В Высоко-Петровском монастыре в Москве состоялся постриг священника Константина Симона
На днях в Высоко-Петровском монастыре в Москве состоялся постриг священника Константина Симона. Он принял православие в 2014 году, после 34 лет священнического служения в Римско-католической церкви. О том, как профессор и вице-ректор Папского восточного института в Риме, член ордена иезуитов, перешел в православие, он сам рассказал корреспонденту "РГ".
- Отец Константин, как вы приняли решение стать православным?
– Я хотел принять православие в 18 лет. Когда ощутил веру как свое призвание. Но у меня не было среды, не было контактов с православными. И позже, когда я 30 лет жил в Риме, мне по-прежнему их не хватало. В Риме есть православный храм великомученицы Екатерины, и последние лет 7 я ходил туда на богослужение. Но когда был студентом, то храма еще не было. Последние 3-4 года я хотел принять православие уже официально.
- Что было главным на душевных весах, когда вы принимали это решение?
– Мне кажется, что легче всего спастись в Православной церкви. Особенно сегодня. Меня иногда спрашивают, считаю ли я, что Католическая и Православная церкви равно спасительны. Отвечаю: надеюсь, что католики и протестанты спасаются. Но легче всего спастись в православии. Потому что Православная церковь осталась настоящей Апостольской церковью, чтущей Предание и традиции. Той Церковью, что была в первых веках христианства. Даже если в православии есть проблемы, эта Церковь – истинная. Для меня очень важно переживание полноты богослужебной жизни. А на Западе сегодня чувствуется недостаток в этом. В литургической жизни католиков царит полный хаос. Сокращения служб ужасные. Плюс отмена разных богослужений. У католиков осталась только месса, уже вряд ли кто служит вечерню. Но хуже всего, мне кажется, этот "дух творчества".
Уверенность, что всякий раз все должно быть другим, новым... Но показывать всегда новое – это участь шоумена. Католический священнослужитель, кстати, становится на него похожим. Я видел литургические ужасы. Священник читает мессу сидя на полу. Или служит без облачения – этакая месса в галстуке. Я восемь месяцев провел в Австралии у иезуитов. Так там настоятель хотел, чтобы мы служили мессы у него в приемной – десять священников и два несвященника поочередно. Можно было служить без облачения и сидя. Некоторые не хотели читать молитвы по служебнику и сочиняли их тут же, на ходу. Ну а уж когда один наш иезуитский "генерал" сказал, что ему стыдно стоять перед нами из-за того, что женщины не могут рукополагаться в священники и епископы! В Германии за сопротивление этому настрою на меня нападали, издевались. Дескать, я экстремальный консерватор. Евангелие, традиции, Предание Церкви – все перестает иметь значение. Хотя должен сказать, что это все духовные злоупотребления. Сам Ватикан этого не хочет.
- Как восприняли ваш переход в православие в Католической церкви?
– Иезуитский настоятель – спокойно и немного равнодушно. Сказал: ну вы не в секту переходите, это наша Церковь-сестра, мы все вместе будем в раю – идите, если так хотите, хотя нам жалко терять профессора. Ну а более консервативная публика пишет, что я предатель. Но они знали, что я это сделаю, и что это выстраданное и созревшее решение.
- Исторический раскол Церкви на православную и католическую конфессии – драма. Некоторые наши старцы говорили, что в будущем католики и православные объединятся. Может быть, не в наше время, но в веках...
– В веках все возможно. Но надо понимать, что тут не филиокве – главное препятствие. А то, что католики настаивают на своем примате...
- Предметом ваших научных исследований и преподавания – Восточное христианство. Он вас так увлек?
– Не могу похвастаться, что я много читал восточных святых отцов и это стало решающим. Я, конечно, их читал. Но меня больше привлекали русская культура и русское православие. Я не случайно перешел не в Греческую, не в Румынскую, а именно в Русскую церковь. Она, несмотря на то, что о ней привыкли говорить, гораздо более гостеприимная, чем другие. Надо быть армянином, чтобы принадлежать к Армянской церкви. А чтобы во всей полноте принадлежать Греческой церкви часто надо быть настоящим греком. А Русская церковь намного легче принимает тех, кто в ней не воспитывался. Я очень благодарен Святейшему патриарху Кириллу, наместнику и братиям Высоко-Петровского монастыря за то, как меня приняли.
Кто только меня не предупреждал – от словаков до наэлектризованных украинцев – о дурном характере православной Москвы: консервативные экстремалы, москали... Но я не услышал здесь ни замечаний в адрес моего иезуитского прошлого, ни намеков на то, что я "разведчик".
- У нас есть известные примеры перехода католиков в православие. Отец Василий Паскье, француз, католик, перешел в православие, сейчас служит в Чувашии... Но модно мнение: ну как же можно?! Европа и Америка такие цивилизованные, кто же поедет из них в Россию?
– Я родился в Америке и жил там 18 лет, видел страшно грязные американские города, с очень высокой преступностью. Мы жили недалеко от Нью-Йорка, и я как меломан часто ездил в оперу. Возвращался поздно и на вокзале,типы видел почти не человеческие, ужасно боялся. В театр брал дешевые билеты на галерку и слышал вокруг только русский язык.
Зрители были русские евреи из Бруклина. А внизу сидела очень богатая публика, но тоже часто не американская, из разных посольств. В Москве я живу в очень цивилизованной части города и столь же цивилизованном обществе. Недавно был в Новой опере. Русская культура даже в советскую эпоху была выше, чем в Америке.
Елена ЯКОВЛЕВА
Источник: "Интерфакс-религия "