В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Пламенный мотор католицизма

Что собой представляет культ Святейшего Сердца в Католической церкви

В Католической церкви существует необычный культ – почитание Сердца Христа. С некоторых пор к числу праздничных дней, отмечаемых католиками, причислены торжества, связанные с божественным органом.

Почитание Сердца Иисуса начало формироваться в Средние века – в качестве символа безграничной любви Сына Божьего к роду людскому. Возникновению данной концепции способствовали тяжелые времена того исторического периода и мистические видения некоторых монахинь. В то время эпидемии и войны уносили огромное количество жизней. Медицина была плохо развита, любая болезнь могла стать роковой.

Одновременно Средние века отмечены моментами невероятного духовного подъема. Люди начинают обращать особое внимание на земную жизнь евангельского Христа, его страдания и причины, из-за которых Он позволил подвергнуть себя мучениям. Возникает обряд адорации – внелитургическое почитание Тела и Крови Христа. Крестным ранам основоположника христианства придают сакраментальное значение. На Востоке и в Европе ведутся поиски Святого Грааля. Получает развитие учение о стигматах. Франциск Ассизский и его сторонники на собственном примере пропагандируют евангельскую жизнь. Тогда же возникает идея об особом значении Сердца благодаря видениям монахинь Гертруды Великой и Мехтильды Магдебурской. Как утверждала Гертруда, ей даже удалось послушать биение данного органа. Отдельные подвижники и некоторые католические монашеские ордена стали почитать Святейшее Сердце. Однако официально Церковь данный культ не признавала.

В XVII веке монахиню Маргариту Марию Алакок начинают посещать видения. По словам монахини, ей являлся Христос и показывал свое сердце. В одном из посещений он просил ее распространять почитание сердца. Орден иезуитов и Католическая церковь начали обращать большое внимание на культ и способствовать его распространению, поскольку видели в этом способ борьбы с движением янсенистов (католическое учение, которое обвиняли в склонности к протестантизму) и протестантами. И вот наконец в XIX веке папа Пий IX установил праздник торжества Святейшего Сердца.

Поклонники культа считали, что Сердце упоминается в Новом Завете: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф 11:28–29). Поклонение и молитвы Сердцу должны, по мнению католиков, пробуждать в человеке кротость, смирение и любовь. Католическая церковь ныне считает, что верующие, почитая Сердце Сына Божьего, должны осознавать силу любви, которую испытывал Бог по отношению к человечеству, так что решился пойти на унижение, страдание и смерть. Приведем строки из литании, посвященной данному культу:

Сердце Иисуса, оскорблениями преисполненное, помилуй нас,
Сердце Иисуса, злодеяниями нашими израненное, помилуй нас,
Сердце Иисуса, даже до смерти послушное, помилуй нас,
Сердце Иисуса, копьем прободенное, помилуй нас.

Уже было сказано, что Католическая церковь с помощью культа Святейшего Сердца противостояла протестантам и янсенистам. Точнее, этот культ позволял опровергнуть идею предопределения, характерную как для протестантизма, так и для группы янсенистов, формально отрицавших свой разрыв с католичеством. Теория предопределения гласит, что посмертная судьба всех верующих изначально обозначена. Еще с начала времен Бог решил, кто пойдет в рай, кто в ад. Данную теорию разработал Блаженный Августин (354–430 годы), но она не получила развития в средневековом христианстве. Преобладающей была идея свободы воли: каждый сам волен выбирать путь зла либо добра.

Но в XVI веке Жан Кальвин, один из лидеров Реформации, вернулся к рассмотрению доктрины предопределения и усовершенствовал ее. Согласно Кальвину, нельзя помочь тем, кому суждено после смерти попасть в ад. Грешники могут пытаться делать добрые дела, молиться, просить у Господа прощения, но все это будет напрасно: они рано или поздно опять встанут на путь зла, а после кончины отправятся в преисподнюю. Кальвинистская теория предопределения гласила, что Христос страдал и умирал на кресте ради спасения тех, кто заранее был избран войти в рай. Кальвинизм стал успешно распространяться в Швейцарии, Франции, Нидерландах, Шотландии и некоторых немецких землях. Теория предопределения вошла в богословие многих протестантских течений.

Католицизм пытался бороться с протестантами разными методами – инквизицией, в ходе религиозных войн, миссионерством. Но ситуация усложнилась, когда в XVII веке теория предопределения проникла в саму Католическую церковь благодаря движению янсенистов. Произошло это из-за того, что нидерландскому епископу и богослову Корнелию Янсению «не понравилась» концепция свободы воли. Он пришел к выводу, что свобода лишает смысла миссию Христа. Если люди могут сами выбирать свой путь к спасению, то им не нужен Сын Божий для избавления от бремени грехов и обретения рая. Подобные рассуждения привели Янсения к тому, что он стал воспринимать свободу воли как ересь и в итоге признал истинность теории предопределения.

Взгляды Янсения Ватикан объявил еретическими, но католическим богословам и миссионерам нужно было найти способ опровергнуть теорию, что все предопределено. Католичество заявляло протестантам и янсенистам, что Иисус явился спасать всех, а не только избранных. Приводили различные цитаты из Библии, например такую: «На небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк 15:7). Но этого было мало, требовались доказательства великой Божьей любви. Орден иезуитов решил использовать неформальный культ Сердца Христа. В то время как раз стало известно о видениях Марии Алакок и о том, что Иисус (как утверждала монахиня) «просил» распространять культ.

Согласно описаниям видений, которые давали монахини-визионерки, сердце Христа пылало огнем любви.Алакок передавала обещания, которые Сын Божий дал тем, кто будет почитать пламенный орган: «Буду им безопасным прибежищем в жизни, а особенно в час смерти… Грешники найдут в Моем Сердце источник бесконечного милосердия». Сердце Христа как воплощение любви Бога ко всем людям делало кальвинистскую теорию изначальной избранности к спасению несостоятельной.

Культ сохранился до наших дней. Торжество Святейшего Сердца проходит ежегодно на 12-й день после дня Святой Троицы. Стоит привести цитату из проповеди, состоявшейся на московской мессе Торжества Сердца в 2014 году: «Мы хотим перейти непосредственно от злобы к Любви Христовой. Мы поклоняемся Сердцу Иисуса, чтобы от отдаленности от Бога достичь Божьего присутствия». В наше время проповедники пытаются разжечь искру любви к ближнему в потухших сердцах современников.


Леонид Андреевич Макшанов – журналист
Источник: "НГ-Религии"


 Тематики 
  1. Католицизм   (357)