В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя

5 апреля, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью.

Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Входа Господня в Иерусалим после Литургии в Храме Христа Спасителя

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно приветствую с великим двунадесятым праздником Входа Господня в Иерусалим. В сегодняшнем апостольском чтении, в послании апостола Павла к Филиппийцам (Флп. 4:4-9), находим слова, которые внешне вроде бы никак не связаны с праздником. Знаю, что некоторые даже спрашивают, почему в этот день, когда Церковь празднует Вход Господень в Иерусалим, читается этот краткий отрывок из Послания к Филиппийцам. Приведу вам основные мысли этого отрывка: радуйтесь, братья, и еще раз говорю вам: радуйтесь о Господе; Господь близок, и мир Божий, который превышает всяческий ум, да соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.

На самом деле этот краткий отрывок Послания к Филиппийцам является замечательным комментарием ко всему тому, что произошло в Иерусалиме, когда Господь, сидя на молодом осле, вместе с толпой паломников входил во святой град в преддверии праздника Пасхи.

Мы знаем, что ожидания народа не оправдались. Его действительно встречали как победителя, и Евангелие от Иоанна, повествующее об этом событии Входа Господа Иисуса Христа в Иерусалим, подчеркивает, что народ кричал «осанна!» и постилал одежды свои, и срезал ветви деревьев и бросал под ноги, потому что Он воскресил Лазаря. А что означает воскресить мертвого, который четвертые сутки находился во гробе? Это означает победить все законы человеческого естества. Это означает, что у проповедника из Галилеи, как Его воспринимали и как думали о Христе Спасителе, такая огромная сила, что и представить сложно. Что может этой силе противостоять, и какие трудности общественной и политической жизни тогдашнего иудейского народа не мог бы силой Своей победить Этот Галилеянин?

Пораженные могуществом Спасителя, люди преклоняли перед Ним колени и кричали «осанна!», примеряя эту силу к решению всех тех задач, которые существовали тогда в народе иудейском, в том числе и их политических задач, как например, освобождение от римлян. Но ведь каждый, наверное, думал: Он и мне поможет, если Он сумел воскресить Лазаря.

А затем — глубочайшее разочарование толпы: никакого всемогущества, Его бьют, как самого последнего раба и грешника, плюют Ему в лицо, истязают, отдают язычникам, что было особым позором для иудеев. И те, привязав Его к столбу, избивают до полусмерти страшными римскими плетьми — к каждому ремешку такой плети привязывался металлический шарик. И вот этой страшной римской плетью избивается Тот, кто еще совсем недавно воскресил Лазаря. Какая же вера от этого не надорвется? Почему же Он не встанет, не поразит римлян, не вразумит всех остальных, не откроет пред иудеями, так жаждавшими этого, небеса, чтобы все увидели славу Божию? Но Он повержен и, наконец, распят, умерщвлен самой страшной, позорной смертью.

Вот и разрушились все иллюзии и весь энтузиазм от воспоминания того дивного чуда. Все улетучилось, вместо энтузиазма — раздражение, злоба, разочарование. И эти страшные крики «распни Его!» не только от наущения со стороны книжников, фарисеев и первосвященников, хотя и внушение имело огромное значение, но в первую очередь от разочарования.

А что же говорит нам апостол Павел в Послании к Филиппийцам? «Радуйтесь, братия, всегда радуйтесь, потому что Господь близок». А разве мы с вами не проходим через трудности и страдания, через скорби и разочарования? Разве у нас не возникают мысли: «Господи, где же Ты? Почему же Ты видимым образом не встаешь на нашу защиту? Почему Ты во мгновение не накажешь богохульников, тех, кто продолжает издеваться над Тобой, над Твоим святым именем? Где же Твоя сила?»

И если кому-то в голову приходит мысль о том, чтобы испытать Божию силу, в том числе и повергая противников или наших личных врагов, то мы должны вспомнить слова апостола Павла: «Всегда радуйтесь о Господе, Господь близок». И то, что Он не являет нам Своего могущества, означает только одно: явление Божьего могущества не может быть фактором, влияющим в ту или иную сторону на течение человеческих конфликтов. Господь силой Своего могущества не встает на одну или другую сторону. Он дает всем нам право быть верными Ему, сохранять свою веру, отстаивать свои убеждения. Его могущество является не в тот момент, когда нам хочется увидеть это могущество, а тогда, когда Он Сам его явит.

И мы знаем, как часто в истории Отечества нашего, когда люди и не думали о явлении Божиего могущества, Он меняет все, что определялось человеческим могуществом: меняет течение жизни, течение истории, открывает новые перспективы. Мы знаем, как Господь наказывает, являя Свое могущество. И где сегодня все те, кто разрушал храмы и устраивал кощунственные маскарады? Где эти люди? Их нет, никто не помнит их имен. А храмы Божии силой Божественного могущества восстановились. И ныне они являют видимый знак Божьего могущества.

Но это могущество не остановило руки палачей. Оно не предотвратило гибели новомучеников и исповедников. Но мы почитаем мучеников и исповедников за то, что даже перед лицом смерти они не переставали исполнять слова апостола Павла: «Радуйтесь о Господе, потому что Господь близок. И мир Божий, который превыше всякого ума, да соблюдет вас, сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе». Вот самая важная часть из того, что мы сегодня слышали в апостольском послании.

Мир Божий превышает всякое человеческое разумение. А от Церкви часто ждут того же, чего ждали древние иудеи от Спасителя. Церковь якобы должна помогать людям решать их политические задачи, быть неким вождем на пути к достижению этих человеческих побед. Церковь, мол, должна быть, как теперь говорят, понятной настолько, чтобы согласиться с любыми модными человеческими заблуждениями.

Но как Христос не ответил на те рукоплескания толпы, зная им цену, так и Церковь не должна удручаться тем, что в какой-то момент ее популярность среди тех, кто с Церковью связывает достижения человеческих побед и результатов, перестают ей рукоплескать и даже отворачиваются от нее, не видя в ней никакой пользы.

Вспоминаю трудные 1990-е годы, когда от Церкви требовали возглавить политический процесс. Обращаясь к Патриарху или к кому-нибудь из иерархов, говорили: «Выставите свои кандидатуры на пост президента, поведите народ к политическим победам». И Церковь сказала: «Никогда, наше дело совсем иное».

Этому учит нас и апостол Павел, который говорит, что мир Божий превыше всякого человеческого разума. Церковь служит тем целям, которые дают людям полноту жизни как здесь, на земле, так и в вечности. А потому, когда Церковь начинает обслуживать политические интересы, идеологические моды и пристрастия века сего, когда Церковь начинает свое учение трансформировать в угоду популярной в данный момент человеческой мысли, она сходит с того кроткого молодого осла, на котором ехал Спаситель, и пытается взобраться на коня победителя, на котором римские триумфаторы, возвращаясь после побед, гордо восседали, показывая свою человеческую силу собравшемуся народу.

Вход Господень в Иерусалим помогает нам очень многое понять, в том числе и то, чем должна быть Церковь Божия для народа, продолжая великое служение Самого Господа и Спасителя. Мир Божий, который превышает всякое человеческое разумение, да соблюдет ваши сердца и помышления во Христе Иисусе. Именно на это сохранение Божественного разума в нашем разуме и в наших сердцах должно быть направлено служение Церкви и каждого человека, который искренне, по убеждениям и по вере принимает Господа и Спасителя, смиренно вошедшего в Иерусалим, принявшего поношение от человеков и крестную смерть и воскресшего в третий день по Писанию, свидетельствующему о великой силе Божией и в человеческой истории, и в жизни каждого человека. Аминь.


Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
Источник: "Седмица"


 Тематики 
  1. Православие   (769)