В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Политика и религия в России (Between Two Worlds США)

Я решил взяться за иное направление, отойти от явно политической направленности заметок в блоге, недавно мной написанных. В следующий двух частях я буду рассматривать религию в России. Первая часть будет более обобщённая, с историческими и политическими моментами. В следующей части я обращусь к более личным вопросам религии и жизни здесь, в России. У меня есть несколько причин обсуждать религию в России: во-первых, для многих из нас это время Великого поста.

Это период 40 дней «аскетического питания» перед неделей Пасхи, которую большинство людей на Западе называют Easter. Это самое важное время в Русской Православной Церкви. Так что особенно в это время года мои мысли естественным образом обращаются к теме веры. Во-вторых, на прошлой неделе ушел из жизни Билли Грэхем. Грэхема хорошо знали, им восхищались, но те из нас, кто вырос в большей частью протестантском мире и на сельскохозяйственном юге особенно им гордятся, как «одним из нас». Он обедал с президентами и проповедовал по всему миру. Помимо политиков очень немногие люди моей культуры имели такую возможность. Хотя он был весьма известен, Грэхем никогда, казалось, не терял ощущения того, кто он такой, и евангелизм стал не спором о популярности, и не средством обретения материальных благ. Его смерть вернула меня в детство и религиозную атмосферу тех дней. В-третьих, время от времени я получаю вопросы о религии в России. Те, кто никогда тут не бывал, по-видимому, весьма этим интересуются. И, наконец, я полагаю, понимание кое-чего относительно религиозного характера страны существенно для понимания её культуры и ценностей. Хотя религия и вера для многих современных обозревателей имеют номинальное значение, я думаю их игнорирование вынуждает человека упускать массу интересных и важных характерных черт такой страны, как Россия.

Пояснение: Я используют термины «религия» и «религиозный» , чтобы обратиться в первую очередь к общественному восприятию вопросов веры. Я осознал некоторые накладки или противопоставления веры и религии. (Да, я встречам посты «Я не религиозен, я просто люблю Иисуса). Я пользуюсь термином для социологического описания. Давным-давно Эмили Деркхейм представляла религию как систему верований и обычаев, связанных с тем, что кто-то считает «священными» и включает сюда объединение с другими в сообществе единой морали. Если кто-то посещает церковь, синагогу или мечеть, к примеру, то он считается «религиозным» в этом смысле слова.

Моя целевая аудитория, опять-таки, это люди, слышащие о России в новостях, но хотел бы знать, какова тут жизнь в реальности. Как общеизвестно, очень немногие на Запада доверяют тому, что слышат в ведущих СМИ о многих вещах, включая Россию. Обсуждение религии и веры в блоге означает, что мне придется опустить некоторые запутанные, хотя и важные моменты. Я надеюсь, читатели смогут вынести некое основное понимание. Как бы то ни было, именно такова моя цель. Я дам некоторые исторические основания и общий взгляд на религию здесь. За долгую историю России её руководители в разные времена искали возможность поощрять религию, смешивать её с политикой или, большую часть прошлого столетия, вычеркнуть её из жизни России вообще.

Роль религии в истории России весьма отлична от американского опыта. Во-первых, христианство, особенно Восточное Православное Христианство, является доминирующей религией в этом регионе мира более тысячелетия, хотя присутствуют и другие религии или ответвления христианства.

По согласно традиции христианство было принесено в регион Святым Андреем, апостолом Иисуса. Я пропущу историческое развитие событий, чтобы перейти к основному ( некоторые считают это легендой) о том, как «Киевская Русь» стала христианской. Князь Владимир (987), полагая, что одна религия объединит княжество, отправил эмиссаров в соседние регионы, чтобы понять, какую религию стоит принять. Они возвратились с новостями, что булгарские мусульмане не имеют развлечений, да и пахнут плохо. Немецкая религия тоже не лучше. Надо искать дальше, однако, после знакомства с Православной Церковью в Константинополе, они сообщили: «Нам больше не надо знать, на небе мы или на земле, такая красота, которой мы ранее не знали, всё сама сказала о себе». Теперь большинство историков считают, что всё было несколько более сложно, но дело в том, что старая Русь «официально» приняла православное христианство. Князья и цари династии Рюриков и позже Романовых считали себя и земли, которыми правили, христианами. По их мнению, император был лишь представителем Бога для народа, как и священники.

Большую часть своей истории русское общество жило по христианскому календарю. В такое время, как сейчас, во время Великого поста, ежедневная жизнь сконцентрирована и постной еде. Никто не ест мяса или молочных продуктов, многие магазины закрыты, нет представлений в опере или пьес, определённо нет танцев. В некоторых местах даже закрыты юридические фирмы Жизнь крутится вокруг приготовлений к грядущей святой неделе.

Пропустим быстренько время большевистской революции. Я опять пропущу многое. Октябрьская Революция 1917 года стала концом династии Романовых, хотя технически можно утверждать, что именно более ранняя революция в феврале по сути «сделала дело». Однако лидеры большевиков знали, что битва не закончена. Владимир Ленин и другие считали, что религия в целом и православное христианство в частности был настолько вплетены в ткань старого режима, что надо уничтожить и их. Задача была такова: не уменьшить свободу религии, задача состояла в том, чтобы убедить нации всех республик, что религия вообще не вариант. Были предприняты жёсткие меры, в том числе казни, чтобы изменить восприятие людей, и она начали подготавливать следующие поколения к тому, что религия ошибочна и неприемлема.

Мой другой мир — Америка — никогда не имел официальной религии, введённой правительством, или правительства, запрещавшего религиозные обряды. Очевидно, что христианство в Америке было доминирующей религией в смысле количества прихожан. Тем не менее, «теология», скажем, Бенджамина Франклина, Томаса Джефферсона и Джона Адамса представляла три отчётливых взгляда на религию и веру. В нашей Конституции есть упоминания о вере в Создателя, но взгляды тех, кто подписывал документ, различны, от деизма то того, что, возможно, стоит назвать Евангелическим Теизмом. США никогда не были явно против какой-либо религии и не запрещали проведение обрядов любой из основных религий в течение последнего поколения или около того. Когда много лет назад я играл в футбол в старших классах школы, тренер возглавлял нашу команду в «Молитве Господу», мы молились вместе перед выходом на поле. Прямо перед началом игр местный пастор читал проповедь с громкоговорителем. Никто не считал это противоречивым. Времена изменились. При этом, когда американцы интерпретируют религиозные традиции или заявления президента Путина или кого-то ещё в России, глядя сквозь призму американского опыта, возникает опасность неверного понимания. Так что я предложу несколько наблюдений, основываясь на собственном опыте жизни в обеих «мирах», которые, как я надеюсь, будут полезны.



Хотя Русская Православная Церковь занимает доминирующее положение в смысле количества прихожан и влияния, она тут не единственная. В законе России 1997 года упоминаются основные четыре значимых религии — христианство, ислам, иудаизм и буддизм после православия следующей широко распространенной религией является ислам. По оценкам около 5-7% населения составляют мусульмане. В сентябре 2015 года президент Путин выступал на открытии Московской Кафедральной Мечети, крупнейшей в Европе. Там присутствовал и президент Турции Эрдоган, палестинский лидер Махмуд Аббас и глава Чечни Рамзан Кадыров. Путин восхвалял «великую глобальную религию ислам», одновременно осуждая «террористов так называемого Исламского Государства*».

В городах такого же размера, как Луга, есть ещё римско-католическая и протестантская церкви, хотя их меньше, чем в городах такого размера в Америке. Протестанты и католики составляют небольшой процент населения, (большинство считает, что их 2-3%) но они присутствуют на религиозном ландшафте России. Летом 2016 года я написал три блога об анти-террористическом законе, который стал известен, как «анти-миссионерский». Несмотря на тревожные сигналы с Запада, что действия протестантов стали противозаконными, я попытался показать, почему такая интерпретация ошибочна. С тех пор ничего существенного не упоминалось. Несколько человек были оштрафованы на небольшие суммы за нарушение визового режима, но протестантские церкви продолжают работать как и прежде свободно, насколько я могу судить. Никто из моих русских друзей-протестантов или моих американских друзей-протестантов, которые приехали сюда им помочь, не жаловались ни на какие проблемы.

Я уже упоминал в блоге о жизни Путина в детстве, что когда он рос, его семья делила коммунальную квартиру с семьей, следовавшей иудаизму, какие у них были тёплые отношения, повлиявшие на его взгляды на иудаизм во время взросления. Это не отменяет того факта, что в России «в воздухе» ощущаются анти-еврейские настроения. У иудаизма в России давняя и неспокойная история, но сегодня, вероятно, менее 1% населения составляют евреи, и большинство этих людей считают себя этническими евреями, но не соблюдают обряды.

Оценки сколько русских православные сильно различаются, но последнее, что я читал — что таких 41%. Намного больше тех, кто причисляет себя к православным, чем тех, кто на самом деле посещает литургии на регулярной основе. Тот факт, что многие люди считают себя частью религиозной группы, но на самом деле реально не принимают участия в церемониях, для многих стран вполне обычное явление. И всё же без сомнений Православие занимает видное место в истории России и является религией, с которой себя отождествляет большинство русских. Когда Владимир Путин хочет обратиться за помощью к «религиозному сообществу», он обращается к Патриарху Московскому или другим представителям Русской Православной Церкви.

Надо помнить, что откровенно атеистический и анти-религиозный настрой Коммунистической партии, насколько я могу судить, был устранён. На грядущих выборах Коммунистическая Партия Российской Федерации выбрала своим кандидатом Павла Грудинина. Впервые с момента распада СССР их кандидатом стал не Геннадий Зюганов. В одной из статей, которую я читал, говорилось, что они готовятся к «жизни после Путина». Они знают, что Грудинин не победит. Они хотят вывести его имя и его взгляды на политическую арену именно сейчас. Он умеет хорошо говорить. Когда Путин будет на посту эти шесть лет, люди привыкнут видеть имя Грудинина, а в узнавании имени есть определённая ценность. Я думаю, таково логическое объяснение этого события. Нет никаких свидетельств, что Зюганова пришлось просить отойти в сторону. Он согласился с планом, судя по словам автора статьи. Я не думаю, что их план сработает, поскольку, по-моему, Путин вскоре начнет подготавливать себе замену, чтобы дальше проводилась нынешняя политика. Однако, для нас важно, что Коммунистическая партия по возможности не стремится к соперничающим отношениям с Русской Православной Церковью. Прошли времена Ленина, Сталина и Хрущева, которые жёстко противодействовали церкви. Если бы сегодня коммунистические руководители боролись с церковью, они потеряли бы политическое влияние. Из того, что мне сказали старые коммунисты — а я время от времени прохожу мимо них — я не увидел у них оппозиции к религии.

Поскольку моя жена родилась и росла во времена расцвета коммунизма, то многие наши друзья и знакомые — бывшие коммунисты. Я думаю, эти отношения помогли мне лучше понять политический и религиозный ландшафт России. Я думаю, многие русские целого поколения похожи на моих друзей Геннадия и Машу. Геннадий ушёл в отставку из российской армии, а Маша — школьный учитель на пенсии. Оба они были членами компартии (буквально) до распада СССР. Они из того поколения, которое воспитывалось, как октябрята, пионеры и комсомольцы. Они никогда не думали стать религиозными. Однако, сейчас другая жизнь, и их взгляды изменились. Их дети выросли православными и каждую неделю берут внуков в церковь. Когда-то это их шокировало бы и вызвало семейные распри. Но не теперь. Хотя сами они и не посещают службу, но Геннадий и Маша заходят в церковь поставить свечку и помолиться в особых случаях, радости или необходимости. Они даже стали обсуждать более частые посещения церкви в будущем.

Моё представление в том, что Владимир Путин, возможно, не обладает на них влиянием. Я не имею в виду, они смотрят на него и думают, что всё обойдётся. Я думаю, что он изменил «атмосферу» так, чтобы стало лучше для отношений таких людей, как Геннадий и Маша и церкви. Они не голосовали за Путина, когда он впервые избирался. Они предпочли кандидатов-коммунистов. Однако со временем они пришли к пониманию, что он хорошо работает и Россия под его руководством меняется к лучшему. Хотя Путин не был кандидатом Коммунистической партии, но тот факт, что он ранее служил в КГБ, вероятно, облегчил им и многим другим того поколения голосование за не коммуниста. Более того, Геннадий и Маша считают, что Православная Церковь сохраняет и ощущение русской принадлежности, и морали, которые они считают весьма ценными для общества. Они не против, что их внуки крещены в Русской Православной Церкви. Церковь поддерживает сильную семью, честность в делах и заботится о нуждающихся. Это те ценности и моральная поддержка, которые они считают важными. В отличие от многих руководителей советских времён, именно эти ценности они и многие другие считали благом в коммунизме. То, что они не приемлют всё церковное учение, не означает, что они не видят общего в их поколении и церкви в стране. Когда я говорю «коммунист», для многих моих американских друзей это напоминает о Ленине, Сталине, Хрущеве, как я уже говорил выше, словно они типичные русские. Мой ответ им таков: ответьте, Хиллари Клинтон и Дональд Трамп — что, обычные американцы. Ведущие СМИ в Америке подают стереотипы русских и надеются, что американцы сделают вывод «все они такие». Отметим ещё раз, как Джеймс Клэппер ясно выразился в том, что смешал всех русских, как «генетически» предрасположенных делать всё, чтобы все контролировать, в чём он их и обвинял. (Пояснение: Обвинение Клэппера выглядит ещё более бесстыдным, поскольку он врал Конгрессу перед телекамерами. Мистер Уайден (из Орегона) прояснил, что хотел получить ответ «да» или «нет» на вопрос о том, что во время пребывания Клэппера на посту директора Национальной Разведки, шпионило ли ЦРУ за американцами. Клэппер лихорадочно поскреб свою лысую голову и сказал «Нет». Позже Клэппер сказал Андреа Митчелл, что он выбрал «наименее ошибочный вариант сказать «нет». Конечно, трудно совместить то, что «да» было бы совершенно честно. Что подразумевается под «наименее ошибочным»? Этот человек всё ещё полагает, что имеет право морально оценивать русских, и Вашингтон продолжает просить его свидетельствовать несмотря не то, что он лгал и потом ещё раз лгал о своей лжи).

Владимир Путин — человек, представляемый нашими ведущими СМИ, как миниатюра ужасной России. Кроме того, я слышал от него критику того, что кое-кто считает явным политическим лицемерием «играть» в бывших коммунистов, как и православных. Я напоминаю читателям о его происхождении и семье, о чём я писал несколько недель назад. Владимир Путин был единственным выжившим ребёнком человека, ставшего коммунистическим агитатором на заводе, и матери-христианки, которая хотела его причастности к церкви. Их брак был успешен. Путин очень высоко ценил отвагу отца, а его утраченная конечность напоминала Путину о том, чем рисковал отец ради страны. Президент Путин говорит с большой любовью, когда рассказывает, как его благочестивая мать вынуждена была сговориться с соседями, чтобы его крестить. Это не значит, что я думаю, что Путин всегда прав. Это значит, что религия всегда была частью его жизни. Как и коммунизм был его миром. Его пример проясняет таким людям, как Геннадий и Маша, что им надо не отвергать своих христианских соседей или расстраиваться из-за того, что их дети воспитывают семью в вере. Разве это не идеальный «баланс»? Вероятно, нет. Тем не менее, ни Геннадий, ни Маша, ни многие из наших православных друзей не думаю, что Путин «использует религию» для набора голосов. И некоторые их них не собираются за него голосовать. Однако, отсутствие их поддержки не из-за того, что они считают его слишком религиозным или из-за его коммунистического прошлого.

Из моего опыта люди в России обладают большим ощущением общих моральных обязанностей и целей, чем люди в моей родной Америке. Когда я смотрю новости из Америки, то вижу массу расхождений. Вице-президент Пенс сказал о своей вере и о том, что прислушивается к Иисусу, в интервью и его тут же высмеяли на популярном ток-шоу и обвинили в психическом заболевании. Я слышу ежедневные дебаты по проблемам, связанным с трансгендерностью детей, сексуальной ориентацией и другим, крайне личным вопросам, и о том, как с ними обращаться в государственных школах Америки. На политическом фронте кое-кто пришёл в ярость из-за того, что два агента ФБР, расследовавшие скандал с электронными письмами Хиллари Клинтон, имели связи на стороне, а их многочисленные текстовые сообщения раскрыли явную антипатию в отношении Трампа. С другой стороны многие совершенно убеждены, что должно быть именно русские или некая подобная им группа захватила контроль и провела избрание Трампа. Спустя почти полтора года после выборов, а некоторые до сих пор отказываются признавать выборы правомерными, а расследования тянется и тянется. Миллионы долларов тратятся на расследование, каковы первоначальные обвинения теперь тех 13 русских, кто якобы использовал социальные СМИ для того, чтобы расколоть Америку. В любом другом контексте это было бы смешно: раскол Америки уходит намного глубже и существует намного дольше, чем тот, который 13 человек из любой страны могут устроить с помощью «Твиттера» и «Фейсбука».

В России есть свои распри и разногласия. Конечно, то, что западные СМИ показывают — это «Пусси Райот» и прочие, им подобные, кто чернит страну и её руководителей. Их последователи ничтожны и не заслуживают внимания. К тому же Запад привлекает внимание к кампаниям Ксении Собчак и Алексея Навального, который признан не имеющим права быть избранным из-за прошлых преступлений. Я читал по статье о каждом из них пару недель назад, и обе статьи представляли их «лидерами оппозиции» в России. Я не видел опросов каких-нибудь организаций в России или на Западе, в которых они перешли бы уровень 2% одобрения общества. Оба кандидата привлекают главным образом молодых избирателей, желающих перемен. Их поддержка идёт по большей части от тех, кто не помнит распад СССР и опустошение, принесенное следующим десятилетием. Кандидатам в Америке, которые не могут получить более 2%, не оказывается внимания прессой вообще. Однако, применяются другие стандарты, когда западная пресса освещает события в России.

Я совершенно уверен, что коррупция тут существует, хотя так же уверен, что она не настолько распространена, как было, когда я впервые сюда приехал в 2002 году. Хотя я понимаю, что коррупция в России может существовать на уровне, о котором я не знаю, меня намного больше тревожит вливание денег кандидатам в Америке Джорджем Соросом, «Монсанто», военно-промышленным комплексом и многими другими крупными корпорациями.

В целом отношения между религией и политикой вообще чувствительные и ненадёжные, что в Америке, что в России. Россия, так сказать, имеет опыт. Религия и политика прошли через многие годы, тесно сплетаясь друг с другом. Хотя за эти годы было сделано много хорошего, но коррумпированный характер власти проник и в Церковь, и в Государство. Представление религии, как «опиума для народа» тоже не сработало в смысле уничтожения коррупции. Коммунизм, который, как предполагалось, обеспечит всем гражданам равенство, привёл к тому, что некоторые стали «намного более равными» чем остальные. СССР распался не потому, что Америка выиграла холодную войну; он пал под тяжестью собственного угасания и морального банкротства. Я пишу не как человек, который обладает сложными или особыми знаниями того, что происходило в коридорах и стенах Кремля. Я вижу хорошие вещи, которые, как я думаю, произошли под руководством Путина и я восхищаюсь его интеллектом. Я особо уважаю то, как он сохраняет достоинство перед лицом кризиса и неоправданных обвинений со стороны американских руководителей. Тем не менее, я не думаю, что какой-либо политик может стать спасителем страны, и мои комментарии служат оценкой политики в широком смысле слова, а не человека. Я смотрю «снизу вверх». Я — признанный циник, когда речь идёт о вере в идеальный баланс религиозного влияния и политической власти. Я не думаю, что Россия нашла этот баланс. Но я думаю, что она намного ближе к нему, чем когда-либо была, и ближе, чем я видел где-либо ещё.


Хэл Фримен
Источник: "ПолиСМИ"
Оригинал публикации: "Politics And Religion In Russia "


 Тематики 
  1. Религия и государство   (517)
  2. Религия и общество   (703)
  3. Россия   (1171)