Революционные события на Ближнем Востоке заметно высветили новый мощный центр влияния в регионе. Наряду с государственным и медийным влиянием Запада (США и Евросоюза) важное значение приобрели богословские решения (фетвы) шейха Юсуфа аль-Кардави (он жил в изгнании в Катаре на протяжении нескольких десятилетий). Причем авторитет его проповедей многократно усиливается с использованием современные технологий – он выступает на катарском спутниковом телеканале «Аль-Джазира» с аудиторией от 60 до 150 млн. зрителей в арабских странах, его фетвы приводят популярнейшие исламские интернет-сайты, такие как OnIslam.Net.
В начале революции в Египте аль-Кардави заявил, что запрещает египетской полиции стрелять в демонстрантов и призвал Мубарака уйти в отставку – и тот вынужден был вскоре это сделать. С началом революции в Ливии аль-Кардави запретил ливийским солдатам повиноваться приказам подавлять оппозицию и призвал «каждого, у которого есть возможность застрелить Каддафи, сделать это». 10 марта он призвал лидеров арабских государств признать ливийскую оппозицию в качестве легитимной власти – и резонанс от этого призыва явно будет не меньшим, чем от аналогичных заявлений президентов Запада.
Следует заметить, что официальных постов шейх не имеет, разве что главы Религиозного института (с 1961 года) и факультета исламских исследований в Университете Катара (с 1973 года). Его за глаза называют муфтием движения «Братья-мусульмане», но официально он не имеет этого звания и дважды (в 1976 и 2004 годах) отклонял просьбу «Братьев» принять его. Официально шейх даже не состоит в этой организации. Хотя в его биографии есть моменты, которые наводят на другие выводы. В 1940-е годы, получая исламское образование, Юсуф посещал лекции основателя «Братьев-мусульман» имама Хасана аль-Банна. Спустя некоторое время он проникся его идеями и, как вспоминал шейх позже в интервью сайту движения, «вступил в ряды «Братьев-мусульман», работал непосредственно вместе с имамом аль-Банна». 12 февраля 1949 года аль-Банна был застрелен агентами службы безопасности короля Фарука, начались аресты «Братьев». Как вспоминает аль-Кардави, он «в 1949 году был арестован вместе с прочими членами «Братьев-мусульман», в 1954 году был брошен в военную тюрьму».
Последнее случилось уже при свергнувшем в 1952 году короля Гамале Абделе Насере, на жизнь которого в 1954 году покушались члены движения. В 1962 году, выйдя на свободу после третьего ареста, шейх уезжает в Катар. Но стоит отметить, что ранее, в 1950-е годы, он уже выезжал в соседние страны по поручению «Братьев» с целью распространения их идей. А известные исламские организации, которые он возглавляет в настоящее время – Европейский совет по исследованиям и фетвам и Международный совет исламских ученых, – созданы европейскими отделениями движения в 1997 и 2004 годах (см. «НГР» от 17.06.09).
Как отмечают эксперты, аль-Кардави выделяется среди прочих богословов современности тем, что дальше прочих идет в попытках найти ключ к пониманию того, каким ислам должен быть в наше время, пытаясь адаптировать исламское право (фикх) к современным условиям. Задолго до арабских революций 2011 года он уже подвел под них убедительную богословскую базу. В книге «Законы шариата» (2009) шейх писал: «Законы ислама учат нас противостоять тиранам, любое угнетение людей правителями предосудительно и запрещено, и против них необходимо вести джихад... одним из видов джихада является джихад против зла и коррупции среди мусульман... Пророк Мухаммед возвеличивал этот джихад и считал его лучшим видом джихада».
Современные технологии, такие как Интернет и спутниковое телевидение, помогают аль-Кардави доносить свои фетвы до сотен миллионов мусульман, тем самым превращая его во «всемирного муфтия» (Global Mufti – так названа книга о нем, вышедшая в американском издательстве «Коламбия пресс» в 2008 году). Но насколько современны в своей основе идеи этого «халифа без халифата» (так названа вышедшая в 1988 году книга исламоведа Александра Игнатенко, где изучались аль-Кардави и подобные ему деятели)?
У нас часто вспоминают о его фетве от 18 сентября 2010 года, где шейх «призывал наших братьев из числа чеченцев к оставлению оружия и к участию в возрождении их нации и восстановлении их Родины», заявляя, что «тот путь насилия, который мы видим сейчас и который видят люди, поистине не имеет никакого отношения ни к букве шариата, ни к его духу». Однако эта фетва появилась лишь тогда, когда бандформирования в Чечне уже были разгромлены, а в разгар военных действий на Кавказе аль-Кардави издавал совсем другие постановления. Так, в своей известной фетве от 19 февраля 2000 года (еще раз подтвержденной им 19 апреля 2004 года на сайте IslamOnline.Net) шейх заявлял, что «нет сомнений, что чеченцы ведут борьбу в защиту своей земли, чести и религии, и, следовательно, они делают один из лучших видов джихада на пути Аллаха... мы уверены, что Аллах Всемогущий поможет им обратить врага в бегство, добиться победы и господства в их землях».
А как он видит будущее ислама в Европе? В своей фетве, опубликованной на сайте IslamOnline.Net 6 декабря 2002 года, шейх говорил: «Пророка Мухаммеда спросили: «Какой город первым будет завоеван мусульманами – Константинополь или Рим? Тот ответил: «Константинополь будет завоеван первым». Константинополь был завоеван в 1453 году османским султаном Мехмедом, вошедшим в историю как Мехмед Завоеватель. Другой город, Рим, еще остается... ислам возвратится в Европу как завоеватель и победитель, будучи выбитым из нее дважды – один раз с ее южных рубежей, из Андалусии, и второй раз с ее восточных рубежей, когда он несколько раз стучался в ворота Афин». Впрочем, в этом аль-Кардави лишь повторяет своего учителя имама аль-Банна, ставившего целью «Братьев-мусульман» восстановление халифата: «Мы стремимся, чтобы исламский флаг вновь гордо затрепетал над теми землями, которым повезло было быть исламскими в определенный период времени и где голос муэдзина прославлял Аллаха. Андалусия, Сицилия, Балканы, берега Южной Италии, так же как острова Средиземноморья, являются теми землями которые должны быть возвращены Исламу. Средиземное и Красное моря должны вновь стать мусульманскими морями, какими они когда-то были... Наша обязанность – вновь вернуть мусульманской империи ее славу».
Аль-Кардави лишь модернизирует методы того, как надлежит это сделать. Выступая 24 января 1999 года на «Аль-Джазире», он говорил, что «завоевание не должно обязательно проводиться мечом... возможно, следующее завоевание, по воле Аллаха, будет посредством проповеди и идеологии». «Мы завоюем эти земли без армий. Мы хотим иметь армию проповедников и учителей, которые представят ислам на всех языках и на всех диалектах», – ставил задачу своим последователям в Европе «всемирный муфтий».
30 января 2009 года шейх заявил в эфире «Аль-Джазиры», что «на протяжении истории Аллах насылал на евреев тех, кто наказывал их за продажность. В последний раз наказание исполнил Гитлер... Да будет на то воля Аллаха, в следующий раз наказание будет исполнено верующими» мусульманами. (Аль-Банна также восхищался фюрером Третьего рейха, своим современником, и приводил в пример арабам нацистский режим.)
Вернувшись в Каир, в своей проповеди 18 февраля с.г. на площади Тахрир шейх призвал революционную толпу открыть границу с Газой, отвоевать Иерусалим и всем вместе совершить молитву в мечети Аль-Акса. Ответом ему был мощный крик поддержки из глоток «миллионов шахидов», как поспешили назвать себя собравшиеся на площади революционеры.
Наталья Анатольевна Иванова
Источник: "НГ-Религии"