Как относятся к России консерваторы и либералы Запада? Какова ее роль в мире, когда даже в таких традиционно христианских странах, как Греция, принимается закон о легализации содомии? Чем запомнился 2015 год, и чего стоит ожидать от 2016-го? Беседуем об этом с политологом и историком Наталией Нарочницкой.
– Наталия Алексеевна, какие события, на ваш взгляд, стали самими важными и запоминающимися в уходящем году? И почему?
– Для меня главным событием, под впечатлением от которого я до сих пор нахожусь, стала акция «Бессмертный полк». Я прошла в марше с портретом своей мамы – партизанки, со мной рядом шел мой двоюродный брат с портретом его отца, маминой сестры – его мамы; со мной шел англичанин с портретами своего дяди и отца – один летчик, другой служил в арктическом северном конвое; шли французы… Вокруг были незнакомые люди, с которыми мы обнимались, целовались, танцевали, – я не помню такого ощущения единения и какого-то вот именно единства нации, у которой есть чисто исторические переживания. И французы, с которыми мы потом поздно вечером встретились в кафе, были просто потрясены, сказали: пусть наша поганая пресса пишет что угодно, сегодня мы видели настоящую Россию, видели то, чего не увидишь ни в одной западноевропейской стране. Особенно их поразило, что в марше шли в основном молодые люди – от 25 до 45 лет, – шли с детьми, с прогулочными колясками. С такой молодежью, по их мнению, Россия переживет всё.
Если в подобные минуты нация способна отбросить всё, что разделяет – экономическое, социальное, мировоззренческое, – и единым целым, единым хором выступить, то это абсолютно непобедимо. И у меня было это чувство. Вечером я прошла всю Тверскую. Радостные лица, улыбки… Незнакомые люди говорили друг другу: «С праздником! С праздником!» И этот необыкновенный подъем переживали люди разного социального статуса. В час ночи я проезжала мимо Ленинских гор, где обычно собираются автоэкстремалы на дорогих иномарках. Они все съехались, с флагами, играл гимн России… Этот день не забыть. Поэтому всё остальное для меня имеет второстепенное значение.
Конечно, нужно отметить очередной и очень своевременный шаг – демонстрацию национально-государственной воли России в сирийском кризисе. После «Мюнхенской речи» президента в 2007 году, после признания независимости Осетии и Абхазии, Россия еще раз заявила всему миру, что она – суверенная и самостоятельная страна, что у нее есть свой взгляд на мир и на способы решения мировых проблем, что ей собственные интересы важнее одобрительного похлопывания по плечу американскими «партнерами».
Но главное всё же – «Бессмертный полк», пережитое чувство удивительного подъема.
– 22 декабря на пленарном заседании парламента Греции был принят закон о свободном однополом сожительстве. Россия, по сути, остается единственной православной страной, для которой содомия принципиально неприемлема. К чему такое положение нас обязывает?
– И более чем обязывает! Россия, действительно, остается единственной страной христианского мира, которая с открытым забралом защищает христианские ценности. На нее с надеждой смотрят все консерваторы Европы – это подтверждают и статьи социологов, опубликованные в таких респектабельных газетах, как «Figaro», например. Кстати, единственное поздравление папе Римскому Франциску в связи с его избранием, где говорилось о христианстве и о христианских ценностях, было поздравление от президента В.В. Путина. В других говорилось о чем угодно: о сотрудничестве, о гармонизации отношений в обществе, но никак не о том, что вообще-то избран глава Католической церкви.
– На ваш взгляд, изменилась ли роль Церкви и религии вообще в современном обществе?
– Несмотря на периодические раздуваемые прессой скандалы, антицерковные кампании, Церковь, по опросам, остается институтом, к которому в обществе наибольшее доверие. И очень важно это доверие сохранять. Другое дело, что, вероятно, закончился период, когда лавинообразно приходили в храм нецерковные люди. Приходили во многом из любопытства и потому в Церкви не остались. Но любое приобщение к церковной жизни – даже очень поверхностное, как к чему-то красивому и не очень понятному, оставляет в душе любого человека некое зерно, которое потом может прорасти. Вспомним, что даже гонитель христиан Савл стал апостолом Павлом. Поэтому очень важно говорить обществу о Церкви. И значимо, что в нашей Церкви много молодежи. Я это вижу, сравнивая ситуацию у нас и в других странах.
Сегодня, кстати, консервативные организации стали чуть громче заявлять о себе даже в таких очень атеизированных странах, как Франция. А антихристианский посыл Французской революции превосходил все остальные посылы, и масштабы атеизации французского общества были огромны. Сейчас же сама ситуация, прежде всего с навязыванием содомитских норм обществу, заставляет тех, кому дороги традиционные ценности, кому дороги христианские ценности, как-то выступать и что-то делать. Образуются даже молодежные христианские движения. Вот после известной двухмиллионной демонстрации против закона об однополых браках, прошедшей во Франции, образовалось даже несколько таких малых ассоциаций, которые, может быть, еще не структурированы и недостаточно пока оформлены, но раньше ведь ничего подобного не было, а сейчас – есть. И они с надеждой смотрят на Россию.
Это только сторонники леволиберальной, троцкистской, постмодернистской идеологии видят в России врага. В более консервативно настроенных кругах отношение несколько иное. Я только что проводила конференцию в Германии, в которой приняли участие около тысячи человек. На ней, кстати, выступал даже праправнук кайзера Вильгельма – принц Филипп Карл Прусский, выступал член семьи фон Бюлов – канцлера Германии перед Первой мировой войной. Все говорили, что единственная возможность для Германии сохранить независимость в международном раскладе – это конструктивные и хорошие отношения с Россией. Это тот якорь, тот элемент равновесия, который позволил бы Германии проявлять большую самостоятельность и служить собственным интересам, а не интересам глобалистской идеологии.
– Выходит, повторяется ситуация начала ХХ века: тогда тоже на Россию возлагали особые надежды…
– В начале ХХ века привлекал революционный пафос, потому что революция сулила, прежде всего, социальную справедливость. Но сейчас левый дух борется за иное. Произошло и притупление его острия, и его переориентация – с Востока на Запад – как в свое время он пришел с Запада на Восток, в Россию. Но в России он свой потенциал в значительной мере исчерпал, перешел обратно на Запад, но перекодировав основные идеи в такие либертаристские клише, прилагающиеся прежде всего к ценностям. Пропагандируется свобода от оценок: красота и уродство, какофония и гармония уравнены. Но так можно дойти и до уравнивания правды и лжи, добра и зла. Собственно, к этому всё и идет. И консерваторы на Западе это понимают.
– Завершается 2015 год, приближается 2016-й. На что всем нам – верующим, прежде всего, но и неверующим тоже – настроиться, к чему быть готовыми?
– Приближается прежде всего праздник – Рождество Христово. А канун Рождества, сам праздник, последующие за ним Святки – это особые мистические недели, когда действительно ждешь чуда, ждешь излечения, уврачевания всех напастей, болезней – и моральных, и физических. Ведь эти новогодние ожидания каких-то перемен, связанные с празднованием Нового года в советское время и сейчас у людей неверующих, – они от Рождества. Потому что когда с нами Бог (хотя люди, может быть, эти слова не произносят даже мысленно) – всё возможно, если только мы откликнемся на Его призыв быть лучше и стремиться к идеалу. Поэтому я всем хочу пожелать добра, блага, здравия в новом году, уврачевания всех несчастий. И воли к тому, чтобы стараться себя и всех, кто нам дорог, настроить на то, чтобы различать добро и зло, правду и ложь, красоту и уродство. Мне кажется, это главное. Ну, и конечно, я хочу пожелать всем простого человеческого счастья и радости.
С Наталией Нарочницкой беседовал Никита Филатов
Источник: "Православие.Ру "