Можно ли сделать выбор между общественно-политическими взглядами и религиозными убеждениями? Такой вопрос задают себе десятки миллионов европейцев, опасающихся новой волны миграции с Ближнего Востока, но вынужденных считаться с позицией папы Римского Франциска. Понтифик утверждает решительно: долг христианина – помогать своему ближнему, особенно если тот попросил убежища в вашей стране. Свою позицию папа подтвердил делом, разместив вынужденных переселенцев на крошечной территории Ватикана.
Жест доброй воли со стороны Церкви мог бы остаться незамеченным, если бы католическое духовенство не принялось с необычной для себя настойчивостью вмешиваться в политику, выступая против тех, кто призывает закрыть двери Европы перед беженцами. Верующим – а многие противники миграции известны своими христианскими убеждениями – приходится решать, с папой они или нет, и этот выбор не из легких.
В феврале с.г. отношения между противниками миграции и католическим духовенством обострились в Германии. Причина проста: надвигающиеся в стране местные выборы, по результатам которых успеха может добиться крайне правое движение "Альтернатива для Германии" (АДГ). Накануне голосования епископы Кельна и Эрфурта вмешались в политическую борьбу: погасили освещение своих соборов во время шествия борцов с миграцией, чтобы показать, что не имеют с ними ничего общего. Ультраконсерваторы в долгу не остались и пустили в ход громкую фразу. "Храм – это дом не Католической церкви, а всего народа", – заявил один из лидеров АДГ Бернд Хёке. "Такая партия, как ваша, не может быть альтернативой для Германии", – парировал кардинал Райнхард Маркс. Возглавляемая им Конференция католических епископов страны приняла решение запретить сторонникам "Альтернативы" участие в Дне католической молодежи, который намечен на ближайшее время.
Чем ближе местные выборы, тем резче католические лидеры критикуют крайне правых: "Необходимо четко дистанцироваться от АДГ", – заявил в середине февраля епископ Роттенбурга и Штутгарта Гебхард Фюрст. Кардинал Маркс подчеркнул, что идеология этой партии является "абсолютно неприемлемой" и "человеконенавистнической". Проблема, однако, заключается в том, что, как признал католический публицист Александр Гёрлаш, в рядах "Альтернативы для Германии" немало убежденных христиан. Более того, позиции крайне правых и Ватикана очень близки по всем вопросам, кроме одного: миграции.
Политические взгляды папы Франциска, который называет себя сыном мигрантов и поддерживает переселенцев во всем мире, а не только в Европе, заставляют традиционалистов Старого Света размежеваться. Одни поддерживают точку зрения Ватикана, придавая своему консерватизму "левый" отлив, другие заявляют о своем несогласии с понтификом и оказываются перед необходимостью объяснить свою позицию. "Католическим епископам следует больше заботиться о христианах Ближнего Востока, чем о беженцах", – заявляет одна из лидеров АДГ Фрауке Петри, пытаясь перевести разговор с позиции Церкви на заблуждения отдельных представителей духовенства. Тем же путем пошел губернатор итальянской области Венето, представляющий ультраправых, Лука Зайа. Он предположил, что папу неправильно информируют и тот не знает, что среди мигрантов настоящих выходцев из Сирии только лишь "около трети".
Возможен и другой путь: конфликт с Ватиканом. В Италии эту стратегию использовал лидер местной партии палеоконсерваторов "Лига Севера" Маттео Сальвини, употребивший по поводу епископов, призывающих предоставлять убежище мигрантам, непереводимое итальянское выражение, содержащее прямую аллюзию на мужские половые органы. Мэр города Бергамо Фабрицио Сала, единомышленник Сальвини, упрекнул духовенство в забвении заботы о ближних, понимая под ними итальянцев. Средства, расходуемые на мигрантов, могли бы быть израсходованы для поддержки местных неимущих, считает он. В "Лиге Севера" пробуют использовать против Католической церкви ее собственный катехизис, который рекомендует оказывать помощь мигрантам, но с оговоркой, что это следует делать "в меру сил". В Европе нарушают меру, считает "Лига".
Наконец, еще одна возможность выйти из щекотливого противоречия между политическим и религиозным консерватизмом: игнорировать послание папы Франциска и все-таки апеллировать к христианским ценностям. Во Франции в ходе региональных выборов 2015 года эту стратегию использовал "Национальный фронт". Ультраправые заявляли о христианских корнях республики, призывали свести к нулю поток мигрантов, при этом ни словом ни упоминали понтифика.
Использование религиозной карты для "Национального фронта" – сравнительно новая тенденция. Основатель партии Жан-Мари Ле Пен и его дочь Марин Ле Пен, не будучи в полной мере атеистами, очень далеки от церковной жизни.
Однако наследница политической империи Марион Марешаль-Ле Пен строит карьеру консервативного христианского политика. "Католицизму следует предоставить в нашей стране преимущество по отношению к исламу", – осенью заявила она.
Реакцию католических епископов можно назвать предсказуемой, и она не имела ничего общего с одобрением. "Невозможно одновременно быть и христианином, и ксенофобом", – заявил архиепископ Марселя Жорж Понтье. В том же ключе выразил свое мнение пресс-секретарь Конференции епископов Франции Оливье Рибадо-Дюма: "Мы продолжаем говорить, что отрицание чужого, отказ принять другого, видение общества, основанное на страхе, представляют собой проблему. Среди идей "Национального фронта" есть такие, которые не могут быть согласованы с Евангелием". Во Франции, как и в других странах Европы, крайне правые, Католическая церковь и мигранты образовали "любовный треугольник", в котором одна сторона неравнодушна ко второй, а вторая – к третьей, но никто не может рассчитывать на взаимность.
Римский папа Франциск тем временем продолжает свою ставшую всемирной кампанию по поддержке миграции. В ходе недавнего визита в Мексику понтифик отслужил литургию, посвященную вынужденным переселенцам. Вскоре вслед за тем глава Церкви выступил с обличением кандидата в президенты США Дональда Трампа, назвав его взгляды на миграцию несовместимыми с христианством. Ранее Ватикан уже критиковал по этому вопросу других американских политиков, включая самого Барака Обаму. В 2014 году, когда президент США посетил Ватикан, стороны, согласно утечкам, не сошлись в оценке именно этого вопроса.
Не вызывает сомнений, что разлад между Католической церковью и ультраправыми движениями начался не сегодня, но массовая миграция с Ближнего Востока в Европу существенным образом обострила его. Тем более что она началась на фоне моральной реабилитации палеоконсервативных движений, продемонстрировавших политическую гибкость и готовность искать новую форму для выражения своих идей. Неслучайно, что лидерами как "Альтернативы для Германии", так и "Национального фронта" являются женщины – факт, абсолютно невозможный еще 20 лет назад.
Однако, с точки зрения Ватикана, поддержка европейских крайне правых бесперспективна – точно так же, как не имеет особенного смысла сама ставка на Западную Европу. "Старый свет похож на бесплодную женщину", – заявил не так давно папа Франциск, сделавший из критики современного состояния европейской цивилизации одну из главных тем своего понтификата. Глава Римской церкви надеется обрести новых верующих во втором и особенно в третьем мире. В этой связи курс на поддержку мигрантов даже в ущерб потенциальным друзьям в Европе представляется не столь уж неоправданной тактикой.
Игорь ГАШКОВ
Источник: "Интерфакс-Религия "