В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Евангелие сердца

Интервью с профессором, доктором медицинских наук, действительным членом Академии космонавтики имени К. Э. Циолковского, директором центра научных исследований биоинформационных проблем, профессором кафедры терапии усовершенствования врачей МО РФ Вячеславом Максимилиановичем Успенским (см. также Сердце как связь человека с Богом).

Каждому православному человеку известно выражение: «все болезни – по грехам нашим». Они даются нам во исправление то ли забытых нами грехов, то ли нераскаянных.
В одной книге я, помнится, прочитал рассказ о монахе, который с плачем молился: «Господи, за что ты меня оставил?» Он, оказывается, ничем не был болен и считал, что забыл его Господь…

Проблема болезни всегда была сложной и противоречивой в понимании многих врачей и тем более среди людей, не касающихся медицины. Православные люди воспринимают болезнь совсем по-другому, нежели чем люди неверующие. Православный человек в уныние редко впадает, а если впадает, то это считается грехом. Некоторые даже выражают радость: «Господь Бог не забыл меня, подсказывает мне, что я не так что-то делаю, не так живу. Нужно внимательнее жизнь свою проанализировать, вспомнить о своих грехах. Может быть, поэтому и болезнь возникла…»

Каждый раз сигнал о болезни и сама болезнь являются, в первую очередь, духовным актом. И человек задает самому себе вопрос: что я плохого делаю, в чем отошёл от десяти заповедей Божьих, почему у меня появилась болезнь?..

Православный человек именно так поступает, по крайней мере, должен так поступать.

Поэтому некоторые даже не спешат бежать и к врачу. В первую очередь идут в храм, к священнику, на исповедь, за советом. Иногда из-за этого возникает опасная ситуация, затягивается обращение к врачу. Церковь медицину никогда не отвергала, наоборот, была всегда соучастницей исцеления. Врачи стремятся восстановить физическое здоровье, а Церковь старается исправить здоровье духовное. Через исповедь Господь освобождает нас от каких-то грехов. Так и идёт процесс исцеления.

А иногда бывает так: больной начинает процесс исцеления именно в храме и выздоравливает, не успевает даже и к врачам обратиться. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи исцеления через исповедь, причастие, соборование. Таких фактов в истории Церкви очень много. Святые проявляют свою святость и через чудесные исцеления.

Но бывает по-другому: ходит человек в храм, пытается исповедоваться. И, видимо, не очень получается у него, не всегда искренне говорит о своих грехах, запускает болезнь. И приходит к нам, врачам с большим опозданием.

У человека неверующего не возникает движения к церкви, к Богу, к покаянию. И он делает ставку только на лекарства, на физическое исцеление. Он и не знает о том, что есть духовный план, недооценивает его. Для этих людей характерны хронические заболевания. Медицина помогает им, но не излечивает до конца. Поэтому, если, например, гипертоническая или язвенная болезнь возникли, то это, как правило, на всю жизнь.

В сложных жизненных ситуациях болезнь может снова обостриться. Гипертоническая болезнь постепенно прогрессирует, несмотря на лечение, ишемическая болезнь – тоже, и всё это доводит человека до печального финала.

Поэтому проблема болезни, восприятие её с точки зрения философской, духовной, физической – это проблема всегда очень сложная и затрагивает все вышеуказанные три составляющие. Удельный вес каждой составляющей у различных людей разный, и в этой связи взгляды на болезнь очень и очень неоднозначные.

Поэтому, если мы начинаем разговор о болезнях человека, то хотелось бы сразу подчеркнуть, что больные, которые приходят к врачу, находясь в разной стадии духовной зрелости, совершенно по-разному воспринимают болезни и совершенно по-разному оценивают значимость наших лечебных мероприятий.

Одни считают, что это их спасает; другие смотрят на них гораздо спокойнее, считая, что медицина просто помогла, сознавая, что основа исцеления находится в Церкви. Поэтому некоторые поступки больных могут быть даже непонятны. Понять, однако, их можно, если исходить из того, что у людей – разный уровень духовной подготовки, уровень их зрелости, восприятия болезни.

Я вспоминаю слова одного иеромонаха из монастыря Псковской епархии. Он любил повторять: «В Бога-то мы все верим, только не очень мы Ему доверяем». То есть по сути дела получается так: человек считает себя верующим, ходит в храм, крестит лоб и ставит свечки, а когда его посещает серьезная болезнь, он забывает про Бога и бежит к врачам, бьёт в колокола и ждет от них исцеления.
В условиях сегодняшнего неблагополучия в обществе большинство людей находятся просто в плачевном состоянии, как в духовном, так и в физическом. Нация наша больна и духовно и физически.

В своей работе мы, прежде всего, касаемся духовных причин болезней, и, общаясь с больным человеком, анализируем, прежде всего, его духовный план, ищем первопричины его заболевания.
И иногда возникает вопрос: а почему вы, заболев, не обратились в храм к священнику, не исповедали своих грехов? Ведь духовная причина – она первична, и появление болезни – это, как правило, лишь проявление того духовного изъяна, который получился в связи с совершенным тем или иным греховным поступком. Произошло повреждение духовной составляющей человека.

И это еще раз доказывает, что среди людей, посещающих храм, истинно верующих, наверное, не так уж и много. Некоторые батюшки говорят, что число истинно верующих людей сравнительно небольшое. Это, несомненно, есть проявление болезни общества. До революции, когда основная масса народа была православной, большинство посещало храмы, и тем не менее, удельный вес неверующих с каждым годом, с приближением революции семнадцатого года, увеличивался. Ведь
неслучайно некоторые историки видят в этом одну из основных причин нашей национальной катастрофы…

Когда пациент приходит к врачу, необходимо, прежде всего, понять, какую позицию по отношению к болезни занимает сам больной. Рассматривает ли он её как следствие каких-либо своих греховных поступков или он вообще далёк от таких представлений и считает, что причина в другом: в экологии, климате, питании и т.д. Да, конечно, есть и такие причины, но ведь мы знаем и другие примеры. Когда были гонения на Церковь, отца Арсения (как описывается в одноименной книге) держали в ГУЛАГе несколько дней в карцере при тридцатиградусном морозе, и он должен был в течение несколько часов превратиться в ледышку. Когда же спустя нескольких суток открыли дверь, он оказался живым, более того, от него даже пар шёл! Никакие законы физики объяснить это не в состоянии. Он молился и спас не только себя, но и находившегося рядом неверующего молодого человека, который после того, как пережил такое невероятное событие, стал глубоко верующим.

Вот вам реальный пример, когда духовный план, сила молитвы спасли людей от неминуемой гибели. Поэтому всё зависит от того, какая позиция у больного. Неверующий делает ставку только на лекарства, а верующий – на Бога, исповедь и лекарства.

В русском языке к слову «сердце» есть множество эпитетов: железное сердце, каменное сердце, человек без сердца (когда мы хотим сказать, что человек недобрый, жестоко относится к людям, к их бедам). И, напротив, есть сердечный человек, добросердечный, есть сердечная молитва.

Прослеживается прямая взаимосвязь между состоянием сердца и заболеванием тех или иных органов. И мы выявили взаимосвязь: любая болезнь в человеке имеет свой отпечаток в этом важнейшем органе, в сердце.

Так сложилась судьба, что после некоторых событий мне пришлось очень круто повернуть научную и жизненную судьбу. Когда я однажды читал Евангелие, то вдруг слова, что все идёт через сердце, меня остановили и заставили внезапно подумать: что значит – всё через сердце?

Духовное осмысление наших человеческих представлений о нематериальном мире затруднено тем, что мы не можем с ним непосредственно контактировать, и для того, чтобы его понять, надо умереть, как говорят духовные люди. Некоторым святым была дана такая возможность побывать в загробном мире и вернуться. К примеру, об этом свидетельствует святой Иоанн Богослов. Но все это трудно воспринимается, потому что человек земной, физический не может осязать этот духовный мир. Человек так устроен, что пока он не посмотрит, не ощутит что-либо с помощью различных органов чувств, он, как Фома неверующий, будет всё отрицать или сомневаться в том, что ему рассказывают.

Когда я остановился на этой евангельской фразе, возник вопрос: почему всё идет через сердце? И если через сердце, то каким образом влияние духовного мира переводится на материальный язык и воспринимается организмом?

Святые отцы говорят: помыслы исходят из сердца, идут в головной мозг, воспринимаются центральной нервной системой и претворяются в жизнь через наши действия, на основе опыта, который приобрел человек, памяти, которая у него существует о различных событиях жизни и той реальной обстановки, в которой он находится в данный момент.

Об этом подробно писал святой Лука Войно-Ясенецкий, талантливый медик, профессор. Его богословская подготовка позволила ему по-иному посмотреть на многие достижения современной медицины и перекинуть мостик между некоторыми духовными представлениями и материальным миром. В частности, в своей книге «Дух, душа и тело» он писал, что головной мозг претворяет в жизнь, приземляет, делает реальными событиями то, что приходит в центральную нервную систему из сердца, как желания, помыслы, устремления. У меня логично возник вопрос: а каким образом мозг воспринимает это? И я сделал предположение, что мозг, являясь материальным органом и обладающим колоссальными возможностями, должен на каком-то материальном языке принимать эту информацию.

Когда я задал себе этот вопрос, то стал искать на него ответ. Что же может быть такое в сердце? Современная медицина не давала мне ответа, каким образом и на каком материальном языке сердце может передать информацию в центральную нервную систему. Поэтому возникло предположение, что, может быть, сердце обладает информационной функцией и семантику воздействия духа перекладывает на какой-то материальный информационный язык, который воспринимается центральной нервной системой. Эта мысль заставила меня посмотреть на сердце с других позиций, с позиции, что сердце не только орган, который качает кровь, выполняя при этом самую важную жизненную функцию (как только сердце прекращает эту функцию, человек умирает). Я предположил наличие у него еще одной не менее важной функции – информационной. И здесь начался большой поворот в моих представлениях о роли сердца в жизни человека. Я отошел от всех медицинских исследований, которыми занимался много лет (написаны монографии, многочисленные статьи, диссертации в области гастроэнтерологии).

Итогом моих многолетних изысканий и явилась теория информационной функции сердца. Действительно, сердце рождает электрические импульсы, которые оказались не просто импульсами, а сигналами, несущими информацию. И мы научились прочитывать эту информацию, разработали технологию по её расшифровке.

Мы обнаружили, что у здоровых людей при тех или иных заболеваниях прослеживается совершенно четкий стандарт кодовых комбинаций. В норме – один вариант, при язвенной болезни – другой, при гипертонической болезни – третий и так далее. Открылась специфика этих комбинаций. В них мы увидели условное выражение той информационной сущности, которая лежит в основе здоровья, той или иной болезни. Таким образом, стала рождаться диагностическая система, которая сейчас диагностирует почти пятьдесят наиболее распространенных заболеваний. Среди них не только терапевтические, но и другие: урологические, гинекологические, в том числе и некоторые онкологические заболевания.

Итак, в электрокардиосигналы закладывается информация здоровья и заболеваний. Она идет в центральную нервную систему, во все органы и ткани, то есть весь человеческий организм как бы насыщается этой информацией, которую генерирует сердце. Более того, сердце во время сокращения также рождает магнитные импульсы и пульсовую волну. В них тоже закладывается та же информация, и она также доходит до каждой клеточки, до каждого участка нашего тела. Электрокардиограмму можно снять с любой точки нашего организма. А магнитный сигнал – он выходит даже за пределы человеческого организма, и мы можем зафиксировать его на некотором расстоянии от тела. Всё зависит от степени чувствительности приборов. Магнитный импульс тоже несёт в себе информацию нормы и болезней. Становится более понятной «загадочная» пульсовая диагностика, которая зародилась еще в Древнем Китае. Сам факт, что импульсы разной природы несут одинаковую информацию, уже говорит о том, что информация – важная. Три носителя одной и той же информации.

Исследования показали, что могут быть серьезные нарушения в информационной функции сердца. Например, незадолго до смерти человека сердце прекращает свою информационную функцию. И этот факт может быть сигналом того, что приближается смерть человека. Если при помощи реанимационных мероприятий удается вернуть человека к жизни, но при этом не возобновляется информационная функция сердца, то мероприятия оказываются тщетны, и человек всё равно через какое-то непродолжительное время погибает.

С другой стороны, известны и такие случаи, когда люди переживали тяжелейшие, смертельные заболевания, но если информационная функция сердца при этом не отключалась, возникала уверенность, что человек выживет и что мероприятия, проводимые врачами, будут эффективны, несмотря на тяжелое состояние больного.

Диагностическая система нуждается в дальнейшем совершенствовании, но уже сейчас она может внедряться в широкую практику. Аналогов в мировой практике нет. Система помогает оценивать не только эффективность лечения, но и движение человека в духовно-нравственном плане. Когда он начинает понимать, что какие-то заболевания у него произошли из-за серьезных греховных поступков, и он приходит к вере, к церкви, к исповеди и искреннему покаянию, принимает участие в церковных таинствах, начинает жить по другому, тогда происходит исцеление. У меня был ряд случаев, когда люди после исповеди и причастия приходили на повторное исследование, и информационная сущность заболевания уже не обнаруживалась. Они действительно быстро поправлялись при минимальной медицинской помощи. Но были и другие случаи, когда что бы ни делали больные: ходили в храм, исповедовались... а, как говорится, воз и ныне там. Отсюда можно сделать вывод, что человек либо неискренне исповедуется, либо исповедуется, но продолжает жить в грехах, а, по словам наших Святых Отцов известно, что, если человек кается, исповедуется, но при этом не стремится к жизни по Евангелию, он не достигнет цели и никакой пользы не получит.

Церковь – это не магазин, в который можно прийти и купить себе выздоровление или прощение грехов. Здесь, прежде всего, нужен духовный подвиг. Нужно перестроить свою жизнь на совершенно другие духовно-нравственные позиции. Болезнь – это благодатный сигнал, когда Господь призывает к чему-то. Надо только разобраться, к чему именно.

Здравомыслящие православные люди не впадают в уныние, в безнадежность, когда появляется болезнь. Они даже рады, что есть возможность стать лучше в духовном плане.

Когда такие люди обращаются к врачам, их и лечить легко, потому что у них и душевный настрой – другой. Он оптимистичный, с надеждой, с верой, что всё будет хорошо.

А были случаи, когда и болезнь-то не такая уж тяжелая, а человек находится в какой-то безнадёжности, в испуге, что он заболел, в страхе, что может умереть, и от лечения тогда толку мало. Потому что человек сам своим поведением приговорил себя к безнадежному исходу.

Диагностическая система позволяет через информационную функцию анализировать одновременно физический и духовный план болезни, движение человека в духовном плане и эффективность лечебных мероприятий. И когда возникает единство и гармония в этих процессах, тогда достигается максимальный эффект. Эта система в полном смысле слова может быть использована наиболее эффективно только тогда, когда врач, занимающийся больным, будет одновременно глубоко понимать духовные истины и значение духовно-нравственного состояния пациента.

Для большинства православных верующих людей случаи чудесных исцелений, которые происходят и в наше время, не являются чем-то необъяснимым. Ведь неслучайно так много людей можно увидеть на наших святых источниках – в частности, летом в Дивеево тысячи людей погружаются с молитвой в святые воды с искренней верой в помощь и предстательство батюшки Серафима. Многочисленные случаи помощи Божией ощущают на себе участники многодневных крестных ходов, во время Великого Поста на соборовании наши храмы также заполнены людьми.

Как мне кажется, на протяжении всей истории Господь давал те или иные открытия людям, которые продвигали и развивали цивилизацию. Невольно задумаешься: а не является ли открытие информационной функции сердца также свидетельством помощи Божией нам, грешным людям, чтобы мы не скатились окончательно в пропасть безнравственности, духовной болезни и греха?

Я соприкасался с этим вопросом. Мне неоднократно говорили авторитетные люди: Вы сделали открытие. Я склонен воспринимать такие слова, скорее, как соблазн, как своеобразное искушение.

Конечно, неслучайно мое внимание в свое время остановилось на евангельской истине, неслучайно открылась возможность понять и реализовать её. Для этого мне пришлось перестроить всю свою жизнь. И, оглядываясь назад, я порой удивлялся, почему всё так складывается, и было такое ощущение, что я выполняю чью-то волю. И я бы не стал рассматривать данное открытие как мое личное достижение. Эта истина существует в Евангелии уже две тысячи лет. Мне, наверное, посчастливилось, что на меня пало послушание – провести исследования и переложить на научный язык ту функцию, которую выполняет сердце, связывая воедино духовный и физический мир.

Сама жизнь свидетельствует, – а медицинская деятельность нам постоянно подсказывает, – что человек состоит из двух сущностей: духовной и физической. Взаимоотношение между ними очень сложное. Сердце выполняет в этом центральную связующую роль. Наверное, есть и другие механизмы, которые нам неизвестны. И здесь возникает вопрос: чем должна заниматься наука? Много раз звучала мысль о том, что наука должна изучать природу, которую создал Господь Бог. И это так, но наука должна изучать также те истины, которые заложены в Евангелии. Нужно сделать эти истины доступными для понимания человека, чтобы затем он их осознанно сделал сущностью своей жизни.

И, конечно, представления об информационной функции сердца открывают новые горизонты в познании человека. Мы начинаем более глубоко понимать духовно-нравственную значимость жизни – и наука становится менее отвлеченной. Наука должна помогать расшифровывать бесконечную истину, заложенную в Евангелии.

В данном случае это научное направление существенно углубляет знания человека в понимании роли сердца, его духовного предназначения. Очевидно, что сердце – не только насос для перекачки крови, а важный духовный орган. Поэтому мы должны беречь сердце не только физически, но, может быть, в первую очередь и духовно.

Действительно, зафиксировано несколько случаев реакции сердца как духовного органа. Приведу такой пример. Система показывает наличие у больного онкологического заболевания. На обследовании находился православный человек, и я предложил ему войти в молитвенное состояние. Как только он начал молиться, исчезала программа онкологии. Поэтому я всегда в таких случаях вспоминаю призыв одного из старцев: хочешь исцелиться – молись!

Были и такие случаи: во время обследования больного его жена начинала молиться за него. И онкологическая информация у него исчезала. Вот вам пример, когда молитва близкого человека была исцеляющей для больного.

А для того, чтобы болезнь навсегда исчезла, человеку надо духовно очиститься от тех греховных изъянов, которые он приобрёл. Этого достигнуть можно только через Церковь, через исповедь, через сердечную молитву и духовный подвиг, а его надо заслужить. И это факт, его фиксирует прибор.

Область знания об информационной функции сердца находится на начальном этапе своего развития. Может быть, по мере развития этого направления откроется ещё много новых интересных фактов. Я рассматриваю свою работу как первые шаги, которые только в самых общих чертах начинают формировать представления о функциональном предназначении сердца.

Все ещё впереди.

Вячеслав УСПЕНСКИЙ, Доктор медицинских наук,
академик РАК имени К.Э.Циолковского, профессор кафедры терапии усовершенствования врачей (с курсом военно-морской терапии) Государственного института усовершенствования врачей МО РФ
Источник: "Переправа"

См. также по этой теме:

"Сердце как связь человека с Богом"
"Загляни в свое сердце"
Монография В.М. Успенского"Информационная функция сердца"


 Тематики 
  1. Религия и наука   (135)