Ватиканский банк "Институт религиозных дел" /ИОР/, попавший с недавнего времени под подозрение в непрозрачности счетов и операций /со всеми вытекающими из этого выводами/ пытается восстановить свою репутацию.
В настоящее время фонды ИОР составляют около 7 млрд евро. Число клиентов – 19 тыс, из них 5,2 тыс католических организаций, на которые приходится 85 проц суммы всех вкладов, и 13,7 тыс частных лиц, – это сотрудники Ватикана, монашествующие и некоторые другие категории, такие как дипломаты, аккредитованные при Святом Престоле, сообщает руководство ИОР. Доход банка составляет 50-70 млн евро в год, при оперативных расходах около 25 млн евро. Как рассказал в недавнем интервью газете "Оссерваторе романо" новый глава Совета по надзору над ИОР Эрнст фон Фрейберг, с начала 2013 года проверки подверглись 19 тыс. счетов, при этом были вскрыты семь "подозрительных". "Что на один больше, чем в 2012 году", – уточнил немецкий адвокат, являющийся кавалером Мальтийского ордена.
"Все это – хорошая новость, потому что свидетельствует о том, что системы контроля функционирует. К тому же речь пока идет только о подозрительных операциях, – и все это еще не значит, что за ними действительно что-то скрывается", – подчеркнул фон Фрейберг.
"К тому же эти проверки касаются не только ватиканского банка. Важно понимать, что это стандартные процедуры по недопущению отмывания денег, которые применяются ко всем финансовым институтам", – добавил он.
Его предшественник на посту главы ИОР Этторе Готти Тедески был уволен, когда ватиканский банк попал под подозрение международных структур, а итальянская прокуратура начала следствие в отношении некоторых его операций. Непрозрачность стала главной претензией к деятельности ИОР, который – вразрез с международными правилами – всегда стремился сохранить за собой привилегию сохранения полной тайны.
"ИОР не обязан ни перед кем отчитываться", – считал государственный секретарь Ватикана кардинал Тарчизио Бертоне, пока еще возглавляющий кардинальский надзорный совет банка.
Назначение Эрнста фон Фрейберга, имеющего большой опыт в банковском секторе, стало одним из последних актов отрекшегося в феврале от престола Папы Римского Бенедикта XVI. Новая дирекция ИОР во главе с фон Фрейбергом приняла стратегию большей открытости. "Главная наша задача сейчас – это поддержание репутации за счет коммуникации и абсолютной открытости", – заявил фон Фрейберг. "Святой Престол заинтересован в соблюдении всех международных стандартов, мы руководствуемся самыми высокими стандартами и требованиями со стороны наших партнеров, и то, что мы выявляем какие-то подозрительные случаи, свидетельствует о том, что наши внутренние контрольные механизмы эффективны", – отметил банкир.
Он пояснил, что ИОР не в полном смысле слова "банк". "Мы не кредитуем, не занимаемся прямыми инвестициями, не работаем на финансовых рынках, не участвуем в спекулятивных операциях с обменом валют и продажей сырья... Мы получаем деньги для их сохранения и вкладываем в государственные ценные бумаги, в акции некоторых компаний. На этих основаниях начисляется немного более высокий процент, – и это лишь для того, чтобы в любой момент была ликвидность для возвращения денег клиенту", – пояснил фон Фрейберг механизмы функционирования ИОР.
ИОР был основан в 1942 году по решению Папы Римского Пия XII для управления ресурсами религиозных агентств Римско-католической церкви, позволяя им инвестировать средства конфиденциально и без уплаты налогов.
В последние годы ИОР оказался в центре ряда скандалов, включая знаменитый "Ватиликс". В частности, среди украденных бывшим дворецким Бенедикта XVI Паоло Габриэле и обнародованных документов фигурировали докладные записки архиепископа Карло Мария Вигано, с января 2012 года направленного папским нунцием /послом Ватикана/ в США. Он обвинял руководство ватиканского банка в отмывании денег, утверждая, что при заключении контрактов его глава Этторе Готти Тедески более учитывал свои интересы, нежели государственные, что стало причиной увеличения в два раза стоимости услуг строительных компаний в Ватикане, чем в среднем по Италии.
В 2009 году итальянские правоохранительные органы начали расследование по подозрению в непрозрачности деятельности ИОР, а в сентябре 2010 года Финансовая гвардия Италии изъяла 23 млн евро, принадлежавших банку, со счетов столичного Кредитно-ремесленного банка. А в конце ноября 2011 года делегация инспекторов мониторинговой группы MONEYVAL Совета Европы /СЕ/ провела проверку системы предотвращения отмывания денег и финансирования террористической деятельности в папском госаппарате.
Наблюдатели и журналисты неоднократно указывали на важную роль государственного секретаря Ватикана кардинала Тарчизио Бертоне как в деятельности ИОР, так и всей курии. Генуэзский иерарх стоит во главе одного из "кланов", существующих и противоборствующих внутри папского города- государства. Бертоне всегда считался "человеком Бенедикта XVI" и, похоже, стоял за многими решениями, если не осуществлял теневого управления всей Церковью. Не случайно на периферию были удалены из курии неугодные ему люди, которые пытались раскрыть его "махинации". Одним словом, вполне уважаемые ватиканисты видели неудачи понтификата Бенедикта именно в близости Бертоне, который обладает огромным влиянием и весом. ИОР давно попал под полный его контроль.
Когда в марте этого года на престол Святого Петра взошел Бергольо, поговаривали, что он может закрыть ватиканский банк в его нынешнем виде. Как говорят в авторитетных источников в папской администрации, новый понтифик намерен серьезно реформировать ИОР, превратив его в "банк солидарности", в инструмент помощи "бедным церквам" и католическим миссионерам, разбросанным по всему миру.
Это соответствует провозглашенному Папой Франциском тезису о "бедной церкви для бедных людей". Понтифик, который продолжает жить в гостинице "Дом Святой Марфы", демонстративно отказываясь переехать в традиционные папские апартаменты Апостольского дворца, постоянно напоминая о необходимости личной скромности в жизни и поведении христиан.
"Святой Петр не имел счета в банке, – говорит верующим Бергольо. "Богатая церковь – постаревшая церковь, безжизненная, – считает понтифик. – Церковь – не предприятие и не НПО, она рождается в бедности и служит беднейшим в простоте, служит бесплатно". Первоиерарх- иезуит, взявший себе в папстве имя Святого Франциска, вошедшего в историю религии как праведник и проповедник "нищего монашества", убежден в том, что "бедность – это знак". Церковные дела должны продолжаться, некоторые довольно сложные, но их следует решать "сердцем бедного человека", – предупредил Папа Франциск.
Новый понтифик совершил определенную революцию, – но пока только словесную: дальше проповедей пока дело не идет. Спустя почти три месяца после интронизации Бергольо не произвел ни одного реального изменения или назначения. Бертоне остается госсекретарем и главой наблюдательной кардинальской комиссии за деятельностью ИОР. А в одном из просочившихся в СМИ частных разговоров Бергольо, якобы, признался, что "не приспособлен к административной работе, и не может реформировать курию". Видимо, по этой причине он созвал только совет из восьми кардиналов с пяти континентов, который поможет ему сформировать новое правительство Ватикана и реформировать курию.
Когда было объявлено об этом решении, глава службы печати Святого Престола падре Федерико Ломбарди сразу уточнил, что деятельность совета "будет носить консультативный характер". И не указал никаких конкретных сроков. "Нет нужды спешить, потому что нет никакой чрезвычайной ситуации. Курия продолжает выполнять все свои функции. Ясно, что понтифик за это время сможет ознакомиться с механизмом работы универсальной церкви", – разъяснил папский пресс-секретарь.
Возможно, какие-то первые новости в этой сфере следует ожидать к октябрю. Страсти же вокруг ИОР, как кажется, несколько поутихли. В Ватикане по-прежнему сохраняется трудность оплаты по безналичному расчету из-за технических и бюрократических проволочек – ватиканская система не предоставляет Центробанку Италии, – опять же, отстаивая свой "суверенитет", – необходимой документации по обслуживанию автоматов по приему карт.
Все это происходит на фоне растущего внимания к проповедями Франциска, изобличающего несправедливость мира, разделенного на бедных и богатых, где смерть детей не является новостью, но трагедией называют обвал биржевых котировок.
Бенедикт, уход которого пока не объясняется никакими другими причинами, кроме как состоянием его здоровья, оставил преемнику много проблем, подрывающих авторитет католической церкви. Совершенно очевидно, что за ИОРом тянется длинный шлейф тайн. Последние скандалы и тайны вокруг ИОР, который считается одним из самых "закрытых" финансовых институтов в мире, – отнюдь не первые. Самый крупный скандал, в котором был замешан ИОР, связан с делом "Банко Амброзиано", "лопнувшем" в 1982 году. В том же году был найден повешенным под мостом в Лондоне его глава Роберто Кальви, который был тесно связан с Ватиканом и даже считался финансовым советником Святого Престола. Его называли "банкиром Папы Римского", – но одновременно и сицилийской мафии "коза ностра", по заказу которой он, похоже, и был убит.
Это преступление пока так и осталось нераскрытым, и наказания за него никто не понес. Недавно очередной процесс закончился оправданием подозреваемых в связи с "недостатком улик".
Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.