30 апреля в Клину открывается Международный музыкальный фестиваль имени Чайковского. Среди его участников – Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова. На вопросы "Культуры" ответил художественный руководитель прославленного коллектива Евгений Волков.
- Юбилейный фестиваль Чайковского в Клину обещает превзойти все ранее проходившие там мероприятия.
– Одна из его целей, как говорят устроители, попытаться создать "наш Экс-ан-Прованс" (фестиваль во Франции. – "Культура"), то есть престижную открытую сцену. Сделано все на широкую ногу и в то же время серьезно, вдумчиво. "Сапсаны" будут в дни торжеств останавливаться в Клину, рекламная кампания организована очень достойно. Отрадно видеть, что наш национальный гений так широко пропагандируется. К тому же фестиваль задуман как общедоступный. Там достаточно демократичные цены даже на очень престижные концерты. Это можно только приветствовать.
- Где будете выступать? Зал там всего на триста мест. И что исполните?
– На период фестиваля творческим коллективам отдают еще ряд концертных площадок в городе и его окрестностях. На центральных улицах Клина будут установлены жидкокристаллические экраны – чтобы все жители и гости смогли увидеть и услышать выступления артистов. А наша программа называется "Две литургии". Это идея Бориса Григорьевича Тевлина, моего незабвенного учителя, который любил соединять литургии Чайковского и Рахманинова в одном концерте. Для Клина такое сопоставление очень кстати. Потому что замысел фестиваля – Чайковский и музыка, так или иначе с ним связанная.
Литургия Рахманинова во многом следует Литургии Чайковского, развивает ее традиции. Оба сочинения – это размышления человека о Боге, путь к Богу. Там одинаковая драматургия – от мрачных тонов к свету. Перелом и у Чайковского, и у Рахманинова наступает в "Херувимской", когда на героя словно нисходит озарение через очень тихую музыку. Потом – эмоциональный всплеск, связанный с благодарением и прославлением – "Свят Господь Саваоф". Далее молитвенное "Тебе поем", лирическое "Достойно есть" и абсолютное умиротворение, слияние с Высшим миром в последних номерах. Первые же наполнены драматизмом. У Рахманинова он более сдержанный. У Чайковского сразу с высшей точки все начинается. "Единородный Сыне" – фрагмент, наполненный человеческой трагедией. Это музыка нервная, исполненная "последней надежды". Но лирический герой прорывается к Богу. И у Чайковского, и у Рахманинова. Литургии у них заканчиваются катарсисом. Если же говорить специально о Чайковском, я бы сказал, что у него это вообще одно из самых светлых по духу сочинений.
- Духовную музыку Чайковского часто называют излишне эмоциональной для богослужения.
– Считаю глубоко ошибочными суждения о том, что духовная музыка Чайковского чужда церкви, не религиозна. Это музыка, обращающая к Богу. Я ее горячий адепт; одна из моих целей – показать ее людям. Что касается соответствия правилам богослужения... Чайковский ведь написал очень строго. Стремился соблюдать все стилевые нормы, законы и "технические подробности" православной музыки. Но где-то, как светский композитор, дал яркую контрастность, драматизм, порыв.
Хочется спросить у тех, кто говорит про отсутствие у него молитвенности: разве вы монахи? Вы уже доросли до умной молитвы? Почему требуете от Чайковского, чтобы он был Симеоном Новым Богословом? Сами умеете так молиться? Мы, миряне, являемся душевными людьми, молимся по-разному – приносим к Богу и земные радости, и горести, и отчаяние, и надежды. И Чайковский, как наш брат по Адаму, обращается не к святым, не "в безмолвии сущим". Он молится вместе с нами, мытарями и грешниками: "Боже, смилуйся".
- В церкви сочинения Чайковского часто исполняются?
– Да. "Трисвятое", например, прочно вошло в клиросный репертуар. Николай Матвеев (регент храма Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке. – "Культура") со своим хором пел Литургию Чайковского. Как раз она рассчитана на исполнение за службой. Но здесь важно, что за храм, кто там служит и молится.
Личное воспоминание: однажды на Пасху довелось регентовать Литургией Чайковского в православном храме Пхеньяна. Служил русский священник из Владивостока и два корейских батюшки. Прекрасные духовные люди. Пел наш хор и болгарские оперные солисты – мы все участвовали в фестивале "Апрельская весна". Всего человек сто. Это было чудесно и неповторимо.
- Глубокая религиозность может побудить композитора отказаться от своего профессионального дара?
– Ни от чего не надо отказываться. Господь нас к этому не призывает. Если у человека Божий дар, надо принести Авелеву жертву: отдать Богу лучшее. Нельзя замолкать, нельзя талант зарывать в землю. Чайковский, кстати, после создания Литургии сказал: "Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде я не умел". Эта музыка и ему самому духовно помогла.
- На фестивале в Клину будет исполнена вторая авторская редакция Первого фортепианного концерта. Произойдет, так сказать, возвращение к истокам. Духовная музыка Чайковского не подвергалась затемняющим первоначальный смысл редакциям?
– Насколько знаю, нет. В советское время были открытия, касающиеся светских хоров. Например, восстановили по черновикам "Правоведческую песнь". А с духовной музыкой все понятно. Есть 63-й том собрания сочинений. Он вышел позже, в 1990 году. Но оформлен так же, как и основные тома. Это академическое издание, на него и ориентируемся.
- Некоторые скрипачи жалуются на скрипичный концерт Стравинского – якобы его написал человек, не знающий скрипки. С точки зрения хормейстера, Чайковский хорошо знал специфику хора?
– Вокальный Чайковский сложен. Надо очень хорошо владеть регистровкой голоса, у него много переходных нот, неудобные скачки и пассажи... Но неисполнимого в этой музыке нет. Да, он написал трудно, в расчете на знающих, профессиональных музыкантов. Когда перед тобой партитура гения, изволь позаниматься и сделать.
- Ваши личные пристрастия в вокальной музыке Чайковского?
– Очень люблю и духовные хоры, и светские. Самое для меня задушевное – "Легенда" на стихи Плещеева. Это одна из немногих тем в русской музыке, которую использовали для молитв все христианские деноминации, включая старообрядцев. Они развели ее по крюкам и назвали "Предание о Христе Спасителе". Представляете, эти люди вообще отрицают послепетровские традиции, а тема Чайковского у них живет.
- Отпоете на юбилейном фестивале Чайковского. Что дальше ожидает Хор имени Свешникова?
– Участие в уникальном проекте "Русский день". Инициатива благотворительного фонда "Классика" была поддержана высшим руководством страны, губернатором и правительством Санкт-Петербурга, МИДом и Министерством культуры. 12 июня, в День России, в пяти странах мира на крупнейших площадках пройдут выступления наших ведущих коллективов – это более чем 500 первоклассных музыкантов. Наш хор планирует выступить в парижском зале Гаво. Гордимся, что будем первопроходцами замечательного проекта, и надеемся: национальный праздник Отечества станет подлинно Русским днем, когда российские творцы смогут говорить языком искусства с простыми людьми разных стран. От сердца к сердцу.
Светлана НАБОРЩИКОВА
Источник: "Культура "