21 июля 2018 года в передаче «Церковь и мир», выходящей на канале «Россия-24» по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой:
Е. Грачева: Здравствуйте, Владыка!
Митрополит Иларион: Здравствуйте, Екатерина. Здравствуйте, дорогие братья и сестры.
Е. Грачева: Владыка, Россия успешно провела чемпионат мира по футболу, с чем уже даже не спорят и западные журналисты, которые и здесь были, и слушали мнения болельщиков, посетивших Россию. Но был ряд неприятных инцидентов, например, выходка хорватского защитника Домагоя Виды, который после победы его сборной над Россией скандировал: «Слава Украине! Эта победа за Украину». Позже, он, кстати, за свои слова все-таки извинился.
На Ваш взгляд, о чем свидетельствуют такие проявления со стороны хорватов по отношению к русским? Понятно, что к спорту все это не имеет никакого отношения.
Митрополит Иларион: Думаю, что в целом чемпионат прошел очень хорошо и подобного рода инциденты нисколько не омрачают то общее положительное впечатление, которое получили все, кто приезжал сюда: болельщики из разных стран, многие политические лидеры, которые приняли участие в чемпионате, и миллионы болельщиков, которые наблюдали за матчами этого чемпионата с экранов телевизоров.
Конечно, это было большое и весьма значимое событие для страны. Мы знаем, что решение о том, что чемпионат пройдет в России, было принято еще в 2010 году, но именно сейчас этот чемпионат пришелся как нельзя кстати, потому что Россия находится в определенной политической изоляции и очень многие люди получают о России неадекватную информацию из западных средств массовой информации. И было немало людей, которые приехали в Россию впервые, увидели, как живет наша страна, и уехали с совершенно другими впечатлениями.
Е. Грачева: Но между тем, если анализировать публикации наших отечественных журналистов внутри страны, то по некоторым из них могло сложиться впечатление, что этот чемпионат — не столько проверка спорта и способности провести спортивное состязание, сколько проверка состояния дел внутри Кремля. Как относиться к тем, кто в России последовательно занимает антипатриотическую позицию и что такое вообще патриотизм в понимании Церкви?
Митрополит Иларион: Считаю, что патриотизм очень сложно навязать человеку. Если, например, человек не любит свою мать, то его будет очень трудно заставить ее полюбить. Но когда человек не любит свою мать — это все-таки аномалия с нравственной точки зрения. Если человек не любит свою Родину — с нравственной и с духовной точки зрения это, конечно, аномалия, но такие люди есть и будут всегда. И я не думаю, что этих людей нужно подвергать каким-либо карательным мерам только за отсутствие у них патриотизма.
Другое дело, что патриотизм — это чувство, которое надо в людях воспитывать. Его нельзя навязывать, но его можно воспитывать.
Е. Грачева: Я не знаю, владыка, следили ли Вы за турниром, смотрели ли матчи с участием нашей сборной, но стало ли для Вас удивлением, как тепло принимали наших ребят, даже несмотря на обидное поражение в ¼ финала? Это чувство единения нации — оно ощущалось, скажем, на уровне прихожан в церкви?
Митрополит Иларион: Оно ощущалось, в частности, в Москве, где я живу. Иногда просто выходя на улицу, я видел счастливые лица людей, видел, какое глубокое удовлетворение приносят эти победы. И, конечно, надо сказать, что российская сборная показала себя на очень высоком уровне в этом чемпионате: она прошла в четверть финала, что само по себе является большим достижением, и даже поражение российской сборной в матче с хорватами не вызвало какой-то ненависти к нашим спортсменам или какого-то осуждения. Наоборот, и Президент их поздравил с очень качественной игрой, и, я думаю, что и население — те люди, которые следили по телевизору за этой игрой — увидели, что наши спортсмены старались изо всех сил, и проиграли они просто потому, что это было честное соревнование.
Можно сказать, что очень многих людей этот чемпионат сплотил именно вокруг своей Родины, вокруг ее истории, вокруг наших национальных ценностей. Я хорошо помню время, когда патриотизм искусственно навязывался через идеологию, и многие люди именно по этой причине не были патриотами. Сейчас никто никому не навязывает патриотизм, а люди ярко, эмоционально проявляют свою любовь к Родине, что не может не радовать.
Е. Грачева: Еще одна новость не может не радовать, если действительно эта инициатива воплотится в жизнь: омбудсмен Анна Кузнецова поддерживает проект Госдумы учредить День отца. Как известно, у нас есть День семьи, есть День матери. На Ваш взгляд, такой праздник, как День отца, поможет повысить социальную ответственность этой роли отца в стране и, может быть, вернет осознание тем отцам, которые своих детей не видят, что нужно эту ситуацию изменить?
Митрополит Иларион: Если праздник будет правильно организован, то он, конечно, поможет. Если же он станет очередным поводом для мужчин напиться, то не думаю, что от такого праздника будет большая польза.
Проблема отсутствия социальной ответственности у многих отцов — это очень серьезная наша проблема. Начнем с того, что некоторые мужчины становятся отцами против своей воли. Когда они заводят роман с какой-нибудь девушкой или женщиной, потом рождается ребенок, а они не хотят ни заниматься воспитанием этого ребенка, ни платить алименты.
Здесь, я думаю, и наше законодательство должно совершенствоваться в том плане, что если отцовство того или иного человека выявлено, он обязан платить алименты, хочет он этого или не хочет. Он обязан нести ответственность за ребенка, даже если это не входило в его планы.
Отцовство — это не менее важная функция в семье, чем материнство. И то, что у нас так много неполных семей, так много матерей-одиночек — во многом вина тех мужчин, которые безответственно относятся к своим отцовским обязанностям. Если появится праздник, который будет о них напоминать, то это можно только приветствовать.
Е. Грачева: Неизвестно, какой праздник — День матери или День отца будет в будущем отмечать модель Анхела Понсе: дело в том, что это трансгендер, в прошлом мужчина, а теперь женщина. Красивый человек, который выиграл титул «Мисс Испания» в 2018 году и будет представлять страну на конкурсе «Мисс Вселенная». Как Вы относитесь к такого рода допущениям в таком конкурсе и, по большому счету, имеет ли это значение, если это, в общем-то, универсальная модель для того, чтобы в будущем демонстрировать одежду, украшения и так далее?
Митрополит Иларион: Начнем с того, что лично я вообще отношусь отрицательно к конкурсам красоты, ибо не считаю, что подобные конкурсы выявляют реальную человеческую красоту. Я думаю, что за этим стоит индустрия порока. И я знаю, что судьбы очень многих женщин, которые выигрывали эти конкурсы, складывались в итоге крайне неблагополучно. Это первый момент.
Второй момент — это то, что Церковь вообще не признает перемену пола. Если, например, какой-то человек был мужчиной, а стал женщиной и потом приходит в храм на исповедь для того, чтобы причаститься, то мы можем допустить этого человека только с его прежним именем. И мы этого человека воспринимаем не как носителя того пола, который он сам себе присвоил в результате хирургического вмешательства, а как носителя того пола, который изначально ему был дан Богом.
Отсюда вытекает и отношение Церкви к любым другим явлениям, связанным с этим в основе своей глубоко, с нашей точки зрения, порочным и аморальным явлением.
Е. Грачева: Любопытно, что первую операцию по смене пола провели в Советском Союзе в 1970 году, хирурга звали Калнберз, и он советовался со священниками, прежде чем провести эту операцию. Чем объясняется, что в 70-е годы, в годы рассвета Советского Союза, хирург шел за советом к священникам? И почему они не дали тогда однозначного ответа?
Митрополит Иларион: Во-первых, к каким священникам он ходил — к православным, католическим, к протестантскому пастору, или к какому-нибудь сектантскому проповеднику, — мы не знаем. Во-вторых, у Православной Церкви всегда была четкая позиция по данному вопросу, но, конечно, в 70-е годы никто ничего об этом не знал. Мы свою позицию по вопросу перемены пола официально сформулировали только в 2000 году в документе, который называется «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Это не значит, что этой позиции у Церкви не было раньше, но она не была официально сформулирована. Тем более в 70-е годы, когда Церковь вообще не участвовала ни в каких общественных дискуссиях, находилась в полной изоляции.
Поэтому я не могу сказать, что это были за священники, почему они не могли дать однозначного ответа. Те священники, с которыми я общался в 70-е годы, думаю, если бы к ним пришел такой врач, они бы дали совершенно однозначный ответ, что перемена пола противоречит религиозному вероучению, она противоречит замыслу Бога о каждом человеке.
Кроме того, причины, которые сейчас часто приводят к смене пола, с нашей точки зрения являются надуманными и искусственными. Например, говорят, что человек должен иметь право поменять пол, потому что он себя ощущает не мужчиной, допустим, а женщиной. А что значит — ощущает, как это ощущение сформулировано, откуда оно появилось? Может быть, это вообще психическая болезнь, может быть, это аномалия? С церковной точки зрения это аномалия, если человек, будучи мужчиной, ощущает себя женщиной, или наоборот. Это аномалия, с которой надо бороться — либо духовными средствами, либо ходить к психологу или психиатру. Но это не повод для того, чтобы осуществлять сложнейшие операции по перемене пола.
Кроме того, мы не должны забывать о том, что ни один человек, который сменил пол, не является полноценным носителем того пола, который он себе присвоил, потому что полностью изменить половую природу человека невозможно, можно только сымитировать это изменение природы. И это доказывается очень простыми физиологическими особенностями человека, который изменил пол. Например, мужчина, превращенный в женщину, никогда не сможет родить ребенка, а женщина, превращенная в мужчину, никогда не сможет зачать ребенка — это общеизвестный факт. А то, что я сейчас назвал, является неотъемлемыми принадлежностями пола. То есть это значит, что никакой реальной перемены пола не происходит: просто человек надевает на себя маску и начинает ее носить. И он верит в то, что произошло изменение, тогда как на самом деле изменения не случилось, изменились только некоторые физиологические характеристики этого человека.
Е. Грачева: Владыка, а теперь к новостям, которые приходят из Госдумы. Депутаты предлагают все же отменить уголовное наказание за репосты чужих публикаций в социальных сетях, которые судом признаны экстремистскими или нарушающими иные права и закон. Вспомнить хотя бы резонансное дело воспитательницы из Екатеринбурга Евгении Чудновец: я напомню, что ее осудили на шесть месяцев за подобный репост чужой публикации о насилии над ребенком. Как Вы относитесь к этой инициативе и поддерживаете ли Вы ее?
Митрополит Иларион: Я думаю, что ответственность за публикации несут те, кто эти публикации осуществляет. Репост, то есть простая пересылка той или иной публикации какому-то человеку или группе людей, не может квалифицироваться как преступление, равное публикации конкретного материала.
Другое дело, что, переопубликовывая чужие материалы, человек берет на себя часть ответственности за последствия публикации этих материалов. Поэтому какие-то системы контроля необходимы. Самая лучшая система — это блокировка сайтов, которые распространяют подобного рода информацию. Но, конечно, уголовное наказание просто за репост — это чрезмерная мера и, я думаю, что решение Госдумы в данном случае правильное. Тем более что очень часто репостами занимаются лица несовершеннолетние, молодого возраста, которые делают это, просто даже не подумав о последствиях своих действий.
Е. Грачева: Но это делают не только несовершеннолетние дети, но очень часто и журналисты, и блогеры, и те, кто проявляет активную гражданскую позицию. Я хотела бы привести слова Сергея Стиллавина, который публикует свежее видео о том, как малолетние девочки исполняют танцы на шесте в деревне в качестве увеселительного мероприятия. Он задается вопросом: «Это бодрое кувыркание на шесте в купальнике и на каблуках при многочисленных зрителях, среди которых явно различимы маленькие мальчишки — эта срамота взрослыми организаторами расценивается как удачная культурная программа?»
Вы это видео, я знаю, видели. Что Вы по этому поводу думаете, должны и могут ли малолетние дети принимать участие в подобных развлечениях?
Митрополит Иларион: Дети не должны принимать участие в подобных развлечениях. В данном случае речь не идет о порнографии, но речь идет о действиях, которые детей развращают. Они развращают и тех детей, которые в этом участвуют, и тех детей, которые на это смотрят, и тех детей и взрослых, которые на это смотрят через Интернет. Поэтому я вполне склонен солидаризироваться с мнением этого журналиста, Вашего коллеги.
Е. Грачева: Тем родителям — мамам, бабушкам, дедушкам этих девочек — как бы Вы посоветовали через нашу программу организовать досуг своих малолетних девочек?
Митрополит Иларион: Во-первых, я бы посоветовал никогда не выставлять детей напоказ и на посмешище. Особенно в обнаженном или в полуобнаженном виде, потому что все это может привести к печальным последствиям. Многие изнасилования начинались с того, что кто-то увидел кого-то на фотографии или на видео, затем начал преследовать, а потом происходит изнасилование или даже убийство. Я бы хотел призвать всех — и родителей, и бабушек, и дедушек: берегите своих детей, внуков. Не допускайте, чтобы на них смотрели как на предмет вожделения. Мы должны сделать все, чтобы защитить их от подобного рода рисков.
Во второй части передачи митрополит Иларион ответил на вопросы телезрителей, поступившие на сайт программы «Церковь и мир».
Вопрос: Есть ли при Церкви центры помощи женщинам в трудной жизненной ситуации?
Митрополит Иларион: Да, такие церковные благотворительные центры сейчас открываются и уже действуют во многих епархиях. Первый центр для беременных женщин, находящихся в кризисной ситуации, был создан в 2012 году по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. Затем в 2016 году Русская Православная Церковь собрала 38 млн. рублей и все они пошли на создание таких центров.
В таком центре беременная женщина может некоторое время пожить, там можно получить бесплатную еду, предметы гигиены, коляску и одежду для ребенка. Поэтому это направление церковной благотворительной деятельности сейчас активно развивается.
Вопрос: Зачем Христос крестился?
Митрополит Иларион: В Евангелии рассказывается о том, что проповеди Иисуса Христа предшествовала проповедь Иоанна Крестителя: он на берегах Иордана крестил людей, проповедовал покаяние и говорил: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2). И в один из дней к нему пришел Иисус Христос для того, чтобы принять крещение.
Люди принимали крещение во очищение грехов. Иисус Христос как воплотившийся Бог не имел никакого греха, и Он принял крещение как благословение того, кто уже вел проповедь покаяния до Него на Свое собственное служение. Но, прежде всего, Он принял крещение потому, что вся Его жизнь носила искупительный характер, и, принимая крещение, Он как бы принимал на себя грехи людей, и совершил это крещение во искупление людей.
Кроме того, когда Господь Иисус Христос выходил из воды, как нам говорит Евангелие, то люди увидели, что Святой Дух в виде голубя сходит на Него и услышали голос Отца, который сказал: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Праздник Крещения Господня называется Богоявлением, потому что впервые в истории три Лица Святой Троицы — Отец, Сын и Святой Дух — были явлены именно в этом событии.
Я хотел бы завершить эту передачу словами апостола Павла из Первого послания к Коринфянам: «Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).
Я желаю вам всего доброго и да хранит вас всех Господь.
Источник: "Служба коммуникации ОВЦС "