Такой призыв никогда и нигде не звучал и вряд ли прозвучит, хотя в истории бывало всякое. Может быть автор чрезмерно переоценивает ситуацию. Тем не менее, риск оказаться не понятым, на наш взгляд, оправдан. Предтечи подобных заявлений из числа сторонников канувшего в небытие соцлагеря (социализм с человеческим лицом) так ничего толком не добились. События же текущего момента, происходящие во всемирной умме, -“арабская революция”, вызвавшие ее и предшествующие ей события, навевают мысли о возрождении этого лозунга в совершенно иной политической обстановке. Нет пока оснований ни утверждать, ни отрицать, что отмеченные события могут привести основную часть всемирного мусульманства к значительному повороту в сторону признания приоритета общечеловеческих ценностей, отказавшись от традиционного толкования этой религии, вступившего в явное противоречия с условиями современности. Инициатором такого подхода стала Индонезия. Этой стране за исторически короткий срок удалось преодолеть военную диктатуру и ее последствия, сорвать подчас отчаянные потуги исламистов направить политическое развитие в сторону создания теократического государства.
Есть основания полагать, что путь дальнейшего развития основ демократии в стране обрел необратимый характер.
Говоря о религии в политической жизни роли современной Индонезии, следует отметить, что Индонезия является секулярным государством, несмотря на все усилия исламистов. Этот вопрос имеет богатую историю. Планы образования “государства ислама” инициировались в среде мусульман еще до провозглашения в августе 1945 г. независимости республики Индонезия и впоследствии. Этим намерениям противился тогда будущий президент Сукарно и его сторонники секуляризма. В те годы комитет, разрабатывающий ныне действующую конституцию, в качестве уступки исламистским настроениям подготовил Джакартскую хартию, в соответствии с которой первоочередно предусматривался принцип веры в бога и обязательное соблюдение всеми мусульманами страны предписаний шариата.
Приверженность религии вменялось соблюдать, не нарушая принципов “справедливой и цивилизованной” гуманности. Конституция страны гарантирует своим гражданам свободу вероисповедания и отправления религиозных культов. И в такой трактовке и Джакартская хартия и конституция не редко рассматривались рядом мусульманских деятелей в качестве обоснования для превращения страны в шариатское государство, хотя в Индонезии нет и не было государственной религии. Но и по ныне ситуация остается не простой, поскольку при численности населения страны порядка 240 млн около 90 процентов из них исповедуют ислам. При таком положении любая политическая проблема неизбежно смещается в сферу ее религиозного понимания. Священнослужители пользуются большим авторитетом и влиянием. В стране присутствуют соответствующие такому положению структуры – Cовет улемов и пр. Но реальной политической силой, располагающей значительным представительством в этих организациях являются два основных объединения мусульман “Нахдатул Улама” и “Мухаммадия”, насчитывающие в своих рядах порядка 100млн.человек. Они во многих случаях формируют общественное положение в стране. Но это не препятствует проведению руководством страны отмеченного курса.
Основные параметры того, что обозначено в названии статьи, состоят в следующем. Призыв к изменению политических основ построения мусульманских государств, и прежде всего арабских, в сторону демократических преобразований. Уважение гражданских прав, защита их от посягательств со стороны всевозможных сил, в том числе и государства.
Бескомпромиссная борьба с терроризмом внутри страны с опорой на основную часть населения. Борьба с государственным терроризмом, противостояние решению политических решений вооруженным путем. Террористическая группировка “Джемаа Исламия” ( ее нередко ассоциировали с “Аль-Каидой” ), наводившая в регионе ЮВА ужас, по сообщениям прессы разгромлена. Ее идеологический лидер Абу Бакар Башир находится в заточении.
Налаживание межконфессиональных отношений и решение внутри конфессиональных противоречий путем переговоров, полный отказ от применения силы при решении этих проблем. Что касается бытовых вопросов, то широкие слои индонезийской общественности (в основном конечно женщины) резко выступают за отмену института многоженства, как изжившей себя архаичной формой построения общества. Сделаем попытку раскрыть ряд представленных положений. В частности, Индонезия предлагает странам Ближнего Востока перенять ее опыт мирного перехода к демократии.
«Реформаторы в этих регионах могут изучить, как Индонезия проводила реформы и построила свою собственную демократию», – сказал на сессии по обсуждению последствий политического хаоса на Ближнем Востоке и Северной Африке Хасим Музади, эксперт-политолог из аналитического центра при Международной конференции исламских ученых. Музади заявил, что реформаторы в этих странах могли бы перенять опыт Индонезии в соблюдении прав человека и принципов демократии. Бывший председатель одной из самых крупных мусульманских организаций страны «Нахдатул Улама», Музади также сказал, что странам Ближнего Востока и Северной Африки стоит изучить, как Индонезия шаг за шагом развивала свою идентичность и повышала эффективность правительства, проводила свободные, справедливые и демократические выборы. Соблюдение прав человека также стало важным средством в наступательном арсенале Джакарты на международной арене. Индонезия резко выступила против казни в Саудовской Аравии индонезийской гражданки в июне с.г., вступилась против бесправного ужасающего положения своих граждан в этой стране.
Соблюдение гражданских прав и их защита становится важным фактором в борьбе за влияние и расстановку сил в исламском мире, что само по себе явление исключительно новое, требующее принципиально новых подходов в оценке происходящего. Заслуга в этом Индонезии неоспорима. С точки зрения решения вопросов, связанных защитой гражданских прав непосредственно в стране, президент страны Юдойоно призвал в 2011 г. к общенациональному противостоянию всякому проявлению радикализма, не говоря уже о терроризме.
С тех же позиций выступила в июле с.г. крупнейшее многомиллионное объединение мусульман страны “Нахдатул Улама”. Отмечая свое 85-ти летие оно объявило радикализму войну. Хотя и не без трудностей Индонезия налаживает диалог в своей стране между различными конфессиями. Ее успешное решение внутри мусульманской общины мятежной провинции Аче признано во всем мире. Для приобретения достигнутого при этом опыта страну посещала правительственная делегация Судана. Что касается международной деятельности в этом направлении, то имело широкий положительный резонанс выступление Юдойоно на саммите ОИК в Сенегале в 2008г. Индонезия выступает за прекращение военных действий коалиции в Ливии, призывает руководство Сирии прекратить кровопролитие мирного населения. Данный перечень позитивных действий страны этим не исчерпывается. Главное – его тональность. Она с лихвой перекрывает, может быть, некоторые шероховатости, связанные с мотивацией поступков.
Безусловно, изложенные деяния и намерения руководства страны, а также способы их решения, могут вызвать определенную критику своими, может быть, не всегда последовательными действиями. Найдутся и те, кто станет утверждать, что навязывать варианты развития другим не вправе тот, кто сам не безупречен. Наверняка при этом всплывет и ставшая уже почти пресловутой борьба Индонезии, как периферийной страны ислама, за более высокую роль в мусульманском мире, и что именно это является причиной повышенной активности страны на международной арене. Эта борьба в действительности существует. Но в этой борьбе используются средства и методы, вступающие в противоречие с архаичными формами понимания ислама. Они выводят эту религию на сближение с общечеловеческими ценностями, способствуют столь необходимому возрождению и обновлению ислама. Все это свидетельствует о том, что Индонезия тонко уловила ситуацию, зрело подошла к решению своих внешних да и внутренних политических проблем. Какую бы цель Индонезия при этом не преследовала, ее поступки в этом направлении не могут не вызывать понимания и уважения.
М.Н. Гусев
Источник: "Институт Ближнего Востока "