Опрос, проведенный социологической службой Public Policy Polling, высветил пугающее для американских религиозных меньшинств обстоятельство – 57% избирателей-республиканцев поддерживают придание христианству статуса государственной религии. И хотя первая поправка к Конституции США исключает подобный поворот событий, изменения могут произойти другим путем. Зимой с.г. законодатели двух американских штатов – Теннесси и Миссисипи – предложили закрепить за Библией официальный статус в cвоих регионах. Республиканцы одного из округов Айдахо пошли дальше, призвав признать весь штат христианским. Инициативы правых критикуются в СМИ, но становятся все заметнее на региональном уровне.
Попытки американских религиозных консерваторов закрепить в законодательном порядке связь США или входящих в них территорий с христианством получили особенное распространение во время второго срока президентства Барака Обамы. Главу государства в республиканской среде многие считают неверующим. Повод вспомнить об этом дали высказывания политика в ходе молитвенного завтрака в январе с.г.: президент перечислил преступления христиан в Средневековье, сделав вывод, что религиозный экстремизм не является проблемой одного лишь ислама (подробнее в «НГР» от 18.02.15). Правые в ответ возмутились использованием примеров из далекого прошлого.
В феврале с.г. республиканцы округа Кутенай в Айдахо выступили с заявлением, что протестантизм находится в их стране «под яростной атакой», и чтобы отразить ее, предложили признать за штатом право на собственную религиозную идентичность. Позицию сторонников этой инициативы выразил местный политический активист Джефф Тайлер. «Мы христианское сообщество в христианском штате, а республиканцы – это христианская партия», – заявил он. Инициатива религиозных консерваторов, однако, натолкнулась на скептицизм их однопартийцев. «Формулировка о «христианском штате» вынудит государство давать определение, что такое христианство, а я не хотел бы, чтобы дело дошло до этого», – заявил правый активист Бьорн Хандиин. Предложение провалилось: большинство республиканцев Айдахо сошлись на мнении, что дефинирование христианства – действительно проблема.
В том же месяце о желании закрепить христианскую идентичность своего региона, хотя и иным путем, заявили в штате Теннесси. 16 февраля член местного сената Джерри Секстон предложил признать Библию «официальной книгой». Попытка Секстона имеет больше шансов на успех, поскольку ни к чему не обязывает жителей региона. Библия с легкой руки законодателя может попасть только в перечень символов Теннесси наряду с официальными фруктом и минералом. Дебаты по этому вопросу продолжаются и в настоящий момент.
В январе с.г. аналогичную попытку – ввести Библию в символическое поле своего штата – предприняли законодатели Луизианы. По инициативе одного из них, Томаса Кармонди, официальной книгой региона должны были признать не просто Библию, а ее эталонный образец – экземпляр, отпечатанный в первой четверти XVI века мастером Иоанном Превелом. Предложение получило одобрение в профильном комитете собрания региона, но на общем голосовании провалилось. Кармонди разочарован подобным решением: «Мы не думали исключать другую религиозную литературу. Речь не шла о введении официального христианства в Луизиане».
Однако осенью 2014 года кампания именно с этой целью началась в другом американском штате, Миссисипи. Некоммерческая организация Magnolia State Heritage, близкая к влиятельному республиканскому объединению «Чайная партия», начала сбор подписей за признание региона «христианской территорией». В тексте поправки в местную конституцию, предложенной правыми активистами, желаемое положение вещей сформулировано так: «Штат Миссисипи признает себя христианским и южным штатом, святую Библию – основой наших принципов, молитву – уважаемым, полным смысла и ценным обычаем наших сограждан». Любопытно, что те же политические активисты предложили закрепить за английским статус единственного государственного языка Миссисипи. При этом в штате проживает значительное испаноязычное население.
Стоит отметить, что попытка придать христианству официальный статус была совершена в 2013 году в другом американском штате, Северной Каролине. Результат оказался также неудачным, однако в этом регионе религиозно мотивированные правые политики, возможно, добились наибольших успехов. Так, начиная с 2011 года на заседания местного парламента стали приглашать священнослужителей для совершения молитв, не принимая во внимание тот факт, что некоторые из народных избранников – не христиане.
Радикализация исламских экстремистов, ставшая тенденцией в 2014–2015 годах, дает возможность религиозным правым США заявить о себе с другой стороны. Утвердить особое положение христианской религии вполне можно и от противного – критикуя политику Белого дома по отношению к мусульманам. Инициатива в этом отношении принадлежит губернатору Луизианы Роберту Джиндалу, выступившему в январе с.г. с речью, посвященной исламской угрозе странам Запада.
«Одно из главных преимуществ Америки в том, что не имеет значения, приехали ли вы сюда пять минут назад или живете столетиями, – заявил губернатор. – Но когда люди приезжают, чтобы завоевать нас, это неприемлемо. Это не иммиграция, это разновидность колонизации. Если кто-то хочет приехать к нам, чтобы изменить наши фундаментальные ценности, то будем честными – это завоевание. Конечно, политически корректная публика, если сказать ей это, назовет вас расистами, но это именно та опасность, с которой мы сейчас сталкиваемся напрямую. И если мы не примем эту угрозу всерьез, то и в нашей стране произойдут теракты, подобные парижским».
Джиндал подобрал слова и для того, чтобы охарактеризовать положение дел в ЕС: «Для Европы есть очень серьезная угроза – люди, стремящиеся навязать ей шариат. Иммигранты в третьем, в четвертом поколениях в Великобритании, во Франции не считают себя частью этих обществ, и это крайне опасно. Нельзя забывать, что шариат полностью противоположен всем тем ценностям, которые нам так дороги».
Активизация в обсуждении религиозной темы в начале 2015 года, безусловно, не случайна. Традиционно президентская кампания в США строится вокруг недостатков нынешнего главы государства. На этом фоне впервые со времен Джорджа Буша-младшего религиозные консерваторы в среде республиканцев получают шанс: ведь именно они могут предложить контрастную альтернативу Бараку Обаме. Прежние республиканские кандидаты в этом смысле разочаровывали верующих: ни Джон Маккейн, чья дочь является активисткой ЛГБТ, ни мормон Митт Ромни не могли быть в глазах религиозных консерваторов идеальными претендентами. В 2016 году ситуация может поменяться.
Игорь Гашков
Источник: "Независимая Газета"