В Интернете полным ходом идет сбор подписей против кафедры теологии, открытой в Московском инженерно-физическом институте, где готовят специалистов в области ядерной энергетики. Поводом стало письмо 91 академика и члена-корреспондента РАН, которое было опубликовано в одном из малотиражных изданий еще в прошлом году. Но только сейчас, попав в Интернет, оно вызвало громкий резонанс. Среди авторов письма много известных мировому сообществу ученых, в частности, академики Валерий Рубаков, Сергей Лукьянов, Николай Кардашев, Дмитрий Варшалович, Александр Скринский, Андрей Гапонов-Грехов, Алексей Старобинский.
"Россия – светское государство. Существенно, что в нашей стране представлены все основные мировые религии, а также все основные конфессии христианства. Появление в государственном вузе кафедры теологии под руководством православного священника находится в прямом противоречии с Конституцией России (ст. 14) и со здравым смыслом тоже", – утверждают авторы письма.
Академики указывают, что в других странах аналогичные кафедры существуют, или в частных университетах, или как дань многовековой традиции. "Появление такой структуры в современном политехническом вузе противоречит мировой практике и является нелепым", – считают авторы. Они требуют прекратить деятельность этой кафедры и финансирование религиозной деятельности из средств образовательных учреждений.
Комментируя это письмо, глава синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, отметил, что принцип отделения Церкви от государства не означает, что религия должна быть исключена из образовательной сферы. "Если в МИФИ есть студенты, интересующиеся теологией, и есть грамотные преподаватели – а уровень преподавателей этой кафедры я считаю очень высоким и серьезным – то она имеет право на жизнь", -- считает Чаплин. По его словам, в системе образования может быть как религиозное, так и агностическое или атеистическое мировоззрение, тем более, что среди ученых-ядерщиков есть немало верующих людей, что не мешает им эффективно служить науке.
Комментарии
Роман Силантьев Глава Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, известный религиовед
"Конечно, открытие кафедры теологии в МИФИ может вызывать вопросы, однако такие же вопросы должно вызывать открытие в технических вузах изначально не свойственных им факультетов юридической или экономической направленности. Путей для решения этой проблемы ровно два – либо разрешить вузам учитывать спрос студентов на конкретные знания, либо законсервировать советскую схему обучения", – заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" во вторник Р.Силантьев, комментируя обращение ряда ученых к министру образования РФ с просьбой закрыть кафедру теологии в МИФИ.
Р.Силантьев напомнил, что в советское время физики в обязательном, в отличие от теологии, порядке изучали марксистско-ленинскую философию, которая сейчас наряду с научным атеизмом оказалась "совершенно невостребованной". Зато "теология, которую изучали большинство выдающихся ученых прошлых веков, по-прежнему сохраняет актуальность", добавил собеседник агентства.
Он также указал на то, что всем ученым технических специальностей преподается философия, экзамены по которой остаются обязательными для поступления в аспирантуру и допуска к защите кандидатской диссертации, однако многие из них выступают за ее исключение из перечня экзаменов.
"Полагаю что борьба с теологией лежит в плоскости конфликта двух подходов к техническому образованию, первый из которых предлагает сконцентрироваться только на специализированных дисциплинах, а второй настаивает на расширении кругозора ученых за счет изучения ряда гуманитарных дисциплин", – сказал Р.Силантьев.
При все уважении к ученым-физикам РАН он предложил им "сконцентрироваться на борьбе со лженаукой внутри самой академии".
В частности, считает Р.Силантьев, "наличие среди ее членов хроноложца Фоменко, за последние годы нанесшего тяжелый урон исторической науке и в самых нелицеприятных словах характеризуемого комиссией РАН по борьбе со лженаукой, дискредитирует эту уважаемую организацию гораздо сильнее, чем кафедра теологии – МИФИ".
Валерий Рубаков, академик РАН:
– Мне непонятно, какое отношение имеет теология к ядерному вузу и к ядерной физике. Если кого-то из студентов интересует религия, читайте книжки, ходите в церковь, на лекции. Но открывать религиозные кафедры в вузе, по-моему, неправильно. Аргумент, что молодежь некомпетентна в вопросах религии, а потому ее надо просвещать, мне кажется странным. Следуя этой логике, давайте открывать в инженерных вузах кафедры искусствознания, а в гуманитарных вузах кафедры физики, биологии, химии.
Что касается обсуждения на кафедре теологии вопросов мироздания, возникновения Вселенной, на что ссылаются ее сторонники, то физики вполне способны сами в них разобраться. Почему эти фундаментальные проблемы науки надо рассматривать с религиозной точки зрения, мне понять трудно.
досье "РГ"
18 октября 2012 года в "РГ" была опубликована статья "Ядерная вера", где заведующий кафедрой теологии МИФИ митрополит Волоколамский Иларион, в частности, объяснял ее задачи: "Слушать лекции на кафедре теологии будут те из студентов МИФИ, кому это будет интересно. Посещение лекций будет исключительно добровольным. С учетом занятости студентов изучением основных предметов, вероятно, трудно прогнозировать, что лекции будут собирать огромные аудитории. Главное в данном случае не количество, а качество: качество лекций и заинтересованность слушателей. Инициатива открытия кафедры теологии в МИФИ принадлежит Ученому совету МИФИ. Я, со своей стороны, дал согласие на заведование кафедрой, понимая значимость этого вуза для российского образования и науки, искреннюю и осознанную заинтересованность в этом его руководства, а также уже имеющийся добрый опыт сотрудничества этого университета с Церковью".
А ранее, выступая перед студентами вуза, митрополит Иларион сказал: "...В нашей повседневной жизни мы сталкиваемся с тем, что блестяще эрудированный человек, который обладает самыми разными познаниями в разных областях, прекрасно знает русскую и мировую литературу, проявляет поразительную некомпетентность, когда речь заходит о религии. Преодоление этой некомпетентности и невежества, которые мы унаследовали еще от советского прошлого, – это самая первая и простая задача кафедры теологии.
Но у нее есть и другие задачи. Дело в том, что сферы религиозного и естественно-научного знания очень различны, но они соприкасаются в том, что, собственно, относится к опыту человеческой личности и жизни. Каждый человек, занимающийся наукой, тем или иным образом определяет себя в отношении к религии.
Известно, что среди ученых-естественников есть люди как верующие, так и неверующие. Это связано с личным выбором человека. Но выбор не может быть абсолютно оторван от профессиональной деятельности, потому что так или иначе эти сферы знания смыкаются. Например, человек, который изучает физические законы бытия, строение Вселенной, в какой-то момент неизбежно приходит к вопросу: как все это появилось? Та теология, которая преподается в духовных учебных заведениях, и та теология, которая может развиваться на светской академической площадке, – это два совершенно разных вида теологии.
Когда мы говорим о кафедре теологии в светском учебном заведении, то мы не предаемся теоретическим рассуждениям, но можем уже говорить на основании практического опыта, поскольку почти в 50 университетах и высших светских учебных заведениях России такие кафедры созданы и функционируют. Должен сказать, что уже имеется положительный опыт работы таких кафедр теологии, которые возглавляются православными священнослужителями, но в рамках которых ведутся спецкурсы по исламу, иудаизму, буддизму, по другим религиозным традициям. Все это может быть создано и на кафедре теологии МИФИ".
Источник: По материалам "Интерфакс-религия" и "Россиской газеты" (11 июня 2013 года)