¬ оглавление Ђ–озы ћiраї ƒ.Ћ.јндреева
Το Ροδον του Κοσμου
√лавна€ страница
‘онд
 ратко о религиозной и философской концепции
ќснова: “руды ƒ.јндреева
Ѕиографические материалы
»сследовательские и попул€рные работы
¬опросы/комментарии
Ћента: ѕолитика
Ћента: –елиги€
Ћента: ќбщество
“емы лент
Ѕиблиотека
ћузыка
¬идеоматериалы
‘ото-галере€
∆ивопись
—сылки

Ћента: –елиги€

<< ѕред—лед >>

ѕосол √ермании: "–еформаци€ Ц это путь к образу современного человека"

–юдигер фон ‘рич Ц о лютеранстве в –оссии, рецептах "примирени€ различий" и ограничении власти политиков свободой совести

«авершаетс€ год –еформации, св€занный с 500-летием событий, послуживших началом истории протестантизма. Ёта дата отмечаетс€ и в –оссии, где лютеранство и другие протестантские учени€ существуют со времен »вана √розного. ќтветственный редактор ЂЌ√–ї јндрей ћ≈Ћ№Ќ» ќ¬ задал несколько вопросов –юдигеру фон ‘–»„”, чрезвычайному и полномочному послу √ермании Ц страны, где зародилась –еформаци€.



Ц √осподин посол, как вы считаете, насколько принадлежность к восточному и западному христианству определ€ет различи€ между нашими странами?

Ц –азумеетс€, это разделение и соответственно религиозна€ ориентаци€ верующих способствовали тому, что жизнь в наших странах в прошедшие века складывалась по-разному. — другой стороны, обща€ система христианских ценностей всегда была объедин€ющим элементом. ¬едь все наши государства, наше общество немыслимы без наших христианских корней. Ђ—вободное, светское государство живет предпосылками, которых оно само не может гарантироватьї, Ц сказал один немецкий правовед о нашей ситуации.

Ѕазовые христианские убеждени€ и представлени€ о ценност€х вносились и внос€тс€ в общественный дискурс. » это необычайно важно. ¬ нашей общей германо-российской истории есть хорошие примеры гражданского подвижничества. ¬ св€зи с этим мне приход€т на ум примеры немца, получившего в –оссии прозвище Ђсв€той докторї, и русского, которого ÷ерковь в √ермании рассматривает как видного религиозного философа. я имею в виду католика ‘ридриха …озефа ’ааса (‘едора ѕетровича √ааза) (1780Ц1853) и православного св€щенника јлександра ћен€ (1935Ц1990). ћожно вспомнить и €ркий пример принцессы √ессен-ƒармштадтской Ёлизабет (великой кн€гини ≈лизаветы ‘едоровны): она была не только немецкой принцессой, нашедшей в –оссии свою вторую родину, но и благодар€ своей самоотверженной де€тельности на благо обездоленных, корни которой кроютс€ в диаконических традици€х ее евангелического происхождени€, причислена к лику св€тых –усской православной церкви.

Ц Ќа ваш взгл€д, насколько 500-летие –еформации важно дл€ –оссии? »ли дл€ –оссии это чужа€ дата?

Ц –елигиозно-духовный подъем, вызванный –еформацией, охватил весь мир: более 800 миллионов христиан во всем мире св€заны сегодн€ друг с другом евангельской верой. — неверо€тной силой идеи Ћютера изменили ÷ерковь, общество и государства далеко за пределами √ермании. ≈ще в XVI веке –еформаци€ достигла и границ царской империи Ц с тех пор действует ≈вангелическо-лютеранска€ церковь –оссии. “о есть она глубоко укоренена в русской истории Ц в 2016 году она отметила 440-летие своего существовани€. Ќа прот€жении веков российские протестанты неизменно вносили свой вклад в культурное и научное богатство своей страны: в политические успехи, в модернизацию и реформирование –оссии. ѕоэтому юбилей –еформации Ц это и в –оссии повод дл€ праздника.

≈сли говорить конкретно о –еформации в этом контексте, то самой важной целью реформатора Ћютера было преобразование ÷еркви, подразумевающее возвращение к смыслу —в€щенного ѕисани€. — этим неразрывно св€зана мысль о том, что каждому человеку дарована свобода веры и совести. ј из этого проистекает ответственность дл€ каждого из нас: за себ€ самого, за своего ближнего и за общее благо. —вобода каждого в отдельности задает границы любой мирской власти. ќна укрепл€ет силу разума и ответственность за свои поступки Ц а значит, и знани€, просвещение, любознательность и уверенность в себе. “аким образом были заложены основы дл€ формировани€ зрелого гражданина более позднего времени.

ћы хотим также, чтобы юбилей –еформации позволил нам углубить диалог с нашими российскими партнерами. ¬ сотрудничестве с ≈вангелическо-лютеранской церковью –оссии и многими другими партнерами мы и в –оссии отмечаем юбилей –еформации, организу€ конференции, концерты, выставки и доклады. ќсобенно €рким культурным событием станет премьера Ђ—трастей по ћатфеюї в исполнении √амбургского балета под руководством ƒжона Ќоймайера 25 окт€бр€ в ћосковской филармонии.

Ц ћожет ли лютеранство и св€занное с ним историческое и культурное наследие в –оссии служить мостиком дл€ взаимоотношений наших стран?

Ц я убежден, что большое значение ≈вангелическо-лютеранской церкви в –оссии состоит не только в том, что она может служить мостом между христианами в наших двух странах Ц как сегодн€, так и в будущем. ¬едь эффект –еформации простираетс€ далеко за пределы религиозной сферы. ќна охватила самые широкие области человеческой жизни: философию, культуру, искусство, музыку, этику и многое другое.

¬се эти области традиционно €вл€ютс€ дл€ √ермании и –оссии сферами тесного сотрудничества, которое мы хотим вместе продолжать расшир€ть. “ем самым укрепл€ютс€ взаимопонимание и доверие. Ёто сама€ лучша€ гаранти€, котора€ дает нам силы в противодействии безмолвию, отчуждению и национализму. ÷ерковь как хранительница основополагающих христианско-гуманистических ценностей играет в этом особо существенную роль.

Ц ¬ какой мере германское правительство поддерживает ≈вангелическо-лютеранскую церковь –оссии и другие протестантские общины немецкого происхождени€?

Ц √ерманское государство не поддерживает никакие религиозные общины за рубежом сами по себе, однако между церковными организаци€ми наших стран имеютс€ тесные св€зи. ј мы Ц посольство Ц заинтересованы в тесном и доверительном диалоге, в том числе со всеми конфесси€ми в –оссии. ¬ рамках этого диалога мы, например, помогаем установить партнерские контакты с теми или иными учреждени€ми в √ермании.  онечно, ≈вангелическо-лютеранска€ церковь –оссии, учитыва€ ее многовековые традиции и то, что она представлена на всей территории страны, €вл€етс€ дл€ нас главным партнером. Ёто находит свое выражение, например, в ежегодной организации –ождественского концерта посольства в соборе —в€тых ѕетра и ѕавла в ћоскве. ѕользу€сь случаем, хотел бы уже сейчас пригласить всех читателей на очередной –ождественский концерт 9 декабр€.

Ц ”частвует ли √ермани€ в судьбе культурного наследи€ протестантизма в  алининградской области?

Ц —егодн€шн€€  алининградска€ область Ц бывша€ ¬осточна€ ѕрусси€ Ц прин€ла –еформацию еще в 1525 году, поэтому ее протестантское наследие имеет дл€ нас большое значение. ќднако многие исторические церковные здани€ перешли во владение –усской православной церкви, за исключением трех церквей, принадлежащих пробству евангелическо-лютеранских общин  алининграда.

 алининградское пробство получает денежные средства от ≈вангелической церкви —еверной √ермании и от ќбщества имени √устава-јдольфа Ц церковного учреждени€, которое помогает общинам за рубежом. —троительно-ремонтные меропри€ти€ дополнительно оплачиваютс€ из частных пожертвований, например, земл€честв, частных обществ и союзов содействи€, причем последние регул€рно получают значительные гранты правительства √ермании на сохранение культурного богатства.  роме того, отдельные федеральные земли и города поддерживают различные проекты, например, тюрингский город ћюльхаузен помогает реставрировать церковь в поселке √вардейское (бывший ћюльхаузен).

Ц –одина –еформации, √ермани€, поделена между католической и протестантской общинами. ¬ какой мере остаетс€ актуальным раскол по религиозному принципу? »ли за прошедшие столети€ последстви€ –еформации больше не определ€ют политическую жизнь √ермании?

Ц —егодн€ в √ермании христиане различных конфессий вместе празднуют юбилей –еформации. Ёта модель Ђпримирени€ различийї €вл€ет собой образец сосуществовани€ в том числе и с теми людьми другой веры, которые сегодн€ приезжают к нам.

 атолическа€ и протестантска€ церкви Ц это наши самые крупные религиозные сообщества, в них вход€т около двух третей жителей √ермании. Ќо они сегодн€ €вл€ютс€ и частью многообразного религиозного ландшафта, к которому относ€тс€ также православные христиане, евреи, мусульмане разных течений и другие религиозные сообщества. » немало есть людей, которые дистанцируютс€ от религии. –елигиозные сообщества все более интенсивно ведут между собой диалог и в том числе открывают дл€ себ€ много общего в светском мире.

Ц  акое значение дл€ √ермании имеет дата 31 окт€бр€ 1517 года? ќсознают ли современные немцы значение –еформации как национального досто€ни€ √ермании?

Ц Ќе могу припомнить ни одного другого исторического событи€, годовщину которого так много людей в √ермании не только отмечало бы настолько масштабно, но и вело по этому поводу так много дискуссий. —лова ЂЌа том стою и не могу иначеї особым образом отзываютс€ не только в сердцах протестантов, не только они понимают значение –еформации на пути к образу современного человека, к свободе совести, котора€ сопр€жена с такой же большой ответственностью.

«начение –еформации дл€ нас, немцев, заключаетс€ и в том, что ћартин Ћютер, перевод€ Ѕиблию, создал из множества немецких диалектов тот эталонный немецкий €зык, на котором мы разговариваем до сих пор. ј еще –еформаци€ дала множество импульсов, которые отразились в музыке, культуре, образовании и во многих других сферах.

Ц ¬ какой мере мировоззрение протестантизма оказало вли€ние на современную германскую демократию и конкретно на политические традиции прав€щей партии ’ƒ—И

Ц ’ристианска€ вера подразумевает осознанный и совестливый подход к ответственности, которую мы несем, будучи людьми. ¬ протестантизме призыв и готовность к глубокому и бескомпромиссному испытанию совести укоренены, пожалуй, особенно прочно. Ѕез этих основ, € убежден, мы как наци€, сформировавша€с€ в духе католических и евангелических традиций, были бы не в состо€нии разобратьс€ с ужасами национал-социализма, агрессивной войны, ’олокоста. Ёто та задача, котора€ и сегодн€ €вл€етс€ дл€ нас актуальной.

— самого начала люди, раздел€вшие христианскую веру и христианские традиции, оказывали решающее вли€ние на политику √ермании,  онституцию и политические партии Ц кстати, далеко не только на так называемые Ђхристианскиеї партии. ћощное движение мир€н Ц евангелические церковные ассамблеи, в ходе которых раз в два года собираютс€ сотни тыс€ч верующих, посто€нно задают очень важные импульсы в политике и общественной жизни.

Ц  ак в √ермании делаетс€ выбор между либеральными и христианскими ценност€ми?

Ц Ёто очень просто. ћартин Ћютер писал: Ђ’ристианин €вл€етс€ совершенно свободным господином всего сущего и не подвластен никому. ’ристианин €вл€етс€ покорнейшим слугой всего сущего и подвластен всемї. ѕолитическа€ свобода важна, потому что она позвол€ет нам следовать собственной совести. ј наша совесть заставл€ет нас Ц нас, христиан в нашей вере, но также, надеюсь, и не христиан поступать правильно.

Ц »звестно ли что-то о религиозной самоидентификации переселенцев из бывшего ———–Ш ¬озвращаютс€ ли эти люди к традиции своих предков или репатриаци€ не св€зана дл€ них с обретением национальной религии?

Ц  ак известно, из бывшего —оветского —оюза в √ерманию приехало очень много российских немцев. ѕодавл€ющее большинство из них придерживаютс€ протестантских традиций. Ќо приехало и много евреев, которые весьма значительно укрепили иудейскую общину в √ермании. ќднако у нас проживает и много людей из –оссии и других государств бывшего —оветского —оюза Ц православных христиан или мусульман, например, немало татар. ѕо какой бы причине кто ни ехал в √ерманию, никто никого не заставл€ет отказыватьс€ от своей веры, и благодар€ этому религиозные сообщества могут служить мостами между странами и государствами. “ем самым мы следуем доброй традиции ‘ридриха ¬еликого, который еще в XVIII веке сказал: Ђ¬се религии равны и хороши, если их приверженцы €вл€ютс€ честными людьми. » если бы турки и €зычники прибыли и захотели бы жить в нашей стране, мы бы и им построили мечети и молельниї.


јндрей ћельников
»сточник: "Ќ√-–елигии"


“ематики
  1. Ћютеранство(20)