31 октября Евангелическо-Лютеранская церковь России отпразднует 500-летнюю годовщину Реформации. О том, как все эти годы лютеранская вера развивалась в России, в материале для «Д» рассказывает Роман Лункин, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.
Российское лютеранство — зримое доказательство того, что наследие Реформации совсем не чуждо русскому человеку. Из всех христианских конфессий, существующих в России помимо православия, только Лютеранская церковь была признана на государственном уровне с особым статусом, а лютеране были инкорпорированы в российский правящий класс и интеллигенцию. В православной стране лютеранская вера пользовалась большим уважением, кирхи стали органичной частью крупных городов, а идеи Реформации в лютеранском изложении совсем не пугали официальную Православную церковь и общество (отражением этого отношения стало известное стихотворение поэта Федора Тютчева «Я лютеран люблю богослуженье...»).
Достижения и современные проблемы лютеранства были в значительной степени предопределены его историей: православие и власть никогда не обвиняли лютеран в попытках экспансии и прозелитизме (обращении в свою веру «русских православных»), как католиков. Лютеранство умело налаживать отношения с государством и долгое время оставалось этнической верой «нерусских». Последователи Мартина Лютера обосновались в Московии практически сразу после 1517 года, когда Лютер огласил свои знаменитые тезисы. Инженеры, купцы, ученые из числа лютеран стали приезжать в Россию со времен Ивана Грозного (в 1576 году была построена первая лютеранская кирха). Большинство из них составляли немцы, но были и шведы, датчане, финны — они становились российскими подданными, шли на государственную службу. В XIX веке лютеране составляли почти четверть российского генералитета и губернаторского корпуса. Без знаменитых лютеран сложно себе представить русскую науку и культуру: учителем первопечатника Ивана Федорова в XVI веке был датчанин Ганс Мессингейм, а словарь живого русского языка создал в XIX веке обрусевший датчанин Владимир Даль, к лютеранству принадлежали герой войны 1812 года генерал Михаил Барклай-де-Толли, мореплаватели Беллинсгаузен, Крузенштерн, Беринг, художник Карл Брюллов и ювелир Петер Фаберже. Численность лютеран росла и за счет присоединения новых земель в Прибалтике, и вследствие переселения немцев из Германии по приглашению России: при Екатерине II созданы поселения в Поволжье, при Александре I последователи лютеранского течения пиетистов (почитателей благочестия, уделявших большое внимание молитве и методичному изучению Библии) из Швабии поселились в Сибири, на юге Украины, в Причерноморье (в частности, в Крыму). Евангелическо-Лютеранская церковь (ЕЛЦ) в Российской империи объединяла в себе приходы двух разных традиций — немецких лютеран и финские приходы Ингерманландии (северо-запада России — Ленинградская область, Карелия). Устав ЕЛЦ утверждал (с 1832 года) сам император, то есть православный правитель являлся покровителем и лютеранства. Автономные национальные лютеранские церкви существовали в Финляндии и Польше.
Советская политика по отношению к религии и немцам нанесла страшный удар по лютеранству — отдельные общины сохранялись в Сибири, Средней Азии, официально приходы действовали в Прибалтике. В 1941 году была ликвидирована Республика Немцев Поволжья, в 1941-1942 годах немцы были выселены из европейской части России в Среднюю Азию и Сибирь.
В начале 1990-х годов лютеранство стало развиваться фактически с чистого листа, особенно в европейской России. ЕЛЦ стала постепенно терять свой этнический характер — как в итоге советского разгрома, так и из-за массовой эмиграции русских немцев из России и Средней Азии в Германию. Причины были в поиске лучшей благополучной жизни, чем в России 1990-х, и, по признанию многих немцев, в том, что не оправдались их надежды на то, что президент Борис Ельцин восстановит Республику Немцев Поволжья. К началу 2000-х годов многие общины находились в кризисе из-за оттока верующих и проблем с финансированием. Большинство приходов зависело от помощи со стороны ЕЛЦ Германии и немецкого правительства, переход общин на самофинансирование оказался непростым и еще до конца не завершен.
Однако испытания советского и постсоветского времени, религиозный бум в России после перестройки позволили удивительным образом раскрыться культурному и богословскому потенциалу лютеранства. Большинство прихожан в лютеранских приходах — русские по культуре и происхождению, и лишь некоторые до сих пор говорят о своих отдаленных немецких или финских корнях. На новом витке истории русская интеллигенция проявила большой интерес к поиску своего духовного пути через лютеранскую веру. Широкий выбор мировоззрений и богословских идей представлен в разных общинах и юрисдикциях лютеран современной России.
Евангелическо-Лютеранская церковь России — «немецкая» ЕЛЦ, остается основным объединением, наследником исторического лютеранства, у ЕЛЦ самые тесные отношения с РПЦ и властью (хотя во многих регионах верующие до сих пор добиваются передачи зданий кирх). Возглавляет ЕЛЦ архиепископ Дитрих Брауэр, русский немец. ЕЛЦ более либеральна, чем другие юрисдикции — женщины могут становиться пасторами. Кроме того, ЕЛЦ поддерживает тесные связи с ЕЛЦ Германии, в рамках которой допускается либеральное отношение к гомосексуализму (хотя в ЕЛЦ России подчеркивают, что русские лютеране консервативны). Однако на практике в ЕЛЦ можно найти и либералов, и консерваторов (многие общины конфликтовали в 1990-е годы с пасторами-либералами, присланными из Германии). Сохраняется традиция «братских общин» — это консервативные общины Сибири, Дальнего Востока, наследники пиетистов XIX века, лютеране, которые в советский период были вынуждены существовать без пасторов.
Евангелическо-Лютеранская церковь Ингрии (ЕЛЦИ) — «финская» ЕЛЦ, объединяет в основном лютеран северо-запада России. Главой ее является епископ Арри Кугаппи, русский финн. Однако приходы ЕЛЦИ есть и в Поволжье, и в Сибири и на юге России, а в 2000-е годы успешная миссия привела к созданию общин среди финно-угорских народов в Мордовии, Марий Эл, Башкирии. Церковь Ингрии — консервативное направление, основанное на высокоцерковной скандинавской традиции (особое внимание к строю богослужения), отрицает женское священство, не приемлет однополые браки (в силу чего конфликтует с более либеральной Финской Лютеранской церковью).
Сибирская Евангелическо-Лютеранская церковь была основана в начале 1990-х годов в Новосибирске, ее центр находится в Академгородке. Эта церковь выросла из стремления творческой интеллигенции найти свой христианский путь, что вылилось в появлении первой русской лютеранской юрисдикции, распространившей свое влияние на сибирские регионы (прихожанами стали как русские, так и русские латыши, эстонцы, финны). Епископом Сибирской ЕЛЦ является Всеволод Лыткин, который познакомился с лютеранством еще в советской Эстонии. Он был рукоположен в Эстонской лютеранской церкви, от которой в 2003 году сибиряки получили автономию. Семинарию Сибирской ЕЛЦ поддерживают американские лютеране-консерваторы из Лютеранской церкви — Миссурийский синод. Соответственно, церковь во главе с Всеволодом Лыткиным является самой консервативной: она выступает против любого модернизма в церковной жизни и богословии, за высокую литургическую традицию (строгий порядок службы), нетерпима к женскому священству и другим нарушениям библейских принципов.
Евангелическо-Лютеранская церковь «Согласие» — возникла одновременно с Сибирской церковью Всеволода Лыткина (и также в Новосибирске) в результате миссии американских проповедников из американского Висконсинского евангелического лютеранского синода. Таким образом, «Согласие» примыкает к числу строгих консервативных направлений. Приходы этой церкви есть на Урале, в Сибири, а после 2014 года в состав «Согласия» перешла консервативная община Украинской лютеранской церкви в Севастополе в Крыму.
С созданием Сибирской ЕЛЦ поиски «русского пути» лютеранства не закончились. В 2007 году была образована Евангелическо-Лютеранская церковь Аугсбургского исповедания (ЕЛЦ АИ), которая привлекла в свои ряды некоторых пасторов из «немецкой» ЕЛЦ, из Церкви Ингрии. Многих привлекли идеи необходимости развития своей национальной церкви, консервативности в богословских вопросах, а также конгрегационализма — большей независимости каждой общины. ЕЛЦ АИ в момент своего появления исповедовала консерватизм евангельского направления, в силу чего сотрудничала с баптистами, пятидесятниками, заключила соглашение о сотрудничестве с другим независимым объединением — Карельской лютеранской церковью (центр в Сортавале, Республика Карелия). Вместе с тем ЕЛЦ АИ противопоставила себя двум крупнейшим объединениям — как «немецкой» ЕЛЦ, так и Церкви Ингрии, которые обвинили новую структуру в стремлении переманить к себе верующих и занять здания кирх, исторически принадлежавших немецким общинам. В 2017 году из состава ЕЛЦ АИ вышло несколько крупных приходов Центральной России, образовав новую русскую консервативную лютеранскую структуру — Евангелическо-Лютеранскую церковь — Южный синод во главе с епископом Анатолием Малаховым с центром в Воронеже.
В России зарегистрировано более 200 лютеранских организаций (религиозных групп и общин — в два раза больше), около 400 тыс. человек этнически можно отнести к лютеранской вере (часть немцев, финны, эстонцы, латыши), тысячи русских, не связанных с этнической традицией, уже участвуют в деятельности лютеранских церквей. Косвенно лютеранским влиянием можно считать и широкое распространение евангельского протестантизма — первые баптистские общины возникли на юге России в XIX веке именно в результате проповеди немецких пиетистов. Кроме того, в советское время рассеянные по стране русские немцы—выходцы из лютеранской среды стали ведущими религиозными лидерами и в православии, и среди баптистов и пятидесятников. Лютеранство стало уникальным элементом русской религиозной культуры, в котором сочетаются европейские ценности, осмысление личной веры и общинной жизни в русле идей Реформации, а также внимание к богослужению и молитве, близкие православному благочестию.
Санкт-Петербург. В лютеранской церкви Святых Петра и Павла идет освящение нового органа. Его в честь 500-летия Реформации подарила церкви на Невском лютеранская община Стокгольма
Российское лютеранство — зримое доказательство того, что наследие Реформации совсем не чуждо русскому человеку
Источник: "Коммерсантъ"
Лютеранские общины в России (всех юрисдикций)
Всего 222
Алтайский край 1
Архангельская область 1
Астраханская область 1
Владимирская область 1
Волгоградская область 4
Воронежская область 3
Забайкальский край 4
Иркутская область 4
Кабардино-Балкарская республика 2
Калининградская область 15
Калужская область 1
Карачаево-Черкесская республика 1
Кемеровская область 1
Костромская область 1
Краснодарский край 4
Красноярский край 5
Курская область 1
Ленинградская область 21
Магаданская область 1
Москва 10
Московская область 3
Мурманская область 1
Нижегородская область 1
Новгородская область 1
Новосибирская область 8
Омская область 5
Оренбургская область 3
Орловская область 1
Пермский край 4
Приморский край 2
Псковская область 2
Республика Башкортостан 5
Республика Бурятия 2
Республика Карелия 17
Республика Коми 3
Республика Крым 8
Республика Марий Эл 2
Республика Мордовия 2
Республика Татарстан 4
Республика Хакасия 6
Ростовская область 1
Самарская область 5
Санкт-Петербург 14
Саратовская область 3
Свердловская область 8
Севастополь 1
Смоленская область 1
Тверская область 2
Томская область 3
Тульская область 1
Тюменская область 1
Удмуртская республика 3
Ульяновская область 1
Хабаровский край 3
Челябинская область 1
Чувашская республика 1
Ярославская область 1
Зарегистрировано в Минюсте РФ 10
(централизованные организации,
образовательные учреждения)
Данные Информационного портала Минюста РФ.
Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях по состоянию на 30.09.2017.