В Санкт-Петербурге при организации «Исламский правозащитный центр» на этой неделе открылся Шариатский суд для мусульман, который будет выносить решения по морально-этическим вопросам, а его постановления будут иметь рекомендательный характер. Суд создан религиозной организацией «Аль-Фатх».
Первым на данное событие отреагировало Региональное духовное управление мусульман Санкт-Петербурга в лице зампредседателя Равиля Пончаева, который обвинил организацию «Аль-Фатх» в шарлатанстве. Затем высказался представитель Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР) в Петербурге и Ленобласти Мунир Беюсов, заявив, что Шариатский суд на территории России некорректен.
Данная инициатива вызвала много шума не только в мусульманских кругах. «Пишущей братии» удалось достучаться даже до российских парламентариев, которые в один голос назвали новую инициативу антиконституционной.
В недоумении от истерии в СМИ остался сам инициатор создания Шариатского суда – глава организации «Аль-Фатх» Джамалиддин Махмутов.
«Суд будет рассматривать морально-этические аспекты жизни мусульман – семейные отношения, например, личностные споры, – рассказал нам глава организации Д. Махмутов. – Никаких карательных мер судом предприниматься не будет. Мы будем давать только рекомендации в соответствии с морально-этическими нормами». Председатель организации «Аль-Фатх» уверен, никакого противоречия российскому законодательству в создании Шариатского суда нет.
«Естественно, никто не собирается рассматривать в суде какие-либо тяжкие преступления – имущественные, хозяйственные споры и уж, тем более, уголовные дела. Наша задача – всего лишь примирить две стороны, втянутые в той или иной мелкий семейный или межличностный конфликт. Слово «хукм» (суд) означает мудрость, рассуждение. Примирить людей по справедливости – это прямая обязанность мусульманской общины. Такие суды существовали в дореволюционное время и являются мусульманской традицией», – говорит Махмутов.
Руководитель «Аль-Фатх» считает, что истерия в СМИ вокруг создания Шариатского суда вызвана тем, что в российском обществе слово Шариат воспринимается негативно и ассоциируется с войной и насилием.
«Ведь есть церковный суд, и почему-то никто не высказывается в его отношении негативно. Был же в советское время товарищеский суд чести. На Пятом канале транслируется передача «Суд истории», во время которой судят исторических личностей. Важно понять цели и направления работы создания Шариатского суда. Это не карательный орган. Мы прекрасно понимаем, что живем в светском российском государстве и соблюдаем законы нашей страны. В нашем центре работают не только ученые-богословы, но и юристы, прекрасно понимающие, какие дела подлежат рассмотрению только государственными судами», – говорит он.
Д. Махмутов считает, что Шариатский суд – это часть мусульманского наследия, и примирение людей на основе Божественного суда только улучшит морально-этические отношения в обществе.
Мы спросили Д. Махмутова, почему же тогда первая критика в адрес создателей такого суда, являющегося, по его мнению, наследием мусульман, посыпалась со стороны представителей мусульманских организаций Санкт-Петербурга. «Я думаю, что эта критика связана, прежде всего, с их негативным отношением ко мне лично, а не к данной инициативе», – заключил руководитель «Аль-Фатх».
Между тем, большинство опрошенных одним из российских информагентств представителей Русской православной церкви не увидели в данной инициативе ничего антиконституционного и заявили, что «подобные учреждения, занимающиеся решением имеющих свою специфику в каждой религии вопросов нравственного характера, займут достойное место в жизни общества».
Они сослались на опыт Русской православной церкви, которая также имеет Церковный суд, рассматривающий те или иные нарушения в каноническом, дисциплинарном строе внутрицерковной жизни. По мнению представителей РПЦ, решения Церковного, как и появившегося Шариатского суда, не противоречат существующему законодательству, т. к. оба они рассматривают специфические вопросы религиозно-духовного содержания.
Такого же мнения придерживается доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права Государственного университета – Высшей школы экономики Леонид Сюкияйнен. Он считает, что как общественный институт, направленный на помощь людям в решении их споров и проблем, такой суд вполне может существовать. По словам видного эксперта, создание Шариатского суда является важным шагом в культурно-политическом отношении, и в нем нет ничего предосудительного
Комментарий эксперта
Руслан Курбанов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат политических наук:
Суды, которые разрешают между верующими гражданские дела на основе религиозного права, не являются чем-то необычным. Они существуют в Британии, Израиле, Канаде и даже в России. К примеру, в самом центре российской столицы при Московской хоральной синагоге существует суд Раввината – иудейский аналог Шариатского суда.
Круг вопросов, рассматриваемых данным судом, достаточно широк. При нем, к примеру, существует Отдел кашрута, занимающийся вопросами кошерности пищи. Распространяет он свою юрисдикцию и на семейные, и социальные вопросы. К примеру, Раввинский суд рассматривает заявления от людей, которые желают подтвердить свою национальность в качестве евреев.
Кроме того, иудейская община с помощью раввинского суда СНГ строго следит и за вопросами соответствия захоронения умерших по законам Галахи (иудейского аналога Шариата). Что касается семейных вопросов, то Раввинский суд Москвы консультирует иудеев по вопросам чистоты семейной жизни (таарат мишпаха). Но, этот суд, естественно, не уполномочен выносить приговоры по уголовным делам и не дублирует государственных органов.
Кроме того, в российской столице в этом году впервые прошло заседание церковного суда. Церковный суд был учрежден РПЦ два года назад на Архиерейском соборе. А в течение двух лет с момента его учреждения отлаживалась деятельность местных епархиальных судов.
Как известно, Устав РПЦ от 2000 года запрещает «должностным лицам и сотрудникам канонических подразделений, а также клирикам и мирянам обращаться в органы государственной власти и в гражданский суд по вопросам, относящимся к внутрицерковной жизни».
Согласно положению о церковном суде, перечень правонарушений включает пять категорий дел. В частности, дела по церковным правонарушениям против веры; против ближнего и христианской нравственности; против правил о монашестве; против иерархического порядка и, соответственно, против пастырской службы. Апелляционной инстанцией является Архиерейский Собор. В период между Соборами эта власть осуществляется Священным Синодом во главе с Патриархом Московским и всея Руси.
Что касается мусульман, то в нашей стране, согласно российскому законодательству, они могут прибегать в решении возникших между ними споров к Шариату, и на это не существует никаких юридических запретов. Это возможно по следующей правовой схеме: граждане России по обоюдному согласию имеют право на досудебное решение собственных дел в рамках примирительного правосудия.
А по каким договоренностям и нормам граждане решают свои дела в рамках примирительного досудебного рассмотрения дел – по российскому закону, по адату или по шариатским нормам – это их личное право. Лишь бы решение удовлетворяло самих обратившихся к помощи примирительного правосудия, не выходило за рамки российского законодательства и лишь бы сами стороны готовы были исполнять вынесенное решение.
Но в рамках этих процедур возможно разрешать только бытовые и гражданские дела. Выносить приговоры по уголовным делам в рамках этих процедур по российскому закону нельзя. Но это именно то, что имел в виду Джамалетдин Махмутов в своем заявлении об открытии Шариатского суда при «Исламском правозащитном центре» в Петербурге: «Судебные решения юридической силы не имеют. Шариатский суд – это суд чести. Наказания типа избиения плетью или камнями не предусматриваются. Мы лишь даем советы, как себя правильно вести с точки зрения Корана».
Подобные суды в России могли бы помогать мусульманам в соблюдении норм Шариата в вопросах дозволенности той или иной пищи, дозволенности того или иного вида заработка, соблюдения предписаний Ислама при рождении, бракосочетании, разводе, погребении, правил пользования банковскими услугами, в разрешении семейных, имущественных и иных гражданских споров.
Что меня удивляет, так это почему подобные суды, могущие разрешать дела мусульман на основе шариатских норм, не были до сих пор созданы при российских муфтиятах, если российское законодательство полностью этому благоприятствует?
Алина Аджиева
Источник: "Ислам.Ру "