В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

"Истина минус компромисс"

Послезавтра в Москве, в храме Христа Спасителя, открывается Архиерейский собор Русской православной церкви, который рассмотрит важнейшие вопросы – от судьбы екатеринбургских останков до новых правил церковных браков. Он приурочен к 100-летию восстановления Патриаршества в Русской церкви, и об этом наш разговор с главой ОВЦС, митрополитом Волоколамским Иларионом.

- Архиерейский собор, который соберется в среду в Москве, приурочен к 100-летию Поместного собора 1917-1918 годов?

– Он приурочен конкретно в главному деянию Поместного собора 1917-1918 годов – восстановлению Патриаршества. Это было событие, к которому Церковь шла на протяжении очень долгого времени. Потому что после упразднения Петром I Патриаршества она была обезглавлена, главой Церкви фактически считался император, который управлял ею через светского чиновника, именовавшегося обер-прокурором. Такое ненормальное устроение требовало корректировки, и на протяжении всего синодального периода многие церковные деятели – святитель Филарет Московский, святитель Феофан Затворник и многие другие – осознавали, что для восстановления нормальной церковной жизни необходимо восстановление ее канонического строя.

В начале 20 века об этом говорили уже открыто, и в частности на предсоборном присутствии, которое работало с целью подготовить Поместный собор. Но Собор собрался уже после Февральской революции. А решение о восстановлении Патриаршества было принято в самый критический момент нашей истории, когда к власти пришли большевики. Это было, несомненно, промыслительное событие, потому что Патриарх стал гарантом духовного единства, которое было особенно необходимо в годы жесточайших гонений на Церковь. На Архиерейском соборе мы будем вспоминать об этих событиях, о всех жертвах гонений и репрессий, а также говорить о том, какое значение в настоящее время имеет Патриаршество для нашей Церкви.

- А почему фигура Патриарха укрепляет Церковь? Власть, собранная вокруг личности, сильнее?

– Патриарх управляет Церковью. У него в Церкви реальная исполнительная власть и очень широкие полномочия, которые прописаны в церковном уставе. А кроме того, у Патриарха есть личный авторитет, который распространяется на всю Церковь, – епископат, клир и миллионы мирян. Мы слышим, как сегодня звучит голос Патриарха – и с телевизионного экрана, и в газетах, и в других СМИ, и в Интернете. И те импульсы, которые Патриарх посылает всей Церкви, доходят и до архиереев, и до клириков, и до мирян даже в самых удаленных от церковного центра храмах.

- А какие важнейшие импульсы посылал патриарх Тихон своей пастве в 1917 и 1918 годах?

– Главное, что говорил патриарх Тихон: Церковь никогда не должна уклоняться от пути истины и никогда не должна становиться на путь компромиссов. Что гонения, совершаемые против Церкви, не должны сломить верующих. Патриарх своими посланиями и обращениями старался укрепить Церковь в это тяжелейшее для нее время. Но в то же время он пытался найти какой-то модус сосуществования с безбожной властью. И именно он начал тот процесс, который был завершен при патриархе Сергии, – фактической легализации Церкви при новой власти. Он позволил Церкви легально существовать, несмотря на то что фактически она была полностью разгромлена. Так, что к концу 30-х годов у Церкви оставалось всего 4 архиерея и лишь около сотни действующих храмов.

- В год столетия революции, кажется, именно Церковь дает ей наиболее жесткую и определенную негативную оценку. Будет ли Собор возвращаться к оценке революционных событий 1917 года?

– Думаю, что какая-то оценка революции прозвучит из уст патриарха и членов Собора, которые будут обсуждать эту тему. Но мне кажется, что исчерпывающая оценка революционным событиям была дана еще в 2000 году, когда Церковь канонизировала новомучеников и исповедников Церкви Русской. Тогда было ясно сказано кто были жертвами, а кто палачами. И я думаю, что эта оценка остается определяющей для нашей Церкви сегодня. Мы не вступаем в политическую полемику и споры об исторических факторах, которые повлияли на события 1917 года, но постоянно говорим о том, что невозможно построить справедливое общество без Бога. А власть, которая противопоставляла себя Богу, навязывала людям атеизм и развернула беспрецедентные по масштабам гонения против Церкви, запятнала себя своими преступлениями. И этим преступлениям нет никакого оправдания.

- На Архиерейский собор приедут главы других Поместных православных церквей?

– Да, большинство глав Поместных православных церквей уже подтвердили свое участие в завершающей сессии Архиерейского собора.

- Будут рассматриваться вопросы, стоящие на международной повестке дня?

– Я не хотел бы предопределять дискуссии на Соборе по международным темам, но, думаю, что, конечно, невозможно будет обойти ситуацию на Украине. Она остается крайне напряженной и опасной для канонической Украинской православной церкви, подвергающейся дискриминации со стороны нынешних украинских властей. Думаю, что внимание должно быть уделено и проблеме церковного раскола на Украине, который, к сожалению, уже четверть века остается неуврачеванным. Ну и, конечно, на Соборе будет уделено внимание ситуации на Ближнем Востоке, где остается плачевным положение христиан. Хотя последние месяцы благодаря успехам Российской армии в Сирии террористы в этой стране терпят поражение. И в Ираке в значительной степени уменьшилось влияние террористов. Сегодня уже можно говорить о планах по послевоенному устройству этих двух стран, и, я думаю, что этой теме также будет уделено внимание на Соборе – и в докладе Святейшего Патриарха Кирилла, и в дискуссиях.

- А что тут может предложить Собор?

– Я думаю, что прежде всего мы должны услышать голос самих ближневосточных христиан. Одним из наших гостей будет Антиохийский патриарх Иоанн, который расскажет нам о сегодняшней ситуации в Сирии и в Ливане, где на границе с Сирией накопилось около 2 миллионов беженцев. И все они готовы вернуться в свою страну, но для того чтобы они вернулись, должна быть восстановлена инфраструктура, прежде всего жилищная. А кроме того, для верующих людей очень важно, чтобы у них были свои места богопочитания, и это важно и для ближневосточных христиан. Помимо полномасштабной работы по послевоенному устройству и восстановлению Сирии, которую президент Путин обсуждал с президентами Ирана и Турции, там предстоит еще и большая работа по восстановлению храмов, монастырей, разрушенных и поруганных святынь. И это та работа, в которой могла бы принять участие Церковь. Я думаю, что ее участие здесь было бы очень важно, знаю это после прямых контактов с сирийскими христианами, с христианами Ливана и других ближневосточных стран. И очень важно, чтобы помощь, которая будет оказываться, оказывалась адресно, и христиане не остались забытыми "за бортом", как это, к сожалению, часто имело место в прошлом.

- Эта помощь финансовая, гуманитарная?

– Она может быть и финансовой, и гуманитарной, и просто помощью в восстановлении всего, что разрушено, – христианских храмов, святынь, христианских поселений.

- А каковы перспективы уврачевания церковного конфликта на Украине?

– Ну будем смотреть. Невозможно предсказать, как пойдут дискуссии на Архиерейском соборе, несмотря на то, что есть темы, которые подготовлены. Но Собор всегда строится на двух принципах – это свободные дискуссии его членов и это действия Святого Духа, который направляет эти дискуссии. Я думаю, мы должны быть открытыми к тому, что Святой Дух подскажет нам какие-то решения, о которых мы, может быть, и не догадываемся.

- Этот Архиерейский собор будет важным?

– Ни один Архиерейский собор не является просто протокольным мероприятием, проводимым в соответствии с существующим графиком. Он всегда решает накопившиеся проблемы и дает новый мощный импульс развитию церковной жизни.

Елена ЯКОВЛЕВА
Источник: "РГ "


 Тематики 
  1. Православие   (611)