В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Шиитский шейх: Берите пример с мусульман России

В мусульманском сообществе России долгое время ведется острая полемика о том, нужны ли ему исключительно свои доморощенные мусульманские ученые и духовные наставники или можно прибегнуть к услугам иностранных шейхов, которые являются носителями арабского языка и признанными знатоками исламских наук. Однако далеко не все читатели знают, что в российской шиитской диаспоре этот вопрос решен однозначно – и отнюдь не в пользу сторонников изоляционизма. На протяжении 14 лет в России функционирует представительство одного из мировых шиитских духовных центров. Его курирует известный иракский богослов, шейх Мухаммад Али Мосули, который лично назначен на эту должность аятоллой Али Систани. Что представляет собой наставник российских шиитов, каковы его интересы и взгляды на актуальные темы и события современности? Ответы на эти вопросы – в эксклюзивном интервью шейха Мосули ИА IslamNews.

- Уважаемый шейх, предваряя нашу беседу, скажите несколько слов о себе, о том, что привело Вас в Россию?

– Я на протяжении 30 лет являюсь представителем аятоллы Али Систани и Верховной марджаии (инстанции), которая находится в иракском городе Неджеф – самом значимом научном центре мусульман-шиитов в масштабах всего мира. Свыше 1000 лет Неджеф является резиденцией авторитетных шиитских богословов.

Раньше я был представителем имама Систани в Мосуле, потом в республике Азербайджан, где я проработал с 1996 по 2001 год. После этого имам Систани направил меня в Россию, так как здесь проживает большая шиитская община, главным образом азербайджанцы. Поэтому хвала Всевышнему, мы обосновались и проживаем здесь с 2001 года. У нас складываются хорошие отношения с некоторыми представителями российских властей. Также мы поддерживаем тесные связи с посольством Ирака в Москве.

Я являюсь автором 30 опубликованных трудов, из которых 15 на арабском языке. Все они были готовы увидеть свет, если бы не нападение группировки ИГИЛ на Мосул. Мой дом и библиотека, которая состояла из 5000 книг, погибли в огне.

- Как называется ваша организация в Москве и кого рода деятельностью вы занимаетесь?

– Мы называемся Центр имени Хасана ибн Али ибн Абу Талеба, которым управляют наши молодые братья-граждане России.

Наша активность включает перевод и написание книг, в которых нуждаются мусульмане. Мы занимаемся распространением исламской культуры, направленной в первую очередь на преодоление противоречий не только между суннитами и шиитами, но и представителями христианства и других конфессий. Так, за время нашей деятельности в Азербайджане мы издали десятки книг, которые рассказывают об истории ислама, о настоящем, не радикальном исламе, который не приемлет террор, с чьей бы стороны он не исходил. При этом мы всегда принимаем во внимание законы и интересы страны пребывания. Это одно из требований имама Систани, который запрещает своим последователям нарушать законы страны, в которой он проживает.

- Как вам живется в стране, где большинство населения придерживается христианской традиции?

– Повелитель правоверных Али ибн Абу Талеб, отправляя Малика аль-Аштара наместником в Египет, где тогда жили христиане-копты, напутствовал его такими словами: люди делятся на две части: одни твои братья по вере, другие – подобные тебе в творении. Также и посланник Всевышнего Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), отправляя своих сподвижников в Эфиопию, дабы спасти их от притеснений курайшитов, говорил: “Отправляйтесь в Эфиопию, поскольку ее правитель – представитель людей Писания относится ко всем справедливо”. Это и есть наше руководство по сосуществованию с представителями иных вероисповеданий.

- История имеет свойство повторяться: сегодня миллионы мусульман тоже нашли себе убежище в христианском мире, но, зачастую, они ведут себя несколько по-другому, нежели сподвижники пророка Мухаммада…

– Сейчас только 5 млн моих соотечественников, иракцев, живут в странах Европы, включая Россию. Это христианские страны, которые предоставили им убежище, безопасность и возможности к существованию. Поэтому те, кто обвиняет христианский мир во враждебности, очень далеки от ислама.

- Вы это отметили на фоне последних событий во Франции?

– События во Франции носят не религиозный, а политический характер. Президент Франции – политический неудачник, который растерял весь свой электорат. Чтобы повысить свою популярность, он организовал эту акцию с “Шарли Эбдо” посредством спецслужб и обвинил во всем двух мусульман. В итоге обвиняемых не стали брать живыми, а убрали при задержании. После этого в страну съехались много иностранных политиков, в том числе из мусульманских стран, подняв таким образом популярность Оланда.

Эта история похожа на убийство президента Джона Кеннеди. Обвиняемый в покушении вскоре был убит прямо перед камерами. Таким образом – это не религиозная проблема.

Нашей главной ценностью является Священный Коран, в котором говорится: “Нет принуждения в религии”. Ислам сосуществует со всеми религиями и людьми. Если человек хочет принять ислам, добро пожаловать, если нет – пусть идет с миром.

- Что вы думаете по поводу религиозной ситуации в России?

– Позвольте привести один прекрасный пример, о котором я рассказываю повсюду. Московская соборная мечеть на Проспекте мира принадлежит нашим братьям из Ахл ас-сунна валь-джамаа (суннитам – IN). Муфтии во главе с шейхом Равилем Гайнутдином – тоже сунниты. Однако азербайджанцам-шиитам каждую пятницу разрешено проводить намазы по своему мазхабу. Никто им не мешает. Куда бы я не приехал, я говорю: берите пример с мусульман России. Это суннитская мечеть, в которой свободно молятся шииты.

- Сунниты и шииты стоят бок о бок на намазе?

– Да, даже несмотря на небольшое расхождение по времени, например, вечерний намаз (магриб) шииты совершают на 20 минут позже суннитов. Однако, дабы не вносить разногласия в ряды мусульманской уммы, мы вынесли фетву о том, что последователям шиитской общины надлежит молиться в одно время с суннитами за имамом-суннитом с намереним совершения када (восполнения пропущенных намазов). У шиитов када является обязанностью для всех, кто пропустил обязательные намазы. Те же у кого нет пропущенных намазов, пусть свешают када за кого-то из своих родственников. Поэтому вы видите, что по одну сторону от имама стоят сунниты, которые делают поклон на ковер, а по другую – шииты, которые подкладывают под лоб турбу (небольшую глиняную шайбочку – IN). Все как один обращены лицом к Каабе. Это, согласитесь, прекрасное зрелище!

- В Иране вы этот пример тоже упоминаете?

– И в Иране, и в Европе, и в арабских странах, и в Турции. Последний раз я был на конференции в Берлине, где рассказал об этом с трибуны.

- А в Саудовской Аравии приходилось делиться?

– Да, когда я совершал хадж.

- И каковы результаты?

– Все реагируют с удивлением и одобрением.

- А где-нибудь еще вы видели подобное?

– Нет, ни в Иране, ни где-либо еще

- Такой вот ислам в Москве…

– Да, хотя Россия – это неисламская страна. Однако здесь и сунниты, и шииты пользуются полной свободой вероисповедания. Помимо намазов мы с разрешения Равиля хазрата собираемся в мечети по шиитским знаменательным датам, например в день Ашура. Также проводим там три ночи Предопределения. Пользуясь случаем, хотел бы от себя и от лица азербайджанцев-шиитов выразить благодарность духовному управлению за тот дух исламского единства, который царит в Соборной мечети.

- Почему шииты предпочитают молиться в Соборной мечети, а, например, не в шиитской мечети в Отрадном или не в иранском культурном центре, который также считается мечетью?

– Мечеть в культурном центре Ирана предназначен только для иранских дипломатов, других туда не пускают. Что касается Отрадного, то, насколько мне известно, у этой мечети имеется политическая репутация. Она была построена при поддержке тогдашнего президента Азербайджана Аяза Мутталибова. Там могут быть какие-то политические обсуждения, направленные против нынешних азербайджанских властей. Мы же считаем, что мечеть предназначена для поклонения, она не имеет отношения к политике. Поэтому мы предпочитаем Соборную мечеть на Проспекте мира. К тому же она расположена в центре и доступна для всех.

- Расскажите как обстоят дела в Ираке, где гонениям подвергаются не только мусульмане, но и христиане.

– Многие жители Ирака были вынуждены покинуть свои дома, в том числе христиане и язиды, спасаясь от наступления ИГИЛ. Они устремились в сторону Неджефа и Кербелы. Имам Систани на свои личные средства построил деревню под названием Аль-Гадир, которая состоит из 500 квартир. У нас есть студенты, которые приезжают из разных стран для обучения религиозным наукам. Квартиры в этих домах были преднозначены для них и для их семей. Господин Систани решил отдать это жилье не студентам, а христианам Мосула.

- А где находится это поселение?

– Между Неджефом и Кербелой.

- Я думаю, что этот пример также заслуживает того, чтобы о нем расказывали повсеместно… А шейх Систани в свою очередь не объявлял джихад “Исламскому государству”?

– После падения Мосула шейх Систани издал фетву только для жителей Ирака, в которой призвал их защищать свою религию, честь и святыни. В Ираке святыни есть и у шиитов, и у суннитов, и у язидов, и у сабеев. Там похоронен великий суннитские имамы – Абу Ханифа, Абдул Кадир аль-Джейлани и др. Если ты иракец, ты должен защищать свои святыни и свое Отечество. Некоторые люди пытались представить эту фетву как узкоконфессиональную или как призыв к джихаду. Однако Систани сказал лишь то, что каждый, кто может держать в руках оружие, должен встать на защиту свое страны, а не на джихад. Если бы его призыв был адресован только шиитам, то это негативно откликнулось бы по всему исламскому миру. Шейх очень умен и отличается глубоким пониманием проблем. И он не квалифицировал это как фард айн (всеобщую обязанность), а всего лишь как фард кифая (обязанность, снимающаяся с общества в целом при ее исполнении его частью).

- А были желающие из числа шиитов других стран повоевать в Ираке?

– Ко мне обратился один индус, который сказал, что у него есть почти сто тысяч добровольцев, готовых откликнуться на фетву имама Систани и отправиться в Ирак. Также были желающие из числа азербайджанцев – почти 5000 человек. Однако мы сказали: это запрещено, потому что призыв был адресован исключительно иракцам.

- Насколько известно, у шиитов есть разные мнения в правовых вопросах…

– У нас, как и у суннитов, есть понятие таклид (подражание) муджтахиду. Скажем, сунниты подражают имамам Абу Ханифе, Шафии, Ахмаду Ибн Ханбалу. Мы, шииты, подражаем только живым муджтахидам. Если ученый умер, то все его фетвы аннулируются. Мы берем за основу только мнение ученого-современника. У шиитов на сегодняшний день есть две генеральные линии. Первая – марджаия имама Систани. Это абсолютно богословское направление, которое не вмешивается в политику. Вторая – линия Исламской республики и аятоллы Хаменеи. Она утверждает, что религия есть политика, а политика – религия. Один раз они выносят религиозную фетву с политической целью, другой раз – политическую фетву с религиозной целью. Обе этих ветви направлены на сближение между мусульманами, на обоюдные уступки и устранение разногласий не только внутри шиизма, но и между шиитами и суннитами. Различные мазхабы имеют единые основы и общие знаменатели, на основе которых должно происходить сближение. В Ираке издавна распространилась практика суннитско-шиитских браков, что также способствует сближению мусульман.

- Однако есть есть и некоторые другие шиитские ученые, которые имеют собственное мнение. Отдельные личности далеко не всегда комплиментарно высказываются в отношении сподвижников пророка?

– В мире проживает около 350-400 млн шиитов. Есть маргинальная группа, численностью не более 100 тыс., представители которой ругают некоторых сподвижников пророка. Это даже менее 1 процента. По нашим данным, существует около 200 шиитских телеканалов – в Иране, Ираке, Ливане и других странах. И только два из них регулярно ругают сподвижников. Догадайтесь, откуда они вещают? Один – из Соединенных Штатов, другой из Лондона. В Коране говорится: “Не понесет душа ноши другой души”. Если небольшая часть шиитов поносит некоторых сподвижников или суннитских ученых, это не значит, что это делают шииты как таковые. Маргиналы есть и в рядах суннитов, которые поносят и обвиняют в неверии шиитских имамов. Сегодня подавляющее число шиитских ученых категорически запрещают поносить сподвижников. Мы стремимся к тому, чтобы лучшие представители мусульманских ученых, которые хорошо знают историю ислама, включая шиитов, суннитов, и даже ваххабитов, собрались за одним столом и подумали над тем, как придти к взаимопониманию. Если бы нашли общий язык наши улемы, то и обычные люди последовали бы за ними.

- Вы упомянули о двух шиитских каналах, вещающих из США и Великобритании, которые допускают нелицеприятные высказывания в адрес сподвижников. Считаете ли вы, что противоречия, приводящие к взаимным обвинениям, нападкам в немалой степени имеют внешнее происхождение?

– Я думаю, что большинство таких проявлений, включая взрывы шиитских и суннитских мечетей, осуществляются от имени ислама и руками малообразованных мусульман. За этим стоят спецслужбы западных стран и Израиля. И это происходит не только на землях мусульман. На Украине, где сейчас идет гражданская война, нет ни суннитов, ни шиитов. Все это дело рук западного колониализма во главе с США, Израилем, масонским интернационалом, которые хотят перекроить мир по своим лекалам.

Анвар Шарипов
Источник: "ИА IslamNews"


 Тематики 
  1. Ислам   (204)
  2. Россия   (1237)