши подвергали опасности свою юность, отцы приводили туда своих детей, ввергая их, в самом начале невинного возраста, в пропасть нечестия, так что не погрешил бы тот, кто назвал бы таковых не отцами, а детоубийцами, нечестием погубляющими души рожденных ими», – продолжает Иоанн Златоуст.
Кажется, будто зрители уже стали столь нечувствительными к порнографии, что могут сегодня возразить святителю Иоанну: «Что с того, что мы посмотрим несколько сомнительных сцен? Ведь сериал так изысканно, тонко поставлен!» Их логика такова, что если они покопаются в грязи «еще один сезон», то рано или поздно найдут в сериале нечто «нравственное».
«Какое же, скажешь, здесь нечестие? Но потому-то я и скорблю, что ты и болен и не знаешь, что ты болен, и не ищешь врача. Ты исполнен прелюбодеяния и спрашиваешь: какое нечестие? Или ты не слышал слов Христовых: “всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5: 28)? А что, если я, скажешь, буду смотреть не “с вожделением”? Но как ты будешь в силах убедить меня в этом? Кто не воздерживается от того, чтобы смотреть, но прилагает к этому такое усердие, тот как может после созерцания остаться чистым? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Ты облечен плотью, плотью человеческою, которая сильнее соломы воспламеняется от похоти», – продолжает Златоуст.
А мы думаем, что к нам это не относится. «Неужели мы звери, у которых во время просмотра видео возникает желание заняться тем, что они в нем видят?» – возражаем мы.
«Как дерзаешь сказать, что не испытываешь ничего человеческого? Разве тело твое – камень? Разве оно – железо? Я не перестану повторять то же. Разве ты любомудреннее тех великих и доблестных мужей, которые пали только от одного такого взгляда? Не слышал ли ты, что говорит Соломон? “Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его? Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?” (Притч. 6: 27–28). Хотя бы ты и не имел совокупления с блудницею, но ты имел с нею связь пожеланием и совершил грех волею. И не только в то время, но и тогда, когда окончится зрелище, когда она уже уйдет, в душе твоей остается ее образ, слова, одежды, взгляды, походка, стройность, ловкость, прелюбодейные члены, и ты уходишь, получив множество ран. Не отсюда ли беспорядки в доме? Не отсюда ли погибель целомудрия? Не отсюда ли расторжение браков? Не отсюда ли брани и ссоры? Не отсюда ли бессмысленные неприятности? Когда ты, занятый и плененный ею, приходишь домой, то и жена кажется тебе менее приятною, и дети – более надоедливыми, и слуги – несносными, и дом – отвратительным, и обычные заботы к устроению надлежащих дел кажутся тягостными, и всякий приходящий – неприятным и ненавистным», – увещевает Златоуст.
И это не говоря уже о насилии, о котором писали другие древние отцы Церкви.
«Но правда и то, что нельзя без срама смотреть на все то, что происходит на позорище, а именно: на кулачный бой, на попирания ногами, на пощечины и на другие буйства, обезображивающие лице человека, сотворенного по образу Божию», – пишет Тертуллиан («О зрелищах», гл. 18).
«Я склонен думать, что тлетворное влияние сцены еще более заразительно. Ибо тема комедий – это унижение девственниц и любовные истории блудниц; и чем красноречивее сочинители сцен этих постыдных действий, тем убедительнее выразительность их чувств; а гармоничные и изысканные стихи легче запечатлеваются в памяти слушателей. Подобным образом истории авторов трагедий представляют взору публики отцеубийства и кровосмесительные связи нечестивых царей и прочие трагические преступления. Какое еще воздействие имеют эти непристойные жесты актеров, которые учат блуду и возбуждают похоти? Их возбужденные тела, ставшие женоподобными после копирования женской походки и ношения женской одежды, подражают распутным женщинам своими бесстыдными движениями. Почему я должен говорить о мимах, которые подают пример тлетворного влияния, учат прелюбодеянию, симулируя его, и симуляциями этих действий обучают тех, кто чисты? Что делать молодым мужчинам и девственницам, когда они видят, что эти вещи совершаются без стыда и с охотой лицезреются всеми?» (Лактанций. Т. VII).
Создается впечатление, что святые отцы читали журнал «Psychology Today» и были знакомы с исследованиями современных психологов! Вот что пишет психолог, доктор философии, профессор Университета штата Огайо Брэд А. Бушман в статье «Почему люди отрицают воздействие насилия в масс-медиа?», опубликованной в «Psychology Today»:
«Многие думают, что насилие в масс-медиа не имеет никакого воздействия, потому что они никогда никого не убили, посмотрев телепрограмму, фильм или поиграв в видеоигру, где преобладают насилие и жестокость. Не удивительно, что поглощающие такие СМИ никого не убили, потому что немногие люди убивают себе подобных… Очень трудно спрогнозировать редкие события, такие как убийство, принимая во внимание влияние медиа-насилия и любой другой фактор риска. Однако для большинства людей убийство – самое запоминающееся насильственное действие; поэтому, если в их памяти не запечатлелись многочисленные случаи совершения убийств в результате просмотра насилия в СМИ, они игнорируют низкий процент таких преступлений и делают неверное заключение, что медиа-насилие не оказывает никакого воздействия. Они делают такой вывод, несмотря на то, что агрессивное поведение (хотя и менее радикальное, чем убийство, но более распространенное) в результате просмотра насилия в СМИ вполне предсказуемо. Так, согласно 15-летнему исследованию, если дети в большом количестве смотрели телепередачи со сценами насилия в первом и третьем классе, то вероятность того, что, перешагнув 20-летний возраст, они будут судимы за преступное поведение, возрастает в три раза и значительно увеличивается вероятность их жестокого обращения с супругами и нападения на других людей»[1].
«Согласно другому, 25-летнему исследованию, всего час просмотра телевидения в день может сделать человека более агрессивным по отношению к другим. При некоторых обстоятельствах просмотр телевизора увеличивает риск агрессивности в пять раз. А согласно новейшему исследованию, негативное воздействие просмотра актов насилия распространяется не только на детей, но и на взрослых».
«Исследование подтверждает: что многие психологи установили относительно детей, верно и для взрослых – наблюдение насилия по ТВ в большом объеме с высокой вероятностью вызовет подражание»[2].
«Демонстрация сцен насилия в СМИ учащается и приобретает опасные масштабы», – говорит Эммануэль Танай, доктор медицины, клинический профессор психиатрии Университета Уэйна в штате Мичиган, судебный психиатр с более чем 50-летним стажем.
«Вы включаете телевизор – и видите насилие, идете в кино – и там жестокость, – сказал доктор Танай в интервью журналу «Psychiatric Times». – Реальность искажена. Если вы живете в выдуманном мире, он становится вашей реальностью».
«Согласно исследованию аналитической компании “The Nielsen Company”, средний американец тратит около пяти часов в сутки на просмотр видео, причем 98% – это традиционное телевидение. Почти две трети телепрограмм содержат сцены физического насилия. Большинство видеоигр, включая игры для детей, содержат жестокий контент».
«Как отметил доктор Танай: “Если нечто продвигается, это можно назвать пропагандой”. То, что мы называем индустрией развлечений, действительно пропагандирует насилие»[3].
И пропаганда усиливается с каждым годом. Это заявление было сделано в 2013 году, до того как «Игра престолов» наводнила наши приложения. «Изучив более 10 000 часов телепрограмм с 1994 по 1997 год, авторы “Исследования насилия в передачах национального телевидения” пришли к выводу, что молодежь просматривает порядка 10 000 актов насилия в год. Более половины телевизионных программ содержат жестокий контент – и это исследование проводилось до появления таких сериалов, как “Клан Сопрано”, “Во все тяжкие” и “Настоящая кровь”»[4].
Несомненно, Златоуст и без чтения «Psychology Today» знал, какое вредное воздействие на его паству имел просмотр разжигающего страсти «мусора». Только его боль в сотни раз превышала озабоченность всех психологов, вместе взятых, потому что это воздействие обозначало потерю духовных овец и вечную погибель их душ.
«Причина же этого в том, что ты возвращаешься домой не один, но приводишь с собою блудницу, входящую не явно и открыто, что было бы сноснее, потому что жена скоро выгнала бы ее, но сидящую в твоей душе и в сознании и воспламеняющую внутри тебя вавилонский и даже гораздо сильнейший пламень – ведь пищею этого пламени служит не хворост, нефть и смола, но то, что сказано выше, и все у тебя приходит в беспорядок. И как больные горячкою, не имея никакой причины обвинять прислуживающих им, по дурному влиянию болезни бывают недовольны всеми, отталкивают пищу, оскорбляют врачей, гневаются на домашних и обижают служащих, так точно и одержимые этою тяжкою болезнью беспокоятся и негодуют, постоянно представляя себе ту блудницу. О, тяжкие дела! Волк, лев и прочие звери, будучи ранены стрелою, убегают от охотника; а человек, разумнейшее существо, получив рану, стремится к той, которая ранила его, чтобы получить еще более тяжелую рану, и находит удовольствие в последней; это прискорбнее всего и производит неизлечимую болезнь. Кто ненавидит свою рану и не хочет избавиться от нее, тот как станет искать врача? Поэтому я и скорблю и терзаюсь, что вы приходите оттуда, получая столь великую заразу, и за малое удовольствие навлекаете на себя непрестанное мучение.
Подлинно, еще прежде геенны и тамошнего мучения вы уже и здесь подвергаете себя крайнему наказанию. Не крайнее ли, скажи мне, мучение – питать такую похоть, постоянно воспламеняться и везде носить с собою огонь непотребной любви и угрызение совести? Как ты приступишь к порогу этого святилища? Как прикоснешься к небесной трапезе? Как будешь слушать беседу о целомудрии, весь покрытый такими язвами и ранами и имея душу, порабощенную страсти? И нужно ли говорить об остальном? И из того, что происходит теперь у нас, можно видеть душевную скорбь. Вот и теперь я вижу, как некоторые при этих словах ударяют себя в лице, и изъявляю вам великую благодарность за то, что вы – такие сострадательные люди. Я думаю, что многие, может быть, не согрешив сами ни в чем, делают это из сожаления о братских ранах. Потому я и скорблю и терзаюсь, что диавол заражает такое стадо», – продолжает Златоуст.
Проходят столетия, а христиане снова и снова увлекаются зрелищами, распаляющими страсти. И опять, на этот раз отцы нового времени – Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник и Иоанн Кронштадтский – предупреждают нас.
«Познакомься с Богом заблаговременно, частыми молитвами стяжи дерзновение, дабы, когда должно будет предстать на Страшный суд, могла ты упросить Судию быть к тебе милосердным. Оставь угождение диаволу в различных мирских забавах, послушайся Спасителя, возвестившего: “Горе смеющимся ныне! Горе насыщенным ныне!” (Лк. 6: 25). Вопреки завещанию Сына Божия, диавол установил балы, театры (добавим: кабельное телевидение. – мон. К.Р.) и прочие забавы; деньги те приносятся в жертву диаволу, кои могли бы быть принесены в лице нищих Господу Иисусу Христу, Который воздаст дающему милость сторицею в будущем веке.
Займись чтением Божественных книг с благоразумною умеренностью, сохраняющею надолго вкус и утончающею оный и умножающею сердечную жажду Божественной правды, сими книгами поведуемой» (Игнатий (Брянчанинов), святитель. Избранные письма. Письмо 370).
«Церковность есть как бы отпевание и отчитывание от омрачения, производимого дыханием мирского духа. Коснется ли кого эта зараза – беги в церковь, и все отойдет, – или будь неуклонно верен указаниям Церкви, и мир не найдет случая приразиться к тебе» (Феофан Затворник, святитель. Слово о пути ко спасению. Слово второе).
«Кто к чему имеет сочувствие, тот туда и влечется. Кто имеет сочувствие к делам спасения, к ним и стремится. Имеет кто сочувствие к другому чему, к тому и бежит. Вот отчего и бывает, что, тогда как одни спешат в церковь, другие едут в театр, на бал или гулянье (или включают кабельное телевидение. – мон. К.Р.)… Но, сами знаете, чего ожидать от сих последних» (Феофан Затворник, святитель. Пять поучений о пути ко спасению).
«Когда человек был в союзе с Богом – находил вкус в вещах Божественных и освященных благодатию Божиею. По падении он потерял этот вкус и жаждет чувственного. Благодать крещения отрешила от сего, но чувственность снова готова наполнить сердце. Не должно допустить до этого, должно оградить сердце. Самое действительное средство к воспитанию истинного вкуса в сердце есть церковность, в которой неисходно должны быть содержимы воспитываемые дети… Надобно помнить, что по вкусу сердца будет назначаться и будущая вечная обитель, а вкус у сердца там будет такой, каким образуют его здесь. Очевидно, что театры, балаганы (кабельное телевидение. – мон. К. Р.) и тому подобное негодны для христиан» (Феофан Затворник, святитель. Путь ко спасению).
«Театр (и кабельное телевидение. – мон. К.Р.) усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой… Театр (и кабельное телевидение. – мон. К.Р.) – школа мира сего и князя мира сего – диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла (см.: 2 Кор. 11: 14), чтобы прельщать удобнее недальновидных; иногда ввернет по-видимому и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то, пожалуй, и больше» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Нет, святые отцы нашей Церкви не давали себя обмануть – последуем и мы их примеру. Давайте подражать отцам и называть вещи своими именами. Если вы уже смотрели «Игру престолов» или другие душепагубные вещи, постарайтесь начать молиться. Поначалу это будет нелегко, потому что ужасающие сцены инцеста, насилия и пыток будут продолжительное время снова вставать перед вашим мысленным взором, вступая в противоречие кроткому духу раскаяния и любви. Но не сдавайтесь! Наш Небесный Отец, Его Сын Иисус Христос и Пречистая Божия Матерь сотворят с вами чудо и очистят ваши души от беспокоящих образов.
И давайте пожалеем нашего возлюбленного святителя Иоанна Златоуста, который по-прежнему печалится о нас, христианах:
«Поэтому я не перестану делать и говорить все – хотя бы нужно было опечалить вас, хотя бы показаться ненавистным, хотя бы несносным, – чтобы мне можно было предстать пред тем страшным престолом, не имея “пятна, или порока, или чего-либо подобного” (Еф. 5: 27). Да будет же молитвами святых, чтобы уже развратившиеся скоро обратились, а оставшиеся неповрежденными еще более преуспели в чистоте и целомудрии, чтобы и вы достигали спасения, и мы радовались, и Бог прославлялся ныне и присно, и в бесконечные веки веков. Аминь».
Монахиня Корнилия (Рис)
Источник: "Православие.Ру"
Перевел с английского Дмитрий Лапа
[1] https://www.psychologytoday.com/blog/get-psyched/201302/why-do-people-deny-violent-media-effects.
[2] TV Viewing Linked to Adult Violence (Связь просмотра телевидения с насилием взрослых) // New Scientist // https://www.newscientist.com/article/dn2109-tv-viewing-linked-to-adult-violence/.
[3] http://www.psychiatrictimes.com/child-adolescent-psychiatry/violence-media-what-effects-behavior.
[4] http://www.mghclaycenter.org/parenting-concerns/families/whats-effect-violent-graphic-television/.