В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Как нужно праздновать Дни славянской письменности и культуры

День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – просветителей славян. Их памяти посвящены празднуемые сейчас Дни славянской письменности и культуры. О том, что сегодня важно в славянской письменности, наш разговор с доктором филологических наук Еленой Тахо-Годи.

– Как, по-вашему, нужно должным образом отмечать Дни славянской письменности и культуры?

– Впервые эти Дни начали праздноваться уже давно, в 1988 году, это был год 1000-летия Крещения Руси. Для нас это совпало с печальным событием – смертью Алексея Федоровича Лосева. О его кончине как раз и было объявлено на празднике. Но это весьма символичное совпадение. В родной для Алексея Федоровича новочеркасской гимназии была домовая церковь святых Кирилла и Мефодия. О ней, о Кирилле и Мефодии Лосев вспоминал, диктуя накануне смерти текст, приуроченный к 1000-летию Крещения Руси. Это было его прощание со Словом и своего рода завещание тем, кто это Слово призван хранить. Ну и мне всегда приходят в этот день на память знаменитые стихи Анны Ахматовой о ржавеющем золоте и истлевающей стали, но переживающем века "царственном слове".

– Кого бы из славистов вы вспомнили в такой день?

– Наверное, тех, кто больше всего думал о судьбах России. И в первую очередь тех, кого мы называем славянофилами. Например, Ивана Киреевского, вновь вернувшегося к вопросу о пользе книг церковных и потрудившемуся вместе с насельниками Оптиной пустыни на этом поприще.

– Славянская письменность в переводе на современный – это "русская литература"?

– Гоголь считал, что у русской литературы – изначально три источника: народные песни, пословицы, как кладезь народной мудрости, и книги церковные. Русский язык и церковное слово неразделимы. Поэтому до сих пор в наших церквах служба идет на церковно-славянском языке – для каждого верующего и неверующего он понятен без перевода. К церковным славянизмам прибегал в своей поэзии Федор Тютчев, в ХХ веке – Вячеслав Иванов.
Церковно-славянский пласт культуры неотделим от нас. Так что эти дни – идеальное соединение празднования светской и духовной культуры одновременно.

– Каково состояние славянской письменности сегодня?

– Как университетскому преподавателю мне грустно оттого, что наша молодежь предпочитает не читать. Это особенно досадно, если вспомнить, что им сегодня доступно все, о чем четверть века назад интеллигенция не могла даже помыслить – вся русская философия, например. А интерес их к учебе, к сожалению, очень узок и прагматичен. Если по-настоящему, то Дни славянской письменности должны быть праздником Просвещения. Чтобы человек, живущий в России, понял не только значение слова, звучащего на ТВ или в церкви, – но значение Слова в своей жизни.

– Для вас это лично значимый день. Как вы будете отмечать день памяти Алексея Федоровича Лосева?

– Мы будем отмечать его традиционно. На Ваганьковском кладбище состоится панихида, соберутся лосевские ученики и поклонники. В библиотеке его имени пройдет концерт, где будут исполняться романсы на стихи глубоко чтимого им мыслителя – Владимира Соловьева. К нам приедут гости из Иваново, где существуют "соловьевский семинар". Так мы будем вспоминать не только Алексея Федоровича, но и тех, кто был ему дорог.


Елена Яковлева
Источник: "Религия и СМИ"


 Тематики 
  1. Религия и культура   (278)