Как сообщают украинские СМИ, одна из основательниц группы FEMEN, Оксана Шачко совершила самоубийство в Париже, написав предсмертную записку на английском языке: “Вы все – фейк”. По словам друзей Оксаны, за два года это уже была уже третья попытка уйти из жизни.
Молодая женщина вела активный богемный образ жизни, проводила художественные выставки, дружила со знаменитостями и привлекала внимание СМИ. Пока не ясно, что именно побудило ее к роковому шагу. В интернете ходят противоречивые сведения о том, она ли спиливала Крест в Киеве, или какая-то из ее соратниц – да это и не так важно, действие было коллективным. Как это объясняли они сами, “Данным актом FEMEN призывает все здравые силы общества нещадно выпиливать из мозга трухлявые религиозные предрассудки, служащие опорой диктатуре и препятствующие развитию демократии и свободы женщин”.
Эта трагическая смерть нуждается в осмыслении. Можно, конечно, сделать это на самом простом уровне. Фемен – кощунницы, богоборчество разрушает душу, трудно “выпилить из мозга” “трухлявые религиозные предрассудки” не повредив при этом своему душевному здоровью. Все это не то, чтобы неверно – но это слишком узко. Это сужение восприятия до простой схемы “они – плохие, мы – хорошие”, схемы, из которой невозможно извлечь никаких уроков для нас самих.
А извлечь уроки необходимо – потому что мы, православные христиане, призваны проповедовать Евангелие всей твари. Выходки людей неукротимо враждебных Евангелию – это не повод для раздражения, гнева или страха. Это возможность для свидетельства о Евангелии. Как самим этим людям, так и всем остальным – включая людей, симпатизирующих Церкви или даже тем, кто прямо относит себя к православным. Потому что, увы, многим из этих людей Евангелие не проповедано – или, во всяком случае, ими не усвоено. Как это видно из реакции на самоубийство Оксаны.
ФЕМЕН усердно провоцировали ненависть – и это им удавалось, тем более, что вызвать в падшем человеке ненависть – дело более чем нехитрое. Это вот любовь вызвать трудно – а ненависть воспламеняется как будто только того и ждала. Поэтому известие о смерти Оксаны вызвало волну злорадства в социальных сетях – и, увы, даже среди православных людей нашлись те, кто отреагировали на новость с неким мрачным удовлетворением – мол, вот, Божия кара постигла кощунницу.
Есть история про некоего человека, который вообразил, что полностью очистился от греха, и ветхий Адам в нем совершенно умер. Кто-то из его знакомых внезапно вылил ему на голову ведро воды. Тот пришел в ярость от такой хамской выходки. “Ну вот видишь – сказал ему этот знакомый – ветхий Адам в тебе не умер. Он только немного задремал, и проснулся от ведра воды”. Хамские, возмутительные, кощунственные выходки Фемен, как внезапный резкий толчок, поднимают со дна душ, то, что там было накоплено. Или скорбь и печаль о таком горьком помрачении молодых женщин, которые могли бы вступить в брак, жить в любви, растить детей, но свернули на путь злобы и отчаяния, или, напротив, ярость и ненависть.
И трагическая смерть Оксаны – это тоже такой резкий толчок, который выплескивает содержание человеческих сердец. И часто там оказывается вовсе не Евангелие. Там оказывается такое представление о Боге, которое является проекцией худших человеческих качеств.
И нам очень важно напомнить себе и другим, что Евангелие – это не весть о том, что Бог хочет отправить грешников в ад. Это весть о том, что Бог непрестанно ищет спасти грешников от ада, куда они, в своем безумии и ослеплении, устремляются сами. Бог “хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины” (1Тим.2:4) “Разве Я хочу смерти беззаконника? говорит Господь Бог. Не того ли, чтобы он обратился от путей своих и был жив?” (Иез.18:23) Как говорит Господь Иисус, “Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? и если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти незаблудившихся. Так, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих” (Матф.18:12-14). Смерть человека от собственной руки, в неверии, нераскаянии и отчаянии – это нечто абсолютно противное воле Бога. Выражать тут радость или хотя бы удовлетворение – значит сорадоваться бесам.
Небеса радуются о спасении грешников; об их гибели радуются в аду. Люди, которые восклицают, “поделом” или “так ей и надо” и тому подобное, сопричисляют себя к аду, а не к раю. Если люди не поняли даже этого – значит, увы, Евангелие их еще не достигло.
Объявлять смерть Оксаны заслуженной карой Божией – как если бы Бог хотел смерти грешницы, и каким-то образом причинил ей это смерть – значит подменять Бога Библии какой-то злобной карикатурой. Бедная женщина причинила смерть себе – и это было абсолютно противно воле Божией. Косвенно, смерть причинило ей ее окружение – которое не могло и не хотело дать ей что-то стоящее того, чтобы жить дальше.
Но Бог – всегда и неизменно – искал и ищет только блага и спасения всякому своему творению. Бог всегда простирает руки Свои к народу непослушному и упорному, Бог всегда и всех зовет ко спасению. Дверь Его дома открыта. Да, увы, волю Божию о себе можно отвергнуть. Человек может отказаться от милости Божией. Самое страшное, он может отказаться от нее окончательно. Как же Христос относится к этим закоренелым и погибающим грешникам? Он оплакивает их, как оплакивал гибель Иерусалима (Лук.19:41). Как и святой Апостол Павел оплакивает нераскаянных грешников (2Кор.12:21).
Радость или чувство глубокого удовлетворения по поводу чьей-либо гибели выдает в человеке болельщика противоположной команды. И, увы, человека, который еще не является христианином – потому что Евангелие, благая весть о том, что “так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную” (Иоан.3:16), ему просто неизвестна. Бог любит дурных людей и ищет им спасения. Как говорит святой Апостол Павел, “Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблуждшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга. Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения и обновления Святым Духом, Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего” (Тит.3:3-6).
Смерть и ад – это не то, что Бог ищет причинить Своему творению в ответ на оскорбивший Его грех. Грех это и есть, по своей природе, смерть и ад, и погибель – это то, что грешник причиняет себе. Бог всегда ищет ему спасения – подобно тому, как родители ищут спасения сына-наркомана, который губит себя.
Да, предаваясь греху, кощунству, ненависти к Богу и всему святому, человек губит себя самым страшным, и, возможно даже, необратимым образом. Это правда, и ее важно знать. Но важно знать, что Бог всегда ожидает его возвращения. Как говорит Христос, “приходящего ко Мне не изгоню вон” (Иоан.6:37).
И этот призыв остается в силе для подруг и соратников Оксаны – как и для всех нас.
СЕРГЕЙ ЛЬВОВИЧ ХУДИЕВ
Источник: "Радонеж"