В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Чешская автокефальная православная церковь: патовая ситуация

Среди чешских аналитиков и религиоведов, да и просто среди православных верующих практически никто уже не сомневается в том, что в этом апреле Чешская автокефальная православная /ЧАПЦ/ церковь вступила в один из самых сложных периодов своей истории. По далеко идущим последствиям его можно поставить после событий 1942 года, когда за помощь британским спецназовцам, уничтожившим "пражского мясника" – нацистского протектора Богемии и Моравии Рейнхарда Гейдриха, православная церковь была поставлена в Чехии вне закона, священники отправлены в концлагеря, а храмы закрыты или уничтожены.

Разумеется, в этом апреле никто никого не репрессировал и в православных храмах по-прежнему идут богослужения, собирающие, как и раньше, тысячи верующих. Светские власти Чешской Республики уже многие годы сосуществуют со своей автокефальной церковью в режиме почти максимального благоприятствования и в начавшийся конфликт никоим образом не вмешиваются, даже никак не комментируя происходящее внутри церковной структуры.
Вспыхнувшее на первый взгляд неожиданно в православной церкви Чехии в начале апреля противостояние, уже поставило ее на грань раскола, который, по церковным канонам, не смывается даже "мученической кровью". Образно говоря, событие, приведшее к нынешним печальным последствиям, можно было сравнить с огоньком крошечной спички, от которой совершенно неожиданно сгорел целый дом, оборудованный, казалось бы, современной системой пожаротушения...

26 марта этого года в пражском кафедральном православном храме святых Кирилла и Мефодия архиепископ Пражский, митрополит Чешских земель и Словакии Христофор отслужил торжественный молебен по случаю 13-й годовщины своей интронизации в сан архиепископа Пражского.

"Главным результатом своего служения в качестве главы Чешской православной церкви я считаю то, что за эти годы нам удалось укрепить позиции нашей церкви в обществе, добиться понимания, что мы являемся носителями духовных и культурных традиций святых братьев Кирилла и Мефодия, просветителей славянских. И если раньше со стороны властей и общественности иногда встречалась недооценка значения нашей церкви, то сейчас, – благодаря росту численности православных верующих в стране, строительству новых храмов и монастырей, нашей работе по духовному воспитанию паствы, – мы видим, что уважение к нам растет", – сказал тогда корр. ИТАР-ТАСС Владыка Христофор.

В праздничном богослужении приняли участие священники Чешской православной автокефальной церкви, а также приехавшие в чешскую столицу священнослужители из Греции. На фоне звучавших клятв в верности митрополиту Христофору со стороны высшего духовенства и десятков прекрасных букетов, которые дарили ему верующие, почти никто не подозревал о грядущей катастрофе, до которой оставались уже считанные дни...

Она разразилась в начале апреля, когда чешский телеканал "Нова", специализирующийся на всевозможных сенсациях и "сеансах черной магии с разоблачением", выпустил в эфир интервью некоей дамы, закрывавшей зонтиком лицо от телекамеры. Женщина сообщила репортеру, что она в течение семи последних лет является... любовницей митрополита Христофора и, более того, что у предстоятеля Чешской православной церкви, в нарушение всех монашеских обетов, не менее десяти детей, рожденных разными женщинами...

Обвинения в нарушении главой православной церкви монашеского обета целомудрия /безбрачия/ звучали очень серьезно, тем более, что почти одновременно Священный Синод ЧАПЦ получил письменное обвинение в адрес митрополита уже отнюдь не анонимного характера. Личность обвинительницы стала известна здесь еще до того, как ее жалоба Синоду стала достоянием гласности. Жителям небольшого городка Теплице, где все друг друга знают, было достаточно увидеть выкрашенные в черный цвет ногти жалобщицы, держащей во время телеэфира зонт, чтобы понять, что обвинения против владыки Христофора выдвинула супруга местного священника Ксения Алексеевна Рапцунова.

Личность ее горожанам была хорошо известна благодаря тянувшемуся за ней скандальному шлейфу. У всех на памяти еще был вышедший далеко за рамки семейного дела скандал, когда супруг Рапцуновой недосчитался в церковной кассе 100 тыс крон /около 5 тыс долларов/ и вынужден был обвинить в краже свою супругу. Та ответила ему аналогичными обвинением... Естественно, что после подобного существовать вместе супруги уже не могли и Рапцунова, уйдя от мужа, стала подрабатывать в Теплице в одном из фитнес-центров, постоянно нуждаясь в деньгах...

Помимо обвинений со стороны дамы с весьма сомнительной репутацией, в доказательство нарушения владыкой Христофором монашеского обета телеканал "Нова" продемонстрировал еще две "сенсационные" фотографии, которые, якобы, должны были подтвердить, что у предстоятеля ЧАПЦ есть дети, рожденные от него уже после принятия им монашеских обетов. Тот факт, что до того, как владыка Христофор стал монахом и был простым священником, он был женат и имеет двух взрослых дочерей, сам он никогда не скрывал...

Так вот, на одном фото был снят митрополит в гражданской одежде, выходящий из своей машины. Навстречу ему шла женщина с мальчиком лет пяти. На втором "разоблачительном" снимке митрополит сидел за столиком в кафе и о чем-то разговаривал с другой женщиной.
Рядом опять же был ребенок. Официальной экспертизы этих фотографий никто не проводил, но внешне очень похоже, что они были сделаны скрытой камерой. Это наводило на мысль, что жалоба Рапцуновой отнюдь не была "случайна", а является хорошо подготовленной акцией". История с фотографиями прояснилась очень просто – возмущенное письмо прислала женщина, сидевшая с владыкой в кафе. Она была редактором сборника его выступлений и встретилась с ним, чтобы обговорить детали готовящейся книги. Ребенка она взяла с собой, потому что его негде было оставить. Это был действительно ее ребенок. И к владыке Христофору малыш не имел никакого отношения...

Доказательная база обвинений против митрополита оказалась настолько хлипкой, что ее несостоятельность вынужден был признать даже Синод на своем заседании, обязав владыку Христофора отстоять свое честное имя, если надо – то даже в суде. Сам он категорически отверг все выдвинутые против него обвинения, но, чтобы никто не мог обвинить его в том, что он намерен использовать свое "служебное положение" при расследовании этого инцидента, благородно передал право подписи всех финансовых документов престарелому епископу Оломоуцко-Брненскому Симеону, вступившему в 88-й год своей жизни.

И почти сразу мелькнул один почти незамеченный факт, свидетельствовавший, что речь идет не столько о жалобе оскорбленной женщины, сколько о заранее подготовленном заговоре против владыки, причем подготовленном в руководстве ЧАПЦ теми, кто еще несколько дней назад клялся ему в верности. 5 апреля в телефонной беседе с корр.ИТАР- ТАСС секретарь епархиального управления ЧАПЦ Ярослав Шуварский сказал, что митрополит Христофор временно отстранен от управления церковью решением Синода Чешской православной церкви, то есть попросту исказил тот факт, что свои полномочия епископу Симеону тот передал добровольно.

12 апреля последовал новый виток драмы, поставившей ЧАПЦ на грань раскола. Владыка Христофор ушел в отставку с поста предстоятеля ЧАПЦ, сохранив за собой титул почетного митрополита Чешских земель и Словакии. Свой поступок он объяснил тем, что любой ценой хотел избежать раскола в самой маленькой из 14 православных автокефальных церквей. По мнению митрополита Христофора, обвинения в его адрес были выдвинуты теми, кто планировал распределить в своих интересах 1 млрд 140 млн крон /около 60 млн долларов/, которые государство будет выплачивать ЧАПЦ по закону о церковной реституции.

"Теперь я стану монахом Преображенского монастыря /на западе Чехии/ и буду преподавать в теологических учебных заведениях. Мои противники выдвинули против меня обвинения в нарушении монашеских обетов, а говоря конкретно, – обета безбрачия, которые я категорически отверг, поскольку был абсолютно ни в чем не виновен. Священный Синод нашей церкви поддержал мою позицию и постановил, что я в суде должен защищать свое доброе имя. Но среди священства стали формироваться партии моих сторонников и противников, возникла серьезная угроза единству нашей церкви. В этой ситуации я принял единственно правильное решение добровольно подать в отставку, что и сделал", – объяснил корр.ИТАР-ТАСС владыка Христофор.

Через несколько дней произошло неожиданное, хотя и предвиденное. Рапцунова забрала назад свое обвинение в адрес митрополита, признав, что оговорила его. Скорее всего на нее подействовало то, о чем ей не сказали те, под чью диктовку она писала свою жалобу – по чешскому законодательству публичная клевета карается тюремным заключением на срок до одного года, а клевета в СМИ – на срок до двух лет. Отказавшись от своих обвинений, она сделала важное признание – написать этот документ ей помог священник из Теплице по фамилии Фрайман. Казалось бы, ситуация прояснилась и полностью оправданный владыка Христофор вновь сможет занять свой пост предстоятеля ЧАПЦ. Тем более, что именно такой абсолютно логичный вариант предложил Синоду входящий в него епископ Симеон. Этого, однако, не произошло. Синод отказался вернуть митрополита на прежнее место, но при этом так и не смог выбрать нового предстоятеля ЧАПЦ вместо него. Между тем сам владыка в целом ряде интервью, включая и беседу с корр.ИТАР-ТАСС в Преображенском монастыре, заявлял, что "если меня попросят, то я вернусь".

Как выяснилось, просить о возвращении оклеветанного митрополита никто из чешских церковных иерархов не собирался. Аналитики усматривали в упорстве Синода сразу несколько причин, кроме простого упрямства и неспособности вовремя дать "задний ход". Во-первых, высокообразованный владыка, закончивший не только православный богословский факультет в чехословацком городе Прешове, но и Московскую духовную академию, был весьма строг в "кадровых вопросах", не допуская к высоким должностям священнослужителей с плохим образованием. Поэтому многих из людей, претендовавших на высокие должности, Христофор попросту оставлял на их прежних постах, тормозил их карьерный рост. Эти люди и сформировали группу, затаившую злобу на митрополита.

Вторая причина, вызывавшая раздражение именно у чешских клириков ЧАПЦ заключалась в том, что владыка Христофор весьма либерально относился к вопросу посвящения в сан новых священнослужителей и охотно принимал под свое крыло и ставил на приходы священников русского и украинского происхождения. Лучшим примером этого может служить история нынешнего епископа /РПЦ/ Каменского и Алапаевского Сергия / Иванникова/, который в апреле 2006 года прибыл в Прагу в качестве настоятеля храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при посольстве РФ, а в 2007 году по просьбе владыки получил от Священного Синода РПЦ благословение перейти в клир ЧАПЦ и стал настоятелем одного из главных православных храмов Праги – храма Успения Божией матери на Ольшанах... После того, как в 2012 году он вернулся в Москву настоятелем этого храма вновь был сделан россиянин – отец Владислав /Долгушин/.

Третьей причиной, настроившей против владыки Христофора часть высших иерархов ЧАПЦ, могли стать отношения ЧАПЦ с Константинопольским патриархом Варфоломеем, намекавшим, что он может рассмотреть вопрос о предоставлении ЧАПЦ статуса автономии, то есть предоставить ей больше свободы, в том числе и в финансовых вопросах... В этом смысле приезд патриарха Варфоломея на празднование 1150-летия Моравской миссии святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в чешский городок Микульчице, стал большим подарком для противников митрополита. Кстати сказать, скандал с отстранением владыки Христофора привел к тому, что на торжества в Микульчице, кроме патриарха Варфоломея не приехал никто из предстоятелей православных церквей. Но "заговорщикам" в ЧАПЦ, похоже, это было уже все равно...

К этим трем причинам необходимо добавить и вопрос о реституции, который, судя по всему, и стал "спусковым крючком" для реализации плана по "устранению" Христофора. До того, как чешское правительство объявило о своем намерении рассчитаться со всеми зарегистрированными в стране церковными организациями за потерянную ими в 1948 недвижимость, ЧАПЦ жила весьма бедно, часто обращаясь к РПЦ с просьбами о материальной помощи. Средств не хватало даже на приобретение церковной утвари – кадил, подсвечников, богослужебных книг. По некоторым сведениям, один из российских благотворительных церковных фондов даже предоставил митрополиту Христофору средства для покупки половины дома под его резиденцию в элитном районе Прага-6. Поэтому, узнав о почти 60 млн долларов, которые "сваливаются" на них по реституции, некоторые священнослужители подумали, что теперь часть этих средств будет выплачена им. Но митрополит Христофор сразу же расставил все точки над "и", предупредив, что все деньги пойдут на восстановление храмов и монастырей, приобретение имущества и на цели благотворительности, но ни в коем случае не на "подкормку" церковных иерархов.

Желанная частью иерархов ЧАПЦ отставка Христофора привела к последствиям, которые участники "заговора" не сумели заранее просчитать. Ошибся в своих предположениях, кстати, и сам митрополит, полагавший, что его добровольный уход устранит нависшую над церковью угрозу раскола. Получив в свои руки рычаги управления церковью, члены Синода по сути оказались в тупике, будучи неспособными избрать достойного предстоятеля вместо владыки Христофора, а угроза раскола только углубилась. Попытка выбрать нового предстоятеля накануне торжеств по 1150-летнему юбилею Моравской миссии святых Кирилла и Мефодия на заседании Синода в середине мая провалилась. Поэтому и сами торжества 25 мая прошли в атмосфере "полускандала", когда вместо ожидаемых 10-15 тыс паломников на торжественное богослужение в Микульчице приехали не более 2 тыс человек...

Это "голосование ногами", кстати, наглядно показало, что паства, о которой противники владыки Христофора и не вспоминали, готовя "заговор" против своего предстоятеля, совершенно им не сочувствует и безгласной оставаться не намерена. Еще в середине апреля в приходах начался сбор подписей в защиту владыки Христофора с требованием к Синоду обратиться к нему с просьбой вернуться на прежнее место. Были собраны тысячи подписей, которые затем переслали в адрес Синода ЧАПЦ. Кстати, петицию это подписало и большинство прихожан православного храма города Теплице, где проживает клеветница Рапцунова...

Рассчитывать на изменение настроений верующих вряд ли возможно. По данным ЧАПЦ, в Чехии и в Словакии у нее есть около 100 тыс прихожан – местных жителей /государственная статистика называет гораздо меньшую цифру – всего 21 тыс/. А вот приезжих верующих, прибывших преимущественно в Чехию с Украины и из России – от 125 до 180 тыс и игрища церковных иерархов этих людей мало интересуют. В Праге украинцы составляют большинство прихожан в храмах ЧАПЦ и главный претендент на пост предстоятеля архимандрит Марк Крупица /называемый здесь главным противником митрополита Христофора/ вынужден считаться с тем, что во время его теоретической хиротонии во архиепископа Пражского верующие во время службы станут кричать в храме не "аксиос", как это полагается, а "анаксиос", что значит "не достоин" и каноничность хиротонии окажется под большим вопросом. Представители украинской общины уже заявляли здесь, что могут оставить ЧАПЦ и уйдут из нее в другую церковь.

В этом случае ЧАПЦ из стройной структуры с постоянно растущим числом прихожан, новыми церквями и монастырями / митрополит Христофор за годы своего управления церковью открыл в Чехии и Словакии 5 новых монастырей/ рискует превратиться в небольшую, хотя и официально зарегистрированную "секту", с которой государство и другие церковные организации будут мало считаться.

Не исключено также, что в случае выбора нового предстоятеля из числа "заговорщиков", словацкая часть ЧАПЦ просто отколется от нее и образует собственную независимую структуру. Одним из немногих иерархов ЧАПЦ, кто мог бы остановить сползание церкви к расколу, является епископ Оломоуцко-Брненский Симеон, пользующийся уважением и авторитетом среди верующих и священнослужителей, но он, увы, находится уже в преклонных годах...

Так что патовая ситуация, сложившаяся в настоящее время в ЧАПЦ, в самое ближайшее время может привести к взрыву, последствия которого трудно предугадать. Как правильно говорится, "неисповедимы пути Господни"...


Источник: По материалам ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Православие   (769)