Международная конференция «Космология и вера – ключ к межконфессиональному диалогу» состоялась 24 января в Москве. Форум, в котором приняли участие представители Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви, был организован Институтом святого Фомы совместно с Библейско-Богословским институтом святого апостола Андрея. Ректоры этих вузов – о. Томас Гарсиа и Алексей Бодров приветствовали многочисленных заинтересованных участников, которые с трудом поместились в зале Института св. Фомы. Среди них был и апостольский нунций, представитель Святого Престола в России архиепископ Иван Юркович, который пришел не как официальное лицо, а как большой любитель и знаток астрономии.
Ведущий конференции – историк и публицист Алексей Юдин пояснил тему научного собрания: «Речь идет о ключе к тому диалогу, который находится над перегородками, разделяющими конфессии. Это диалог очень высокого порядка – не столько интеллектуального, сколько мистического, с элементами созерцания».
Именно к созерцательному диалогу располагает то, о чем говорил о. Томас Гарсиа: есть религиозный опыт, общий для всех – это созерцание звездного неба, «когда мы все ощущаем, что Господь существует, что Он такой большой...». В области космологии и астрономии – больше вопросов, чем ответов. Если это «осознать со смирением, тогда легче общаться и знать друг друга», сказал директор Института св. Фомы.
Множество вопросов о начале и конце Вселенной, которые ставит перед богословием современная наука, -- такую тему выбрал для доклада астроном, директор Ватиканской обсерватории о. Хосе Фунес, SJ, который представился как «эксперт по галактикам». Рассказав о новых технологиях наблюдения за процессами, происходящими во Вселенной, он на основании научных наблюдений нарисовал картину будущего -- довольно безрадостную. Через 3 млрд. лет ожидается «закат Земли». Солнце станет «красным гигантом», еще через несколько миллиардов лет случится «большой разрыв»: космос ждет «мультифинал» – он «разорвется», погрузившись в состояние «тьмы и холода». О. Хосе привел поэтическое прозрение Т. Элиота: «Таким образом закончится мир – не со взрывом, а со всхлипыванием».
Что такое жизнь? Что есть цивилизация? Каково место человека в космосе? А сам космос – он враждебен или дружествен человеку? Связана ли вера в Бога с определенной космической моделью? Есть ли у космоса конечная цель? Эти и другие вопросы определяют те вызовы, которые бросают богословию современные естественные науки, отметил о. Хосе. У директора обсерватории нет ответов на эти вопросы, но его воодушевляют слова Папы Франциска, который призывает теологов «иметь открытый ум, быть всегда открытыми к величию Бога и истины, быть всегда в развитии». О. Хосе привел также цитату из книги «Наш последний час» Мартина Рейса, который, описывая конечные перспективы космоса, дает надежный и конструктивный ключ ожидающим «Большого взрыва» -- жить «здесь и сейчас».
Протоиерей Димитрий Кирьянов (Тобольская духовная семинария) сосредоточился на вопросах не конца, а начала Вселенной. Переработав огромный массив разноязыкой научной и богословской литературы на эту тему, он обнаружил, что и ученые, и богословы (даже те, которые считают себя оппонентами друг другу) зачастую одинаково ошибаются, привязывая начало Вселенной к началу времени (к моменту, который физики обозначают t=0). Но если исходить из богословской концепции об «онтологической зависимости Вселенной от Бога», о Боге как Творце всего, в том числе и времени, то нет необходимости считать отправной точкой Творения момент «начала времени», отметил о. Димитрий. Более того, если отринуть гипотезу «t=0», тогда не придется отождествлять «Большой взрыв» с началом Творения, что часто происходит «на уровне популярного богословия». Исследования в предложенной священником парадигме позволяют снять противоречия между богословием Творения и научными концепциями «мульти-Вселенной», «хаотической инфляции» и т.д. Впрочем, у этого подхода есть как сторонники, так и противники, и не стоит «делать поспешных выводов о включении физической теории в Книгу Бытия», заключил о. Димитрий.
Протоиерей и кандидат физико-математических наук Кирилл Копейкин (Санкт-Петербургский государственный университет) представил доклад «Парадокс Ферми и молчание Бога: в поисках нового дискурса астрофизики и теологии». Почву для нового дискурса о. Кирилл предлагает искать в трудах ученых 2-й половины ХХ века (в том числе – советских и российских), которые предлагали переориентировать исследования Вселенной с технических усовершенствований инструментария на иной подход, который кратко можно было бы обозначить словами св. Максима Исповедника (VIIв.): «Мир – цельнотканый хитон Логоса». Многие современные технократы, отметил о. Кирилл, заново открывают то, о чем писали Ф. Бэкон, Г. Галилей. Например, российский физик А. Буров, работающий в США, пишет: «Наука – подлинный плод веры. Как ничто другое, она свидетельствует о Богосыновстве».
Обобщая, о. Кирилл предложил такой подход к космологическим исследованиям: Библия – это открытие Бога. Но важно понимать, что «Бог открывает взгляд на мир со Своей стороны». Если воспринимать Шестоднев (историю Творения по Книге Бытия- ред.) экзистенциально, то можно сказать, что «Бог сначала творит ничто, из которого потом творит все – таким образом, чтобы на земле была возможна самобытная жизнь, чтобы человек мог быть максимально независим, свободен, что позволяет ему вступить в личностный диалог с Богом». И именно в этом -- предназначение человека, подчеркнул священник.
Сестра Тереза Оболевич (Папский университет Иоанна Павла II в Кракове) посвятила свой доклад рецепции Галилея в русской мысли. По ее словам, уже в XVII в. на Руси была известна гелиоцентрическая система, которая преподавалась в Киево-Могилянской академии (с 1632 г.). Переводы западных текстов о гелиоцентризме, сведения о телескопических открытиях (XVII в.), исследования Феофана Прокоповича, формулировавшего «мир Галилея – истинный мир»; популяризация учения Галилея Яковом Брюсом, преобладание гелиоцентристов в Российской академии наук (XVIII в.) – все это происходило в России в то время, когда книги Галилея были запрещены в Западной Европе (до 1835 г!). Однако монахиня подчеркнула, что и в России на протяжении долгого времени у сторонников Галилея были оппоненты из числа приверженцев геоцентризма. В то же время, Русская Церковь никогда открыто не выступала против Галилея, учение которого распространялось по указу русских царей, но выражала свою позицию крайне осторожно. Докладчица проанализировала причины «относительной свободы науки в православии», а также восприятие гелиоцентризма в русской философии, что способствовало формированию представлений о взаимоотношениях науки и веры.
В ходе конференции архиепископ Иван Юркович поделился с «Благовест-инфо» своими впечатлениями: «Каждые 30 лет сведения о космосе, о Вселенной радикально обновляются. Совсем скоро не останется почти ничего от того, о чем мы сейчас говорим. Но Аристотель сказал: «Начало – это половина всего». Начать что-либо всегда трудно, но если мы говорим о начале Вселенной – это великая тайна. Но в этом и большая красота, потому что человек может простираться так далеко своей мыслью! И заметьте: человека его незнание не смущает, а наоборот -- утешает, ведь человек – существо бесконечно большее, чем кажется – по желанию, по стремлению, может, по любви, но по любопытству – точно. Все научные гипотезы в области космологии не могут противоречить богословию, это просто два уровня. Есть Бог – вот что нам интересно. Мысль о Боге всегда делает человека скромным, учит жить по Божиим заповедям, учит любить».
Юлия Зайцева
Источник: "Благовест-Инфо "