Как Православная Церковь сможет изменить Интернет? Те, кто так или иначе представляют Церковь в Интернете, готовы не только к проповеди, но и к новому уровню взаимодействия. Это стало ясно по результатам 1-й международной конференции "Электронные СМИ и православное пастырское душепопечение", прошедшей в Афинах.
Полностью реализовалась логика программы: от рассмотрения технологических возможностей к постановке конкретных задач.
Это не обзор, а личные впечатления. Они нарочно конспективны и кратки, как ритм и напряжение 10-часового марафона, состоявшего из пятнадцатиминутных блиц-выступлений 27 спикеров. Главное, что происходит в процессе погружения в озвученные темы — появляется внутренний навигатор, становится понятно, где находятся реальные, а не гипотетические полюсы добра и зла в цифровом мире.
Первое. Мало общих слов и размышлений и, несмотря на это, практически каждое выступление стремится вырваться за рамки регламента. Глубина понимания воздействия на человека новых цифровых технологий – это, возможно, результат отстраненного и неэмоционального взгляда на освещаемые проблемы, чем он особенно ценен. Некоторые выступления с большим успехом можно было бы повторить на ведущих мировых технологических конференциях, и они совершенно точно могут обогатить профессиональную дискуссию на «другом конце».
Второе. Дискуссия изначально смещена в сторону разборчивого точного и тонкого использования технологий. Не обсуждается вопрос о том, должна ли Церковь в принципе использовать технологии — она уже и так широко использует цифровые медиа, через свою паству. Причем поведение паствы в массе повторяет принципы поведения невоцерковленных людей. Однако неожиданно, что православные более грубы и нетерпимы в соцсетях. Надо идти к людям, туда, где они есть, — это, похоже, уже не спорная или дискуссионная позиция, с этим согласны все. Главная опасность для Церкви теперь уже видится в другом — у аудитории Церкви в Интернете колоссальный запрос на информацию, которую может дать только Церковь. А если её там не будет? Чем будет заполнена эта пустота? Такая интерпретация вызова, который стоит перед Церковью, повлияла на настроение дискуссии. Здесь же однозначно были определены особенности миссии Церкви в Интернет-пространстве — через сети можно только нести любовь, нести слово, можно учить, а на схематическое изображение кругов социальных сетей можно смотреть как на круги учеников вокруг апостолов. С помощью технологий невозможно совершать Таинства. Это ограничивает сферу применения технологий в Церкви, это также яркий пример того, почему технологии и вирутальная жизнь не могут заменить реальной.
Третье. Успокаивает принципиально иное ощущение скорости жизни, даже когда речь идет об Интернете. Спокойно и медленно, ведь если что-то очень нравится, совершенно не хочется ничего менять. И тут же меняется масштаб, когда говорится, что новшества требуют проверки временем и надо посмотреть, как и что будет выглядеть через 20-50-100 лет.
Четвертое. Спикеры препарируют технологии и виртуальную реальность четко и жестко. Однозначно и аргументированно проводят границы между хорошими и плохими привычками в цифровом мире, хорошей информацией и плохой, причем так, что границы начинают ощущаться почти физически. После этого взгляд на использование возможностей разных сервисов меняется, также появляется привычка отслеживать свое поведение при использовании социальных сетей с точки зрения вреда для личности. Однозначность — очень важное понятие в «гуманитарном», «антропологическом» понимании — тоже ново для технологического мира, привыкшего скорее к однозначности 1 и 0 и условности всех остальных сфер.
Пятое. В инновациях и технологиях, даже сегодня, с высочайшими темпами развития, нет ничего принципиально нового, а Церковь давно выработала свой подход к этому, и если бы было больше интересующихся этой темой людей, обеспокоенность тем, что технологии сметут человека, была бы гораздо меньше. Интернет — это «просто» новый Шелковый путь, которым еще в VII веке прошел первый православный проповедник. На самом деле технологии недоразвиты, они только начинают свой пусть, и пока еще не в состоянии существенно улучшить жизнь человека, сделать его самого лучше. Наука должна продолжать последовательно шагать вперед и не забывать, что она стремится к светлому и совершенному. Здесь были озвучены две позиции: одна подчеркивает хорошее, другая вскрывает плохое. Неожиданно, больше всего участники конференции были озабочены нейтрализацией технологических угроз и призывали к возведению "оборонительного вала" от технологий.
Шестое. Перед каждым человеком встает вызов: как управлять своим виртуальным профилем, чтобы он не стал параллельным двойником, чтобы человек не жил одновременно двумя жизнями. Надо иметь силу воли и смелость, чтобы оставаться собой в виртуальном пространстве. Иначе — оно может обезобразить личность. Виртуальность не может заменить жизнь. Главный вопрос: станет ли она параллельной реальной жизни или будет её продолжением. И тут же опять — смена масштаба, настоящая реальность включает в себя и виртуальную. Теперь пугающее придыхание, с которым произносилось слово «виртуальная реальность», выглядит довольно беспомощно — нет отрыва от настоящей реальности.
Седьмое. Примеры убеждают лучше аргументов. Девушка из Нового Света через Интернет нашла далекий горный монастырь, приехала и приняла постриг. Потом за ней приехала тяжело больная подруга и тоже приняла постриг, нашла тишину и покой, а через несколько месяцев тихо и спокойно умерла. При этом последний период своей жизни она называла самым счастливым. А использование Интернета и цифровых технологий — единственный инструмент для православного духовенства для расширения общения с паствой.
«Осадок» первого дня в виде риторических вопросов, заданных выступающими. Что лежит в основе технологий? Если комфорт, то этого ли должны искать христиане? Должны ли они относиться к технологиям только как к способу упростить свою жизнь? Или это новые возможности для совершения новых более сложных и более значимых дел?
Восемь. Церковь принципиально не закрывается – предлагает обсуждать все острые вопросы открыто в Интернете: и на собственных, и на внешних площадках. Принимать участие могут все, даже "внешняя аудитория", но дискуссия должна вестись осторожно и внимательно, поэтому здесь невозможно обойтись без правил. Любая дискуссия по церковным вопросам должна объявляться "ответственным пространством" – с безусловной 100% премодерацией.
Девять. Технологии и технологические изменения не смогут дать обществу "новую мораль", несмотря на существующие в технологическом мире теории, что технологическое влияние на общество сможет изменить его, "продвинуть". Однако технологическое влияние на общество не может быть влиянием моральным, хотя вполне может стать аморальным. Как не может быть морали церковной и светской, так и не может быть отдельной оффлайновой и онлайновой морали.
Созвучно светскому выглядело церковное отношение к традиционным, печатным медиа. Они все равно останутся, найдут свою нишу, их сравнивают с книгами. К тому же они всегда будут доступны, если вдруг "отключат" доступ аудитории к определенным сайтам в борьбе за секулярный мир.
Десять. Самая острая тема, вызвавшая бурные эмоции у аудитории, возможно, из-за присутствия большого количества журналистов: должны ли СМИ, освещающие деятельность Церкви, относиться к ней иначе, чем, например, СМИ, освещающие деятельность парламента, к парламенту? Не повредит ли объективная информация о Церкви? На одинаковых ли скоростях живут Церковь и СМИ? У них одинаковое внимание к деталям? Помогает ли сама Церковь через свои пресс-службы СМИ быть объективными?
Общего мнения по этому вопросу выработано не было, но позиция Церкви была услышана: особенно осторожно надо предъявлять претензии. Чтобы писать о Церкви, нужно быть весьма оборазованным человеком. Светские институты сдали свои позиции, в том числе и дилетантам, но это не значит, что должна сдаваться и Церковь. В Церкви происходит все, в том числе и нехорошее. Говорить про это нужно, но так, чтобы испраить, а не так, чтобы заклеймить, как это часто происходит сегодня.
Особняком стояли два воспроса: должно ли все, что связано с Церковью, распространяться бесплатно? Есть ли возможность строить в том числе информационный бизнес, связанный с церковной тематикой? Развития, правда, эти вопросы не получили, но они точно будут обсуждаться дальше.
Одиннадцать. Церковь институализируется в Интернете после того, как, столкнувшись с жесткой действительностью, должна была перегруппироваться. Ярко выглядела позиция одного из спикеров, что социальные сети – возможность работать с противниками Церкви.
Церковь может определять повестку в некоторых сегментах соцсетей, и эти пространства она должна растить и воспринимать как плацдарм для движения дальше. Церковь просит давать больше советов, митрополитов создавать собственные профили и самостоятельно вести их. Поразительно, что ярлык "враг Церкви" оказывается действенным оружием в Интернете. Правда, используется он в спорах межу светскими персонами.
Двенадцать. Одним из последних выступлений был обзор будущего технологий – профессиональный визионерский доклад от светских практиков и теоретиков, который скорее ожидаешь услышать на технологической конференции. Много внимания уделено безопасному использованию технологий не столько с точки зрения защиты данных, а скорее чтобы не навредить пастве.
* * *
Возможно, корень больших разочарований в Интернете – это изначально завышенные ожидания от виртуальной реальности. Оказалось, что здесь, как и в реальности, есть свои проблемы. Конечно, Интернет – это не новые грехи, а просто новые "соблазны". Что будет с людьми в будущем, когда программисты не будут нужны, а машины сами будут писать коды? – Часто слышишь вместо ответа встречный вопрос, и утверждение, что прогресс нельзя остановить, а те, кто пытаются это сделать, – ретрограды. Вроде как на этом обычно обсуждения и заканчиваются. Здесь же только начинаются. Вопрос о том, как управлять развитием технологий, как сделать так, чтобы они не уничтожили человечество сначала внутренне, духовно, следствием чего точно станет физическое уничтожение, в отличие от технологических конференций, – здесь не теортеический, а прикладной.
Тренин-Страусов Петр
Источник: "Богослов.Ру "