В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

"Не верю во Христа, но спокойно служу священником"

Откровения блогера о том, как удается совмещать нехристианские убеждения с положением официального священника

"Портал-Credo.Ru": В начале апреля в одном из блогов "Живого журнала" появилась вызвавшая большой резонанс серия откровений неверующего священника. Мы публикуем эти записи, объединенные в единый текст. Позже эти записи были удалены, но они доступны в кэше Яндекса. В самом начале сообщения неверующий священник цитирует ЖЖ мирянина Дмитрия Браткина, который 12 лет назад ушел из православия, а затем записал свои мысли по этому поводу.



Вчера исполнилось двенадцать лет моему уходу из православной церкви...

Очень и очень близко... Был нокаутирован западными библеистами. Роковую роль сыграла книга Т. Райта "Иисус и победа Бога" (хотя Райт, надо сказать, очень аккуратен в высказываниях, все-таки епископ). Книга так себе, автор тоже не понравился (…шесть сотен страниц), дело не в этом, просто это первый труд по библеистике, который я прочитал. После прочтения неделю ходил ни живой, ни мертвый.

Дело в том, что я ну ооочень сильно любил догматическое богословие, и видел в нем основу основ всякого христианского богословия (собственно, оно так и есть, если богословие = схоластика). Я был 100 % убежден, что малейшее искажение доктрины неизбежно приводит к ужасным результатам, к отпадению от Христа, от Церкви.

И тут на тебе, получи в пах: Иисус не Бог (в классических категориях сущностей и ипостасей). И, черт побери, автор-то убедителен! Это был просто колоссальный слом, все рухнуло, все, абсолютно! Ибо в основе моего мировоззрения лежал краеугольный камень божественности Иисуса. Всякие попытки как-то реконструировать систему, уместить в нее новое знание приводили к немедленной реально ощутимой физической головной боли. Я думал, сойду с ума, честно, боялся сильно...

Но время лечит и не такое. Успокоившись, понял, что обратного пути нет, и догматику я уже вряд ли когда буду воспринимать всерьез. Убедился на собственном примере, что она не имеет под собой жестких оснований. Красивый, стройный карточный домик, рухнувший от дуновения реальности.

Внутренне расцерковился полностью, внешне не могу себе этого позволить. И что самое главное, я рад, что все именно так и произошло. Я начал жить "не оглядываясь", почувствовал свободу в полноте, свободу мыслить, свободу познавать, свободу ставить под сомнение. И ведь Иисус меня не оставляет в покое, судорожно сгребаю к себе всю доступную литературу по Новому Завету (научной направленности, ессно), буквально упиваюсь ей. Ничего интереснее не читал! Это что-то невероятное, глоток свежего воздуха после душной спертой схоластики. (…)

Верования Иисуса можно представить в категориях трех наиболее фундаментальных еврейских верований:
– Монотеизм. Иисус верил: есть единый Бог-Творец, избравший Израиль, обещавший быть со Своим народом и вести его к своему предназначению, к новому исходу... Иисус был еврейским монотеистом I века. (…)

Забудьте на время про "христологические титулы"; забудьте про псевдоортодоксальные попытки сделать Иисуса из Назарета знающим, что Он – второе Лицо Троицы... Представьте молодого еврейского пророка. Вот он возвещает возвращение ГОСПОДА на Сион, Судьи и Спасителя, а затем воплощает это, входя, со слезами, в город, символизируя разрушение Храма и последний исход...

Этого для меня было вполне достаточно. Опять же уточню, Райт стал дверцей, дальше был Иеремиас, Данн, Швейцер, Бультам, Флуссер, Эрман, Хазарзар и "иже с ними".
Супруга знает в общих чертах, я от нее не скрываю происходящего со мной, но тонкости же ей понять просто не под силу, да и не к чему. Она стала церковной под моим влиянием (незадолго до свадьбы), т.е. не своим ножками пришла в РПЦ, но вроде была не против, точнее стала вполне-таки порядочной православной христианкой. Когда же у меня началось расцерковление, оно неизбежно коснулось и ее. Она даже сама как-то с огорчением призналась, что у нее, судя по всему, своих убеждений и не было, раз она так легко поддалась процессам моего расцерковления. Зато вы бы видели, с какой радостью она запрыгнула в свои любимые джинсы :) И с каким удовольствием я смотрел на этот процесс )))

В сане 5 лет.

Да я и сам не могу отделаться от мысли, что обман-таки есть )) Но я не вижу возможности реально пагубных последствий этого обмана. У меня не возникает проблем с произношением различного рода ключевых возгласов и молитв на службе. Я просто в них не вкладываю совершенно ничего личного, к примеру, исповедание того, что в чаше реально присутствует Христос, произносится более от лица собравшихся на причастие, нежели от лица священника. Это пример увиливания, если внутри есть некий конфликт. Приемом же этим я уже не пользуюсь (переболел), просто прочитываю установленное исповедание громко вслух и принимаю к Чаше. И при этом уже не чувствую дискомфорта (со стороны, судя по всему, я выгляжу как подлец и циник, ну уж простите))), был дискомфорт (такой, что не служил больше месяца, затем менял тайные молитвы под себя, даже часть возгласов "корректировал"), да вышел весь с доктринальностью как таковой.

Вполне допускаю, что мое положение удобно-временное, я вообще уже не знаю, что от себя ждать, слишком много мировоззренческих изменений произошло за последние 3-4 года, не уверен, что я остановился. Тем более, не уверен в том, что меня рано или поздно не напнут под зад. Потому и озабочен организацией независимого заработка. И опять же допускаю, что, организовав себе непоповский достаток, я уйду из РПЦ.
Моя ситуация вполне может вызвать сочувствие. Я бы сам себе сочувствовал еще буквально полгода назад. Но как-то все успокоилось внутри меня, не знаю, что произошло, не мог служить вовсе, затем стал служить через силу, а теперь служу с легкостью. Честно, я не в силах проанализировать произошедшие внутри меня изменения. Я сам полугодичной давности назвал бы себя сегодняшнего подлецом. Хотя, может, я просто стал подлецом :)

Райт привлек меня своей апологетической книжкой "Настоящее христианство", чем-то напоминающей (хотя явно не дотягивающей) до "Просто христианство" Льюиса. Узнав, что он к тому же новозаветник, мне стали интересны и другие его труды (как-то так сложилось, что я уже косился в сторону библеистики), почему-то решил прикупить себе "Иисус и победа Бога" (может, привлекала своим размером, который намекал на фундаментальность труда), с тех пор все и покатилось в тартарары.

До Райта других западных новозаветников просто не знал, он открыл дверь, у него целая глава в этой книге посвящена обзору исследований в мире библеистики.

Истолковывая Писание, я стараюсь не задевать догматические вопросы. Выруливаю к этике.

Я не пощусь 280 дней в году, я вообще не пощусь, не вижу в этом смысла. Я вступаю в половую связь тогда, когда хочу (естественно, с учетом того, что и жена хочет). Утром перед службой я выпиваю горячий кофе с молоком (только после этого становлюсь похожим на человека). И еще делаю много "неправославных" вещей. При этом я точно не обманываю себя. Если и обманываю, то тех, кто глядя на меня (при этом, не зная меня более-менее близко лично) делает вывод, что я априори живу по всем писаным и неписаным церковным правилам, исходя из того, что я в рясе. Очень редко приходится лукавить про пост, к примеру, да и то скорее, чтобы не соблазнить слабых (как писал ап. Павел). Совершенно не скрываю (но и не афиширую) того, что не воздерживаюсь в семейной жизни (чего и всем желаю), что пью много пива и играю в КС. Так что обманутых в итоге не много, и обманываются они обычно сами. Я уже писал, что меня многие прихожане (из других храмов) сторонятся как прокаженного :) Это как раз реакция на не скрываемый мной образ жизни.

(…) К тому же, зная церковные правила, точнее зная контекст их происхождения, и различные истолкования, довольно легко с ними обращаться, при этом не нарушая "предания", а как раз наоборот, действуя в его рамках. В наше время уже стало нормой открыто говорить, что Устав церкви, по которому мы сейчас живем, родом из монастырских стен, а значит просто необходимо делать на это поправку. Или, что понятие пост в 4-м веке отлично от понятия "пост" в наше время. Щас уже не вспомню, кто из епископов писал послания монастырям на севере Италии (!), там было написано нечто вроде "ради суровости вашего климата благословляю в пост вкушать мясо птицы". Что уж говорить о нашем климате ))

Т.е. обладая определенным арсеналом знаний в области церковного права, легко плавать на волнах канонической традиции, чем я, собственно, и занимаюсь. В провинциальном городе (хоть это и областной центр) это делать еще легче, т.к. и возразить-то некому, нет сведущих в канонах людей. Когда я своим друзьям, лохмато-бородатым священникам, в ответ на вопросы о своей короткой стрижке и щетине вместо бороды говорю, что согласно канонам церкви (щас уже не вспомню какое конкретно правило/а), они сами должны остричь свои лохмы и укоротить бороды (дабы выглядеть как я, любимый), им просто нечего возразить, кроме как "наши отцы и деды так ходили, а значит и нам не должно нарушать традицию". На том и расходимся. Ни я к ним, ни они ко мне более не лезут с такого рода претензиями.

Сам себя неверующим я все же не назову, скорее охарактеризуюсь как агностик с христианским (по крайней мене пока) уклоном. В Бога скорее верю, чем нет. Термин теплохладность ко мне, естественно, неприменим, этим страдают верующие, остановившиеся в поиске, пришедшие в тупик, а не ищущие, как я.

Как итог некоторое резюме: тоталитарность РПЦ не такая уж и страшная (по крайней мере пока), если знать, что есть РПЦ, знать ее слабые (и сильные) места, знать правила, по которым она играет, знать историю, хотя бы азы богословия и уметь все это применять на практике. В итоге получается отгородить свое внутреннее от внешнего, никак не обманывая себя, и минимально обманывая (больше умалчивая) окружающих. Для этого нужно просто периодически кидать кость официальному рэкетиру (епископу) и не лезть на рожон. Синдром Великих Идей у меня прошел (вместе со шмеманизмом, да и вообще с ретивой верой), и слава Богу. Так что служу себе спокойно вторым священником (хотя, возможно, дослуживаю последние деньки в таком статусе, усиленно хотят поставить настоятелем в маленький храмик), произношу нараспев красивейшие молитвы и возгласы, пытаюсь говорить внятные (и максимально лаконичные) лекциопроповеди, в трапезной ем со всеми постное, всех приходящих ко мне за послаблениями по той или иной причине благословляю есть то, что они сами хотят, уверяя, что в этом нет греха. Дома ем и читаю то, что хочу, на улице хожу в том, в чем хочу, общаюсь с тем, с кем хочу, в общем, занимаюсь всем, что не противно моей совести, не особо скрывая это от окружающих (но скрывать что-то, думаю, свойственно абсолютно каждому). Церковное руководство порой недовольно кривит физиономию, глядя на меня, но все же не докучает. Так и живем :)

Почему не ухожу... Хм... Наверное потому, что не хочу уходить. Социальные связи у меня как раз в основной массе нецерковные, да и очное образование светское.
Просто теперь отношусь к служению больше как к профессии. Ну и, согласно такого подхода, трудочас довольно высоко оплачивается (я уже писал где-то, что последнее время очень много свободного времени, миссионерский пыл поубавился, все потихоньку сводится к совершению служб, которых у нас на приходе крайне мало). Т.е. я просто не хочу терять стабильный заработок, не отнимающий много сил и времени, тем более мой внутренний конфликт решен: в рамках системы я играю по ее правилам, как в кино: "прости, это бизнес, ничего личного!". Вся наша тоталитарность заключается в лучшем случае в доктрине, а обычно – в регулярных взносах. В остальном все довольно свободно (по крайней мере, у нас в епархии). Так что не кричи направо и налево о своих личных взглядах на православную догматику, регулярно плати взносы и живи спокойно. Чем ты вообще по жизни занимаешься – церковные власти мало волнует.

Я бы не назвал это тратой жизни. По мне 8-часовой рабочий день – трата жизни. Я же сам организовываю свободное время, могу себе позволить много читать, сидеть в интернете, кататься на байке, общаться с друзьями, играть в CS 1.6 и т.д. и пр. И ради этой свободы мне нужно всего лишь пожертвовать вечером пятницы (3-4 часа), частично субботой, и первой половиной воскресного дня + всякие праздники и внеплановые вылазки. При чем это не кирпичи таскать, а участвовать в эстетически красивом, завораживающем действии с приятным пением и благоговейным отношением к происходящему присутствующих. Да и, как ни странно, довольно ясно ощущаешь, что ты нужен, людям необходимо удовлетворять свои религиозные потребности, а если к ним еще и тепло относиться (мне это не сложно, при чем довольно искренне), то благодарности не будет предела. Им нужен этот самый средневековый культ, отучать от него – как раз занятие обычно неблагодарное. Приучением же к культу я не занимаюсь, без меня "приучающих" хватает.

В итоге тоталитарность РПЦ пролетает мимо моей жизненной реальности.


Источник: "Портал Сredo.Кu "

 Тематики 
  1. Христианство   (227)
  2. Православие   (769)
  3. Жизнь церкви   (62)