На русском языке вышла книга Кристофера Хитченса, ставшая новым «справочником атеиста»
Книга известного и влиятельного современного публициста, не скрывающего своих атеистических убеждений, Кристофера Хитченса God Is Not Great: How Religion Poisons Everything, вышедшая в 2007 году (а в русском переводе «Бог не любовь: как религия все отравляет» в 2011 году) представляет собой эмоциональный антирелигиозный памфлет, вызванный личным неприятием автором религии.
Его труд начинается с описывания жизненного опыта взаимоотношений с верой. Сразу стоит оговориться, что ответственность за атеизм Хитченса лежит, преимущественно, на церковном сообществе, которое в свое время не способно было дать внятные и, главное, честные ответы на ряд вопросов любознательного британца. Не получив их, он разочаровался в вере. А наличие интеллекта предопределило путь скептицизма и критического отношения к вере.
Хитченские обличения представляют собой бессистемную компиляцию всем известных фактов и эпизодов из истории, где религия представлена не лучшим образом. Часто автор попадает «в точку» и иллюстрирует (со своим толкованием) «грехи» религии. Жертвоприношения ацтеков солнцу (вырывание человеческих сердец из груди), многоженство у мормонов, сотрудничество католической церкви с нацистским и фашистским режимами в 30-40-е годы прошлого столетия, критика евангельских пасторов за скудоумие и отсутствие интеллекта и многое другое ярко иллюстрируют роль религиозной веры не в самых лучших моментах человеческой истории.
Нельзя назвать несправедливыми замечания автора о потворстве религиозному фундаментализму в Европе — борьба с «Тремя поросятами», Миссс Пигги и Пятачком из-за нелюбви мусульман к свинине. Действительно, глупые представления о местонахождении души у свидетелей Иеговы привели к смерти не одного человека из-за отказа переливать кровь. Но на этом вся объективность автора заканчивается.
Кристофер Хитченс, желая обличить религиозное мышление, переходит на личности и опускается до откровенных оскорблений. Причем достается как одиозным религиозным деятелям и откровенным преступникам (например, создателю «Божьей армии освобождения» в Уганде Джозефу Кони), так и уважаемым актерам, философам, общественным деятелям. Клайв Льюис у него зануден и нелеп. Августин — эгоцентричный сказочник и геоцентричный невежа. А Мел Гибсон — австралийский фашист и бездарный актер, снявший мыльную оперетку о смерти Христа.
Хитченс так сильно заигрывается с жонглированием фактами и оголтелой критикой религии, что выходит за рамки адекватности и объективности. Весьма глупо выглядит высмеивание представлений Августина о Земле и солнце (которое вращается вокруг Земли), ведь в IV-V веке не существовало современной техники для изучения космоса.
Атеист и дети. Фото: flickr.com/photos/friendsforpeace/
Большинство его доводов базируются на домыслах. Например, рассуждая о природе возникновения сексуальных запретов в иудаизме и христианстве, Хитченс говорит, что инициаторы сами испытывают подавленное желание заняться тем же самым. Однако, следуя логике «обличителя», каждый полицейский и судья — преступники, а сама система правосудия и своды законов — порождение убийц и насильников.
Утверждая, что Шекспир, Толстой, Шиллер, Достоевский и Джордж Элиот «справляются с глубокими нравственными вопросами гораздо лучше, чем нравоучительные мифы из священных книг», Хитченс забывает, что те же Достоевский и Толстой вдохновлялись религией и Священным Писанием в своем творчестве и философских поисках.
Либо из-за неосведомленности, либо из-за страстного желания покончить с религией раз и навсегда, Хитченс придает ей главенствующую роль во всех войнах. Рассматривая конфликты и этнический антагонизм на Балканах между сербами, хорватами и боснийцами, он уверен, что вероисповедание служило генератором войн и преступлений. Забывая упомянуть, что тот же конфликт между сербами и хорватами имеет глубокие корни, уходящие в псевдонаучную дискуссию XIX века, в рамках которой хорватские националисты выдвигали идеи об этнической и социальной неполноценности сербов (по одной из теорий хорватских мыслителей, слово «серб» происходит от латинского servus, что означает «раб») и наоборот. А бойни времен Второй мировой войны и конца 80-90-х годов стали порождением идей о «Великой Сербии», «Великой Хорватии», «Великой Албании» и т.д.
Насмеиваясь над креационизмом и утверждая, что попытки примирить веру с наукой и разумом заведомо обречены на неудачу, Хитченс никак не комментирует научные гипотезы авторитетных современных ученых (не говоря уже о деятелях науки прошлых столетий, которых он обходит молчанием, кроме отдельных издевок в адрес Исаака Ньютона). Астрофизик Хью Росс, физик-теоретик Тони Ротман, астроном, лауреат премии Крэфорда (эквивалент Нобелевской премии по астрономии) Алан Сэндидж, физик, лауреат премии Хейнеманна Роберт Гриффитс, астрофизик Роберт Джастроу и другие ученые в той или иной мере формулировали научные гипотезы в пользу Божественного происхождения вселенной и мира. Но, к сожалению, воинствующий атеизм Хитченса решил оставить эти имена «за бортом книги».
Его критика решения американского правительства отдать малоимущих американцев на попечение религиозных организаций основывается только лишь на мнимом нарушении принципов светского государства и свободы слова. При этом он не приводит никаких порочащих фактов злоупотреблений в христианских благотворительных фондах и миссиях, кроме бездоказательного утверждения, что светские организации сделали бы не хуже.
Двенадцатая глава книги «Когда, или как религии умирают» не дает ответа на поставленные вопросы: как именно умирают религии и когда? Автор не удосужился описать механизм, процесс отмирания религии, определить причины и предпосылки. А лишь приводит отдельные примеры смерти двух одиозных религиозных движений.
«Бог не любовь» важна не только для современного религиоведческого дискурса, но и для самих религиозных движений. На примере творчества Хитченса ярко прослеживается христианский принцип «что человек посеет, то и пожнет». Т.е. все прегрешения, злоупотребления внутри церковной структуры в будущем станут достоянием самых рьяных противников церкви. Поэтому всегда следует думать о последствиях любого шага. Книгу Хитченса можно назвать полным справочником по злоупотреблениям религии и претензиям, на которые религиозному сообществу следует дать ответ, иначе в будущем последователей атеизма станет больше, чем верующих.
Микола Малуха
Источник: "RELIGO"