Падение морали расценивается сегодня жителями России как одна из самых больших потерь, которые понесло общество за годы реформ.
К такому выводу пришли авторы общероссийского социологического исследования "Двадцать лет реформ глазами россиян", которое провел Институт социологии РАН во всех территориально-экономических районах страны, а также в Москве и Санкт-Петербурге, среди 1750 респондентов от 18 лет и старше.
В "рейтинге потерь" эта позиция занимает второе-третье место, ее отметили 32% респондентов. Падение морали ставится опрошенными на одну ступень с такой острейшей проблемой современной России, как отсутствие должного порядка в стране и рост коррупции (также второе-третье место), и лишь немного уступает по значимости лидеру рейтинга – снижению уровня жизни населения (46%).
Как сказано в документе, опубликованном на сайте института, ухудшение морального состояния общества оценивается "как одно из самых выраженных негативных процессов на протяжении обоих десятилетий".
"Причем, если в 1990-х ухудшение морального климата в обществе еще уступало, например, снижению уровня жизни населения, то в 2000-х гг. моральное состояние общества стало главным "лидером" негативных перемен, обогнав такие негативные вехи этого периода, как кризис в социальной сфере (здравоохранении, образовании, культуре), ситуацию в сфере законности и правопорядка, межнациональные отношения, уровень жизни населения", – констатировали социологи.
В то же время сегодня, как и десять лет назад, падение морали в результате реформ воспринимается россиянами прежде всего как проблема общества в целом – но не их собственная. Потерей лично для себя падение морали считают лишь 18-19% опрошенных (по сравнению с 32-35% указывающих на потерю морали, актуальную для общества в целом).
Россияне называют себя противниками большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными или, по меньшей мере, неэтичными. В числе безусловных табу – употребление наркотиков, гомосексуальные отношения, использование сексуальных связей для достижения корыстных целей (90%, 87% и 77% опрошенных соответственно).
Своеобразной чертой, за которым обнаруживается значительное число людей, допускающих лично для себя совершение действий, традиционно считающихся аморальными, является отношение к сознательному обману других людей для достижения корыстных целей. Последовательных противников такого обмана среди опрошенных оказалось 48%, тогда как 6% признались, что сами нередко к нему прибегают, 27% обманывают "редко", а 16% заявляют, что хотя сами они никого не обманывают, но не осуждают такого поведения со стороны других людей.
Курение и распитие крепких спиртных напитков в обществе практически выведены из сферы действия моральных ограничителей. 32% однозначно осуждают курение, и еще меньше (18%) являются противниками употребления крепких спиртных напитков. При этом и курение, и употребление крепких спиртных напитков – часть повседневной жизни многих россиян: 41% респондентов часто курят, еще 16% делают это редко или просто пробовали, крепкое спиртное часто употребляют 27% опрошенных, и еще 46% пьют такие напитки редко.
По словам авторов опроса, сегодня актуальность большинства моральных норм заметно выше, нежели десять лет назад, и тем более – по сравнению с 1990-ми. Сравнение данных, полученных в ходе настоящего исследования с данными опросов 1997-го и 2001 гг. показывает, что в отношении большинства действий и поступков, традиционно признаваемых аморальными, доля их противников увеличилась.
Прежде всего, это касается употребления наркотиков (с 79% до 90-91%), гомосексуализма (с 49% до 87%), использования сексуальных связей для достижения корыстных целей (с 71% до 77%), уклонения от налогов (с 45% до 67%).
По словам социологов, нынешние 18-25-летние россияне заметно отстают от старшего поколения по части включенности в морально-нравственный контекст жизни общества, относясь ко многим вещам гораздо легче. Более трети (37%) их представителей исследователи отнесли к группе людей с низким моральным статутом.
Как сказано в исследовании, в целом подтверждается мнение, что именно провинция, особенно "малая", является "кузницей моральных кадров" России, тогда как столицы чаще, чем другие поселения, воспитывают и привлекают к себе людей низкого "морального сорта".
Источник: "Интерфакс-Религия "