В Италии произошло знаменательное событие. Некий уроженец Сенегала смог воспользоваться лазейкой в местных законах и впервые в истории Европы официально зарегистрировал полигамный брак. Имя "первопроходца" журналисты не раскрывают – ведь его пример может оказаться заразительным. Тем не менее количество многоженцев, главным образом из числа последователей ислама, в Европе уже исчисляется сотнями тысяч.
Адиль Зубайри (имя изменено) – обычный бизнесмен из Пармы. С ним корреспондент "НИ" познакомился в мюнхенском ювелирном магазине. Он приобретал драгоценности для двух дам, одетых в традиционную мусульманскую одежду. "Это мои жены, – пояснил он, – старшая и младшая". Впрочем, официально у Зубайри – всего лишь одна жена, с которой он въехал в Италию из Марокко. Вторую супругу ему пришлось вывозить, используя различные ухищрения. Она развелась с ним в Марокко, потом приехала в Италию, чтобы воссоединиться со своими родственниками, ранее эмигрировавшими сюда. "Юридически мы друг другу никто. По-моему, это абсурд. В Европе сочетают браком геев, а любящие мужчина и женщина почему-то должны делать вид, что они – чужие люди", – сокрушается Зубайри.
Жизнь европейского многоженца с арабскими корнями, по его словам, не так проста. Например, строгие законы шариата, которым он следует, обязывают его покупать каждой супруге отдельную квартиру. Более того, если одной из жен понравится та или иная вещь, а вторая жена захочет такую же, муж не имеет права ей отказать. Именно по финансовым причинам, как признается собеседник "НИ", многоженство не распространено даже в его родном Марокко. "Я трачу массу денег, работаю с утра до вечера и при этом еще должен терпеть это унижение", – говорит синьор Зубайри. Он уверяет, что в ставшей уже родной Италии, которая изо всех сил пытается защитить свою христианскую идентичность, ему порой бывает даже опасно показываться на улице в обществе второй жены – могут возникнуть ненужные вопросы. "Ведь все-таки я нарушаю закон страны, пусть даже и глупый", – сказал он. Поговорить с супругами марокканца корреспонденту "НИ" не удалось – они от беседы отказались.
Таких, как Зубайри, в Европе немало. Как сообщается в докладе Национальной консультативной комиссии по правам человека, во Франции, где самая многочисленная в Европе диаспора мусульман, несмотря на официальный запрет полигамии, еще в 1993 году в подобных браках жили примерно 180 тысяч человек. Большинство из них – выходцы из Африки: Сенегала, Мали, Гамбии. Между тем даже во Франции с многоженством ведется более-менее последовательная борьба. "Многобрачие существует в Европе исключительно благодаря политическому слабоволию. Женщины, живущие в таких браках, находятся в унизительном и драматическом положении, а власти это терпят. Это возмутительно", – говорила в одном из интервью пламенный борец с полигамией, депутат французского парламента Шанталь Брюнель. Она – автор проекта первого в Европе закона, устанавливающего уголовное наказание за многоженство: до года тюрьмы и 75 тыс. евро штрафа. Ожидается, что закон французский парламент рассмотрит уже в этом году. Интересно, что, несмотря на официальный запрет двоеженства, мужья в таких семьях в некоторых странах Европы (например, в Великобритании) имеют право получать социальные пособия за каждую супругу.
Тем не менее, к радости многоженцев, на днях выяснилось, что строгость европейских законов компенсируется их недостаточным совершенством. Причем не где-нибудь, а в строгой католической Италии. Несмотря на то, что на Апеннинах многоженство официально запрещено, жителю итальянского города Тревизо и сенегальцу по происхождению удалось "навязать" Италии традиции своей страны, в которой полигамия закреплена законодательно, и обзавестись вполне легально сразу двумя женами.
Предприимчивый сенегалец, который проживает в Италии уже более десяти лет, сумел неплохо разобраться в витиеватых законах страны. До недавнего времени он жил в Тревизо со своей первой женой, которая изначально оказалась в Италии по туристической визе, а в настоящий момент является обладательницей вида на жительство по семейным мотивам. Вторая супруга, проживающая все это время в Сенегале, беспрепятственно присоединилась к своему законному мужу. От обеих жен у сенегальца есть дети.
А всего-то нужно было посольству Сенегала не прислать подтверждение того, что второй брак, заключенный в Африке, действительно имел место! Почему это произошло – не очень понятно. Однако факт остается фактом. Сенегалец, имея две жены, не считается нарушителем закона. Правда, этот полигамный брак не оказался счастливым. Получилось так, что первая супруга сенегальца успела успешно интегрироваться в европейскую действительность и категорически отказалась признавать вторую жену своего мужа. Она пригрозила сенегальцу разводом. Впрочем, может, он и не потребуется.
Далеко не все юристы полагают, что дело жителя Тревизо станет прецедентом. Так, профессор европейского права Миланского университета Бруно Нашимбене уверен, что полигамный брак сенегальца все-таки можно расстроить. "Согласно статье 29 свода нормативных актов Италии, запрещено воссоединение с более чем одним супругом. В европейском сообществе действует та же норма. Таким образом, несмотря на бюрократическую путаницу и допущенные ошибки, воссоединение сенегальца со своей второй женой не может считаться легальным", – подчеркнул профессор.
Нина МАСЛОВА, Дмитрий КУРИЛЕНКО, Сергей МАНУКОВ
Источник: "Новые Известия", 26 августа 2011 г