Два августовских опроса американцев, проведенные один – Исследовательским центром Пью (Pew Forum on Religion and Public Life), второй – журналом "Тайм", показали, что, соответственно, 18 % и 24 % опрошенных твердо уверены, что президент США Барак Хусейн Обама Второй – мусульманин. Пресса, особенно консервативная, сделав небольшую натяжку, сообщила, что каждый четвертый американец считает своего президента мусульманином. В результате пресс-служба Белого дома вынуждена была оправдываться. Она сделала официальное заявление о том, что президент, что должно быть всем очевидно, – христианин.
Это, однако, очевидно, не всем. Согласно мусульманскому закону, сын наследует религию отца и, стало быть, Барак Обама Второй наследовал религию отца – Барака Обамы Старшего – ислам. Живя в Джакарте, маленький Барак числился в школьных документах мусульманином, изучал Коран и много лет спустя, уже в качестве претендента на Белый дом, рассказал журналистам, что одно из самых милых его сердцу воспоминаний детства и юности – голос муллы в предрассветной тишине индонезийского утра.
Но избирался на президентский пост Обама как христианин, о чем свидетельствовал скандал, связанный с расистскими и антиамериканскими выступлениями чикагского проповедника-кандидата преподобного Джеремайи Райта. Каким бы ни был сам проповедник, одно было неоспоримо – кандидат посещал его молитвенный дом в течение двух десятков лет, и этот дом был протестантской церковью.
Джеремайя Райт отнюдь не проповедовал Евангелие Христово в том виде, в каком оно знакомо миллионам американских протестантов. Райт – адепт радикальной теологии Освобождения чернокожих (Black Liberation), задачей которой является не спасение душ афро-американцев, а их освобождение от расового и социального угнетения. В этом плане движение "Освобождение чернокожих" работает на том же поле, что и радикальные Нация ислама и Черные пантеры. Религия для них – объединительный механизм в решении социально-политических задач.
Сложно утверждать, что все участники опроса, проведенного исследовательским центром Пью и журналом "Тайм", вдаются в такие теологические тонкости. Президент Обама дает им более понятные поводы для формирования мнения о своем вероисповедании. Данные опросов прозвучали сразу же после того, как на встрече с представителями мусульманской общины в Белом доме (по случаю начала Рамадана) президент поддержал идею строительства мечети на Граунд-Зиро (месте взорванных в 2001 г. башен-близнецов в Нью-Йорке). Напомним, что против строительства мечети в этом районе выступает больше 60 % нью-йоркцев и больше 70 % американцев. Тут же у многих всплыли в памяти извинения президента Обамы перед мусульманским миром за прежние "грехи" Америки. И подлил масла в огонь демонстративный отказ президента защищать национальные границы и национальные интересы, о чем можно судить по иску, вчиненному министерством юстиции США Аризоне. Легислатура этого штата приняла закон, направленный на сдерживание нелегальной иммиграции. Через Аризону в страну течет беспрерывный поток нароктиков из Мексики, а некоторые участки границы пересекает до миллиона человек в год. В этом потоке могут быть не только сезонные рабочие и наркодиллеры, но и мусульманские экстремисты. Из многих источников сегодня известно, что "Хизболла" располагает тренировочными лагерями в Латинской Америке. Вне контекста вашингтонских политических шахмат, нежелание Обамы укрепить южную границу выглядит проявлением его "антиамериканизма". А поскольку антиамериканизм в сознании миллионов американцев ассоциируется прежде всего с мусульманским экстремизмом, каждый четвертый американец видит в Обаме мусульманина.
Тут следует оговориться: я не сомневаюсь, что какая-то часть опрошенных заявила, что их президент мусульманин, в шутку. Но, тем не менее, и в сознании этих людей стоит знак равенства между словами "мусульманин" и "враг".
Вадим Ярмолинец, Нью-Йорк,
Источник: "Портал-Credo.Ru "
* * *
Планы возвести мечеть на месте терактов 11 сентября раскололи ньюйоркцев
На нью-йоркском Манхэттене одновременно прошли две демонстрации: одна – в поддержку строительства исламского центра и мечети вблизи разрушенных терактами 11 сентября 2001 года башен-близнецов Всемирного торгового центра, другая – против. Проект призван сплотить американское общество, однако полиции пришлось разделять разгоряченных оппонентов заграждениями.
«Скажем мечети – нет!» – гласили плакаты противников строительства исламского центра неподалеку от Ground Zero – места терактов. Их собралось заметно больше, чем сторонников этого проекта, да и вели себя они куда более шумно.
Впрочем, в разгоревшейся войне лозунгов активно участвовали обе стороны. На одном из плакатов было написано: «Все, что я хотел узнать об исламе, мне стало ясно 11 сентября». Противники возведения мечети размахивали звездно-полосатыми флагами, а из установленных ими динамиков разносилась песня Брюса Спрингстина «Рожденный в США». «Фашисты, убирайтесь домой!» – отвечали сторонники проекта. Их кричалкой стала: «Что б ни сказали изуверы, мы защитим свободу веры!»
Словесные баталии чуть было не переросли в реальные столкновения. К счастью, дело ограничилось легкими взаимными тычками, а полиция разделила разбушевавшихся активистов. Поскольку до серьезного насилия дело не дошло, стражи порядка решили никого не арестовывать. Противники строительства мечети «продержались» дольше сторонников – никак не хотели расходиться.
Митинги закончились, а вот политические дебаты по этому поводу продолжаются. Так, губернатор штата Нью-Йорк Дэвид Паттерсон предложил перенести место строительства общественного центра подальше от Ground Zero. Впрочем, у городских властей иное мнение – мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг одобрил проект. Кстати, минарета на Манхэттене не появится – речь идет просто о 13-этажном здании, где будут конференц-залы, помещения для встреч и даже бассейн.
В общественном центре устроят и место для молитвы, однако никаких внешних признаков мечети не предусмотрено. Это не останавливает критиков проекта – они собираются обратиться в суд, чтобы воспрепятствовать его возведению. Дело дошло до того, что некоторые строители дают торжественное обещание не работать на том объекте. А горячие головы на митингах не исключают и возможности подрыва мечети.
Ранее свою точку зрения озвучил президент США Барак Обама: «Я считаю, что мусульмане имеют право совершать свои религиозные обряды, как и все граждане страны. Это включает право на строительство мечети и общественного центра на территории частного владения на Манхэттене». Это смелое заявление – согласно проведенному журналом «Тайм» опросу, свыше 70 процентов американцев считают, что строительство этого мусульманского центра стоимостью 100 тысяч долларов может оскорбить память жертв терактов 11 сентября.
Советник Обамы во время президентской кампании Дэвид Плафф написал недавно, что его бывший босс «не заботится о переизбрании на следующий срок». Речь шла о поступках президента вообще, однако принципиальность главы государства именно в этом вопросе может дорого обойтись его партии. И весьма скоро. Демократам предстоит жаркая осень – в ноябре пройдут промежуточные выборы части конгресса и губернаторов. А значит, политикам придется давать ответ избирателям за действия своего лидера. Недаром, как уже писали «Известия», лидер большинства в сенате Гарри Рид выступил против позиции президента-однопартийца и предложил строить мечеть где-нибудь в другом месте. Сам хозяин Белого дома настаивает: речь идет прежде всего о соблюдении Основного закона США, гарантирующего свободу вероисповедания. Недаром Обама ранее преподавал конституционное право.
КАК ВАМ ЭТО?
Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»:
– Эти события – сугубо внутриполитический спор, который приобретает предвыборный характер. При этом, конечно, шум вокруг них не может остаться незамеченным в исламских странах. Примирение и улучшение отношений с мусульманами – как в США, так и по всему миру – было одной из целей Барака Обамы. Как минимум две из его программных речей – в Египте и Турции – были направлены именно на то, чтобы избавиться от негативного наследия прежней администрации в отношениях с исламским миром. Тогда же были и жесты в адрес Тегерана – знаменитые слова Обамы о готовности протянуть руку Ирану. В принципе, из этого мало что получилось. Качественного изменения отношения мусульманского мира к Соединенным Штатам не произошло. К Обаме – да, к нему относятся позитивно. И его поддержка строительства мечети в районе Ground Zero улучшит отношение к нему лично. Однако споры вокруг этой идеи показали, что в Америке очень сложное восприятие всего, что связано и с 11 сентября, и с мусульманами. В арабском мире это будет воспринято как подтверждение: Обама – человек, конечно, хороший, но изменить менталитет Америки он не может.
Василий Воропаев
Источник: "Известия "