В этом году Мюнхенская конференция по безопасности проходила в исключительно острый момент. Пружина под названием "Россия", которую Запад в течение двух десятков лет испытывал на прочность, мощно разжимается, давая отпор тем, кто рассчитывал на ее полное разрушение, на уход страны с мировой арены. Россия одерживает победу в Сирии, планомерно громит боевиков ИГИЛ, заставляя биться в истерике их западных спонсоров. По ходу дела выясняется, что поражение террористов не укладывается в планы не только монархий Ближнего Востока, но и Турции, члена НАТО, и кое-кого в Брюсселе и даже в Вашингтоне. Какой конфуз!
Западная коалиция усиливает русофобскую риторику, обвиняя Москву во всех грехах – в якобы имевших место убийствах мирного населения, уничтожении госпиталей. Следует признать, что ситуация очень напряженная.
За последние полвека мир еще никогда так близко не подходил к опасной черте.
Можно ли было ожидать от Мюнхена сколь-нибудь заметного результата?
Наверное, нет. И все же на конференцию (замечу: придуманную НАТО для обсуждения проблем безопасности и поиска решений) едет глава правительства России с представительной делегацией. Со стороны Москвы последовал очевидный шаг доброй воли, очередная попытка найти понимание своих аргументов. Тем более Дмитрия Медведева на Западе воспринимают как более либерального и менее жесткого политика, чем Владимир Путин. И это было недвусмысленное приглашение к диалогу со стороны Москвы.
Увы! Россию опять не захотели услышать. Неслучайно западная пресса практически не уделила внимания Мюнхенской конференции. Потому что там не заинтересованы в предметном диалоге. Они усиливают русофобию, выбрав главным объектом российского лидера. Потоки лжи обрушиваются на головы западного обывателя: из России планомерно делают агрессора, из ее лидера – убийцу и бандита. Вот и отсутствие Путина на нынешней конференции стало для них поводом для оскорблений и обвинений его в слабости. Хотя Путин после 2007-го эту конференцию присутствием не жаловал.
Хорошо помню знаменитую мюнхенскую речь российского лидера 2007 года, в которой он взывал к разуму западных лидеров, предупреждая о пагубности политики с позиции силы и двойных стандартов. Ту речь почти никто на Западе не захотел понять. Не захотели "партнеры" понять и того, что Россия, великая держава, уже не может отступать.
Каким бы либеральным и договороспособным ни был Дмитрий Медведев, он по определению не мог в Мюнхене использовать иные выражения, чем Путин.
Это лишь вопрос интонации, но не принципиальной позиции. Потому что это позиция страны. В выступлениях премьера отчетливо слышалось: Россия не хочет резкого ухудшения ситуации и предлагает создать благоприятную атмосферу для диалога. Но звучал и другой сигнал: если Запад пойдет и дальше по пути конфронтации в Сирии, всеобщий мир окажется на грани катастрофы.
Я видел редакционную статью, размещенную на русскоязычном сайте Радио "Свобода". Она характерна для освещения Мюнхена-2016. Это истерика – без намека на объективный анализ событий. А реальность такова. Запад отходит от шока, в который его вогнала Россия своими действиями в Сирии, мощью и целенаправленностью боевых усилий. Они думали, что возвращение Российской армии – блеф. И просчитались. Взятие Алеппо означает блокирование ИГИЛ, прекращение поставок оружия из Турции. Единственный разумный взгляд на вещи, который я видел в прессе, опубликован в "Нью-Йорк таймс". Там четко написано: "Россия выиграла войну в Сирии". Проблема для них только в том, как остановить Россию. Ведь прямое столкновение с Москвой означало бы признание поддержки террористов со стороны Запада. Отсюда уход с переговоров в Женеве, вступление в войну Турции.
Но Запад продолжает пребывать в растерянности. В Вашингтоне не знают, до какой степени конфронтации они готовы пойти, Европа вообще не имеет своего видения ситуации. Единственное, до чего они додумались, так это попытаться заставить Россию признать ее вымышленное поражение и отступить.
Смешно!
В Мюнхене диалога не получилось. Никто даже не обратил внимания на заявление Медведева о том, что Россия готова разговаривать со "Свободной армией Сирии". У меня есть основания предполагать, что определенные силы в НАТО готовят провокации против России, возможно, без уведомления президента США. Это может быть Украина, Прибалтика. Не исключена и цепочка провокаций, нацеленная на то, чтобы втянуть Россию в боевые действия, создать повод для шумных обвинений.
Но у них уже не все получается, как им надо. С некоторых пор, и особенно после вступления России в войну с терроризмом в Сирии, далеко не все на Западе воспринимают Россию как врага.
А тут еще как нельзя кстати случается историческая встреча двух понтификов. Смысл и значение ее беспрецедентны. Она выглядит как объявление всеобщей тревоги, затмевая Мюнхен. Патриарх Кирилл, как я полагаю, не полетел бы на Кубу, не получив политического благословения Путина. Кажется, глава православной церкви прилетел в Гавану на самолете президента России. А папа римский поехал на встречу не как посланник Запада. Западный мейнстрим не в состоянии проигнорировать поездку папы римского, хотя и здесь СМИ пытались замолчать алармистский характер встречи понтификов. Но тщетно: большинство католиков все поняли правильно.
Папа и патриарх показали всему миру осознание вызовов, стоящих перед человечеством, опасности третьей мировой войны. Папа римский не желает далее связывать католическую церковь лишь с Западом и с его уже не очень христианскими ценностями. Он намерен, оставаясь верным евангельской миссии Церкви, обращаться к тем 6 миллиардам населения Земли, к их культуре, к их религии, к их ценностям и к их приоритетам, которые не совпадают с ценностями богатого, но находящегося в упадке Запада.
И это в каком-то смысле созвучно Мюнхену, но Мюнхену не 2016 года, а Мюнхену-2007.
Джульетто КЬЕЗА, итальянский публицист, экс-депутат Европарламента
Источник: "Интерфакс-Религия"