В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Pro et contra диалога с Ватиканом

Закончившийся 24 августа официальный визит в Россию второго лица в Ватикане, госсекретаря и кардинала Пьетро Паролина продемонстрировал движение в развитии отношений Москвы с Римско-католической церковью (РКЦ).

Подтверждено обозначенное на встречах президента России с папой Франциском, а также на переговорах понтифика с патриархом Кириллом в 2016 г. в Гаване наличие между двумя сторонами серьёзных точек соприкосновения во взглядах на многие проблемы современного мира. В то же время в поведении и высказываниях Паролина более отчётливо, чем на встрече в Гаване, были заметны традиционные элементы «восточной политики» РКЦ, в прошлом не раз препятствовавшие общению сторон. За прошедшие полтора года после встречи папы и патриарха в стратегии Ватикана на Востоке появились и некоторые новые элементы, заставляющие задуматься о его способности оборачивать любую ситуацию к своей пользе.

Наибольшее совпадение позиций сторон как по церковной, так и по государственной линии, проявилось в оценке ситуации на Ближнем Востоке. Как отмечает итальянская печать, христиане в этом полыхающем регионе «уже давно наблюдают с оптимизмом и надеждой за политикой Кремля, поддерживающего Асада, учитывая особое внимание, с которым режим в Дамаске всегда относился к католикам в Сирии». На Западе упрекают папу Франциска за то, что он «чрезмерно корректно» относится к Башару Асаду. Глава Святого престола заявлял, например, что «арабская весна» была «рискованным предприятием Запада и теперь за это приходится дорого расплачиваться». Папа подчёркивал, что тут Ватикан и Россия «частично сошлись в анализе событий».

Стороны договорились о создании совместной рабочей группы РКЦ и Русской православной церкви (РПЦ) по оказанию помощи христианам в Сирии и на Ближнем Востоке в целом. И дело не просто в защите их прав и в материальной поддержке. Речь идёт о том, останутся ли там христиане вообще. Исчезновение христианства в его колыбели разрушит корни современной цивилизации. Чтобы не допустить этого, верующие во Христа обязаны отодвинуть на второй план свои противоречия и сплотиться.

Важное значение приобретают и символические жесты, например предоставление Ватиканом Русской церкви мощей святого Николая Мирликийского, которым за время их пребывания в России поклонились 2,3 млн человек.

На встрече с кардиналом Паролином патриарх Кирилл сказал, что ни церковная, ни государственная дипломатия не были бы способны сделать для развития отношений между католическим и православным мирами так много, «как это сделал Святой Николай».

Патриарх Московский «с удовлетворением» отметил близость позиций двух сторон по вопросу о роли Церкви в конфликте на Украине. Она состоит в том, что, «если Церковь не вовлекается прямо в конфликт и сохраняет миротворческий потенциал, то она может стать очень важным фактором примирения людей».

Между тем Украина по-прежнему остаётся основным полем преткновения интересов РКЦ и РПЦ. В центре проблемы – активность крупнейшего «униатского проекта» Ватикана, чрезвычайно политизированной Украинской грекокатолической церкви (УГКЦ) с 4,2 млн прихожан. Её руководство не только вторгается на каноническую территорию Православной церкви на Восточной Украине, вопреки прозвучавшим в Гаване заверениям об отказе Ватикана от прозелитизма, но и не скрывает своего крайне негативного отношения к сближению с Москвой в целом. Глава украинских униатов Святослав Шевчук в своё время жаловался: «Из нашего многолетнего опыта можно сказать: когда Ватикан и Москва организуют встречи или подписывают какие-то совместные тексты, то нам нечего ожидать от этого чего-то хорошего». Он также заявил, что многие его прихожане «чувствуют себя преданными Ватиканом». Сам Шевчук много лет провёл в Аргентине, изучал там философию, потом возглавлял епархию УГКЦ. О его особых связях с папой Франциском, аргентинцем по национальности, информации нет, но известно, что Шевчук пользуется поддержкой влиятельного префекта конгрегации Восточных Церквей, директора Восточного института в Риме, кардинала Леонардо Сандри. Около месяца назад кардинал Сандри побывал на Украине, где возложил венки на Майдане, посетил зону АТО, благословил открытие нового кафедрального собора УГКЦ в Харькове и создание там униатской епархии.

Возможно, визит кардинала Паролина в Москву имел также целью сгладить негативный эффект от расходящейся с «духом Гаваны» миссии кардинала Сандри. На это указывает и то, что подотчётный кардиналу Паролину папский нунций на Украине, архиепископ Клаудио Гуджеротти, в свою очередь, единственный из западных послов, посещал Донецк и Луганск. Не исключено, что различия в поведении ватиканских кардиналов отражают идущую в окружении папы борьбу по вопросу о развитии отношений с Москвой.

Не всё гладко и в отношениях Ватикана с УГКЦ, которая хочет иметь от папского престола всецелую поддержку, но при этом пользоваться полной самостоятельностью. В Риме, например, отнюдь не в восторге от давно вынашиваемой лидерами украинских униатов идеи о преобразовании УГКЦ в поместный патриархат во главе с самостоятельно избираемым, а не утверждаемым папой патриархом. И уж совсем неприемлем для Ватикана время от времени оглашаемый украинскими руководителями от Ющенко до Порошенко план слияния раскольнического «киевского патриархата», канонической Украинской православной церкви Московского патриархата, Украинской автокефальной православной церкви и УГКЦ в единую «Украинскую церковь». В Ватикане понимают, что элементов католицизма в таком странном образовании не останется.

Представления Ватикана об унии меняются очень своеобразно. В Гаване, когда папа Франциск заявил об отказе от продвижения униатства, это прозвучало как сенсация, снимающая одно из важных препятствий на пути построения отношений между католиками и православными. Однако время показало, что ничего простого в ватиканской политике не бывает. Собственно, Ватикан признал, что никогда не относился к унии как к чему-то самостоятельному, а воспринимал её лишь как ступень обращения «схизматиков» (православных) в католицизм. С точки зрения Ватикана их пребывание на ней и без того сильно затянулось. Теперь же настало время для полного растворения этих, так сказать, «оглашенных» в лоне Римско-католической церкви. Вот почему в Ватикане стало принято считать униатов («грекокатоликов») просто «католиками».

Иными словами, Ватикан устами папы Франциска отказался от прозелитизма в форме униатства, но не отказался в форме прямого распространения католицизма на канонической территории Православной церкви. Это примечательный поворот в «Восточной политике» Святого престола. В подконтрольных Ватикану СМИ, освещая визит кардинала Паролина, открыто говорят о существовании некой «Русской католической церкви» как некой данности. Называется даже число её прихожан – аж 30 тысяч (что в пределах статистической погрешности). Тем не менее значительную часть времени на переговорах кардинал Паролин посвятил «отстаиванию прав» этой общины на свою организацию, церковные здания, поставление священников из Рима и т. д. Хотя при этом самим Святым престолом было объявлено, что визит носит государственный, а не экуменический характер. Характерный штрих: согласно ватиканским СМИ, об этом кардинал Паролин говорил не с патриархом Кириллом и митрополитом Илларионом, а с российскими государственными руководителями. Вероятно, пытался применить древнюю формулу divide et impera. Полагаем, безуспешно. Итальянская пресса, однако, пишет: «Теперь католическая община в России возлагает надежды на ватиканскую Ostpolitik и на возможность исторического визита папы Франциска».

Неудивительно, что объявленная в Риме главная цель визита кардинала Паролина – договориться о скором посещении России папой Франциском, по-видимому, так и не была достигнута. Во всяком случае, из сообщений о пребывании госсекретаря Ватикана на российской земле не видно, обсуждался ли этот вопрос вообще. Кроме того, в Риме не скрывают, что, если понтифик посетит Россию, затем он непременно отправится на Украину, а уж там Порошенко со товарищи (люди непонятной религиозной принадлежности) постараются выжать из визита всё: и поклонение Майдану, и посещение зоны АТО и т. п. Фон переговоров с главой Святого престола в Москве был бы в этом случае смазан и перечёркнут пропагандистскими выходками киевских правителей.

Россия признаёт религиозные права католиков, но в личном единстве с Ватиканом, а не в составе подконтрольной ему организации. Ведь не существует Итальянской православной церкви или Римско-православной церкви, хотя православных людей в Италии достаточно. Вблизи Святого престола такое немыслимо. Зачем же допускать это в России?

Тем не менее в целом состоявшийся визит следует признать успешным настолько, насколько это возможно. Расхождения, накапливавшиеся около тысячелетия, не могут исчезнуть враз. Главное, чтобы к их исчезновению был взаимный интерес, а он, кажется, есть. Ни о каком догматическом сближении православных и католиков речи не идёт и идти не может, но острые проблемы, стоящие перед человечеством, требуют отложить выяснение вопроса о том, «кто более Богу угоден», на потом. Чем скорее в Ватикане осознают это до конца, тем успешнее могли бы быть решены многие назревшие проблемы.


ДМИТРИЙ МИНИН
Источник: "Фонд стратегической культуры"


 Тематики 
  1. Межхристианский диалог   (181)