На днях было опубликовано исследование Мирона Цукермана, Джордана Зильбермана (оба представляют Университет Рочестера) и Джудит Холл (Северо-восточный университет, Бостон). Американские ученые видят обратную зависимость между религиозностью и коэффициентом интеллекта. Что это означает?
Ученые не проводили самостоятельных экспериментов. Они выполнили так называемое "метаисследование". Это значит, что они обобщили данные 63 предыдущих психологических и социологических исследований связи интеллекта и религиозности с 1928 по 2012 год. В 53 из них была найдена «обратная корреляция».
Как измеряли религиозность?
Хотя в прессе часто можно читать, что религия -- "внутреннее, интимное дело человека", измерить степень религиозности вполне возможно. Методом опросов, тестовых заданий, глубоких интервью можно выяснить, насколько человек согласен с догматами религии, которую он исповедует, часто ли посещает храм, участвует ли в таинствах, ездит ли в паломничества, занимается ли благотворительностью, живет ли жизнью общины.
Возможно проследить влияние на веру в Бога семьи и окружения, а также превращение детской веры в зрелую или напротив отход от Церкви с возрастом. Можно даже выяснить, кому проще поверить в Бога, люди с развитой интуицией или с аналитическим складом ума. Такие исследования проводились, например, работе "Божественная интуиция: метод познания влияет на веру в Бога", опубликованной в Journal of Experimental Psychology в 2011 г.
Опросы о месте религии в жизни людей достаточно распространены и в России, и в других странах. В качестве примера можно привести мировой опрос Gallup 2009 г. о связи религии и богатства стран.
Если говорить о методах исследования интеллекта, то в работах, которые анализировали Цукерман с коллегами использовались хорошо известные тесты IQ и тесты связи интеллекта с уровнем образования.
Что насчитали?
Американские ученые рассчитали коэффициент корреляции интеллекта и религиозности. Коэффициент корреляции означает, насколько изменение одной величины повлияет на другую.
Коэффициент измеряется в десятичных дробях в диапазоне от -1 до 1. Если коэффициент 1, то при росте интеллекта непременно должна расти религиозность. Если -1, то падать. Если коэффициент корреляции 0, то зависимости нет. А вот если он меньше единицы, то можно говорить о некоей вероятности.
Ученые продемонстрировали, что интеллект обратно коррелирует с религиозностью с коэффициентом от -0,20 до -0,25, причем наиболее вероятное значение составляет -0,24.
В переводе с языка цифр: среди достаточно большой группы атеистов найдется больше людей с хорошими результатами тестов IQ и высшим образованием, чем среди верующих.
Это вовсе не означает, что «атеисты умнее верующих». Опять же это отнюдь не означает, что "злые заокеанские ученые" написали про какое-то там «Православие головного мозга» или, как говорили в СССР и как пишут сейчас на антиклерикальных форумах, про «темную забитую массу верующих». Конечно, нет.
Выводы: умным вера не нужна?
Вот что действительно утверждают ученые: умным вера не нужна. В аннотацию к исследованию вынесены три идеи:
Умные люди имеют меньшую склонность к конформизму и потому с меньшей вероятностью принимают религиозные догмы. Сама по себе причинно-следственная связь интеллекта с конформизмом, разумеется, требует отдельного исследования.
Показатель IQ связан с аналитическим типом мышления, противоположным интуитивному и плохо согласующемуся с религиозностью.
Компенсаторный контроль, саморегуляция, безопасная привязанность и другие атрибуты религиозности могут формироваться у людей с развитым интеллектом без обращения к религиозным верованиям и практикам.
В этом, к слову, нет ничего нового или уничижительного для христианства. Из положения «умный может прожить без веры», конечно же, не следует «раз атеисты умные, то уходи из Церкви, и твой IQ вырастет».
В качестве аналогии можно привести мировой опрос Gallup 2009 г. о связи религии и богатства стран. В нем отмечается, что наиболее религиозны бедные страны. Например, Бангладеш. Однако социологи специально оговаривают: страны бедны, и поэтому их жители видят утешение в религии, а не жители религиозны, а потому бедны.
Между прочим, согласно этому же опросу Россия (34% опрошенных отмечают, что религия играет важную роль в их жизни) и Белоруссия (34%) входят в десятку самых нерелигиозных стран мира. Для сравнения приведем данные по другим православным странам -- Греция (71%), Грузия (81%), Кипр (76%),Македония (76%), Молдова (72%), Румыния (84%), Сербия (54%), Украина (46%), Черногория (71%). Повод задуматься?
Индифферентность сегодняшних интеллектуалов к вере в Бога взывает в памяти пример эпохи апостола Павла, когда скептическое отношение к античной религии отличало интеллектуальную элиту Римской империи. В Посланиях апостола языков много можно найти цитат на этот счет и на счет того, что большинство христиан к этой элите не принадлежали. Например: "Посмотрите, братия, кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных" (1 Кор. 4:26-27).
Результаты исследования важны потому, что свидетельствуют о горькой истине, от которой верующие не могут отмахиваться и говорить атеистам «сами дураки». Истина такова: все меньше остается веры в Бога как объективно существующую Личность и в божественное как особую реальность, и все чаще религия сводится к системе нравственных установок или житейской мудрости, которая нужна для нашего существования здесь и сейчас.
Новые выводы: интеллект связан со степенью религиозности, а не с конфессией
То, что в исследовании по-настоящему ново, так это вывод: величина эффекта растет при переходе от формально верующих к тем, у кого религия занимает центральное место в жизни. Выводы, отмечают ученые, одинаково правомерны для христиан, иудеев, мусульман и т.д.
Эти данные продолжают исследование 2009 года The Intelligence-religiosity nexus, предпринятое датским профессором психологии Нельмутом Ниборгом, сравнивавшим IQ у верующих различных конфессий и различного социального положения. К слову, Ниборг в 2005 г. утверждал, что IQ мужчин на 5 пунктов выше, чем у женщин, а в 2011 то, что средний IQ датчан падает из-за эмигрантов с Ближнего Востока. Итак в 2009 г. Ниборг подсчитал, что у абсолютных атеистов IQ на 1,95 пункта выше, чем у агностиков, на 3,82 пункта выше, чем у верующих «либеральных» конфессий и на 5,89 пунктов выше, чем у верующих конфессий, с развитой системой догматов и запретов.
В том же году Ниборг провел исследование связи религиозности и интеллекта у жителей 137 стран совместно с почетным профессором психологии Университета Ольстера Ричардом Линном. Они привели данные, согласно которым 23 страны, в которых было более 20% атеистов оказались и странами с наибольшим средним IQ граждан.
Линн известен тем, что еще в 2002 году совместно с финским политологом Тату Ванханеном (создателем т.н. «индекса демократии») опубликовал нашумевшую работу «Коэффициент интеллекта и богатство народов», в которой привел средние данные о коэффициенте интеллекта граждан различных стран мира и корелляции IQ и валового национального продукта. Из нее следует отставание ряда стран Африки и Южной Америки, но никак не популярный тезис о преимуществе протестантизма перед католицизмом и Православием.
Правда, нужно отметить, что круг идей авторов исследования о превосходстве атеистов достаточно широк и верующим еще, так сказать, еще "мало досталось". Из исследований Линна последовали гораздо более скандальные выводы об интеллекте евреев.
По Линну, Израиль находился на 32 месте в мире по ровню среднего коэффициента интеллекта своих граждан, с показателем 95 (перед Румынией). Интеллект израильских евреев-ашкенази (выходцев из Восточной Европы) составляет 103 пункта, евреев неашкенази 90, а израильских арабов 86. Между тем, у стран, откуда происходила значительная репатриация евреев – России и Украины IQ оказался выше – 97 и 98, чем средний по Израилю. При том, что средний IQ гражданина США равен российскому и составляет 97, согласно другой работе Линна «Интеллект американских евреев» (2004), IQ американских евреев ашкенази составляет 107,5, больше чем у тех, кто репатриировался. Это самый высокий показатель IQ в мире, больше чем у корейцев и японцев, лидировавших в таблицах «Коэффициента интеллекта и богатства народов».
Линн видит в этом феномене следствие влияния европейских генов (а для евреев-сефардов -- влияние азиатских и африканских генов и, как следствие, более низкий интеллект), отбора в результате больших, чем в Азии и Африке гонений, а также того, что в США эмигрировали наиболее интеллектуально развитые евреи, а остальные или оставались в Европе, где подверглись преследованиям, или репатриировались.
Изучение Писаний и интеллект
Мы подробно остановились на данных Линна об IQ евреев постольку, поскольку ряд исследований, прежде всего, израильских ученых говорит о том, что высокий показатель IQ евреев, превосходящий IQ соседних азиатских народов напрямую связан с системой религиозного воспитания и практики. Необходимость изучения сложного текста Священного Писания и его многочисленных толкований, молитв на сакральном языке, которые нужно заучивать, обрядов, моральных запретов и норм поведения положительно сказывалась на интеллекте. Конечно, к этому следует добавить влияние условий жизни в рассеянии, необходимости выживать в сложных условиях, путешествие из страны в страну и изучение языков.
При этом высокий IQ евреев не уникален. К нему близок IQ китайцев (104), японцев (105) и корейцев (106), веками воспитывавшихся в рамках сложного богословия и ритуалов даосизма и буддизма и философии конфуцианства. В странах Юго-Восточной Азии (в таблице IQ – 30-40-е позиции) китайцы выступают «в роли евреев».
Можно выдвинуть гипотезу: религиозная система с жесткой регламентацией жизни, но без развитого богословия, изучения писаний и ритуалов, как в ряде неопротестантских сект США в перспективе негативно сказывается на интеллекте. И обратно: интеллектуалы будут отвергать такую систему как суеверие и мракобесие и, не видя альтернативы, обращаться к атеизму или другим религиям.
А вот религия с развитым «вкусом» к изучению писаний, ритуалами, системой нравственных оценок влияет на интеллект положительно. Примеры обращения разочаровавшихся в современном протестантизме интеллектуалов к изучению восточных религий и иудаизма свидетельствуют в пользу этого положения.
Эти гипотезы не подтверждены данными опросов, поэтому можно говорить о них лишь умозрительно. Тем не менее, у Православия есть определенное преимущество и привлекательность для интеллектуалов: Священное Писание, Предание и богатейшая литература Св. Отцов, сложное богослужение, сакральный язык, вселенскость и открытость различным национальным культурам, четкая система моральных принципов.
У нас нет данных об IQ византийцев, однако многочисленные примеры их изобретательности, разносторонней одаренности византийских ученых различных эпох – и времени поздней античности, и золотого века патриарха Фотия, исихастов и гуманистов времени Палеологовского ренессанса на закате империи свидетельствует о возможности интеллектуального прогресса в обществе, построенном на основе Православия.
Могут ли интеллектуалы стать верующими?
Нужно признать атеизм и равнодушие интеллектуалов к религии. По данным Линна, озвученным в его комментарии для Daily Telegraph в 2008 г., верующие только 3,3% Королевского общества Лондона, объединяющего 1400 ведущих ученых.
Упрощением было бы полагать, что ситуация в принципе не может измениться. История учит, что уже в начале II века христианство стало привлекать разочарованных в своем же скептицизме и отсутствии веры римских интеллектуалов (и, конечно, призывающей благодати Божией). Вспомним беседу о Христе молодых юристов в диалоге «Октавий»Минуция Феликса или обращение интеллектуала-христианина св. Иустина Философа к интеллектуалу-гонителю Марку Аврелию… Все дело в миссии и проповеди, проповеди не житейской премудрости, не философской или нравственной системы, а Христа Распятого. Хотя, конечно, в миссии нужно учитывать даже такие "неудобные" факты, как распространяющийся среди научной элиты атеизм.
Символично писать об этом вскоре после дня св. Василия Блаженного -- самого известного юродивого Древней Руси, человека, который принес в жертву Богу самое дорогое для человека свой разум, казался безумцем и наставлял на путь покаяния сильных и премудрых мира сего, даже Грозного царя, кстати, считавшего себя интеллектуалом.
Источник: "Нескучный сад "