В Дагестане убит протестантский проповедник. Епископ Церкви христиан веры евангельской-пятидесятников «Осанна» Артур Сулейманов был застрелен 16 июля при выходе из молитвенного дома в Махачкале. И это лишь последний случай из череды печальных происшествий, связанных с деятельностью российских протестантов. 3 июля в дагестанском Каспийске пытались взорвать здание церкви Адвентистов седьмого дня. Тогда от действий двух взрывных устройств никто не пострадал. 13 июля в Москве были избиты трое миссионеров евангельской Церкви «Исход», раздававшие на одном из продовольственных рынков визитки с координатами реабилитационного центра для наркозависимых. По одной из версий, инициаторами нападения на проповедников стали представители местного наркобизнеса.
Насильственные действия в отношении представителей протестантских Церквей связаны прежде всего с их чрезвычайно активной проповеднической деятельностью. Поток иностранных миссионеров в начале 1990-х годов привел к тому, что число протестантских организаций в России стало стремительно увеличиваться. В частности, по сведениям заместителя председателя Экспертного совета по государственной религиоведческой экспертизе при Минюсте России Романа Силантьева, к лидерам по количеству протестантских организаций сегодня можно отнести многие регионы Урала, Сибири, Дальнего Востока. Только в первой десятке самых «протестантских» регионов (не считая Москву и Санкт-Петербург) им принадлежит половина позиций. Так, в азиатской части России протестанты наиболее многочисленны в Приморском (154 организации) и Красноярском (111) краях, Иркутской (97) и Свердловской (94) областях, Хабаровском крае (93). В настоящий момент наибольшее распространение получает пятидесятничество, особенно харизматические Церкви в русле этого религиозного течения. Конечно, проповедники протестантского вероучения встречают в названных регионах не такой ожесточенный отпор, как на Северном Кавказе, где, к слову, количество евангельских общин сравнительно мало.
«За последние 20 лет Евангельская Церковь закрепила свои позиции в обществе, – считает начальствующий епископ Российской Церкви христиан веры евангельской и глава ее Пермского епархиального управления Эдуард Грабовенко. – Ее особенная динамика на Дальнем Востоке связана с меньшим влиянием других религиозных традиций, с работоспособностью протестантских Церквей, их востребованностью. Среди чиновников я даже слышал разговоры о признании протестантизма доминирующей религией, хотя, конечно, в ближайшее время этого не произойдет». По словам епископа Уральского региона (РОСХВЕ) Виктора Судакова, «на Урале сейчас нет такого увеличения численности протестантских Церквей, как в 1990-е годы, но тем не менее рост сохраняется. Он связан с тем, что сама идея протестантского движения очень соответствует тем целям и потребностям, которые есть у современных людей, например, в связи с бизнесом».
Протестантские общины набирают популярность не в последнюю очередь благодаря социальному служению в детских домах, исправительных учреждениях, реабилитационных центрах. «В целом эта сфера должна быть приоритетом государства, – говорит Судаков, – но, к сожалению, сейчас это плохо реализуется. Поэтому работа протестантов в этом направлении очень востребована, она будет увеличиваться, и через нее будет расти и доля влияния протестантских общин в нашей стране».
Говоря об отношениях с Русской Православной Церковью, пасторы утверждают, что открытой конкуренции между протестантскими и православными общинами нет. Однако, по словам Эдуарда Грабовенко, «часто любые мероприятия протестантов воспринимаются болезненно. К подозрительному отношению протестантам вообще не привыкать, стоит только вспомнить их притеснения в советское время». Устойчивые предрассудки в отношении протестантских Церквей нередко становятся причиной их противостояния и с государственными структурами. Здесь, как считает начальствующий епископ, все зависит от конкретного региона.
Помимо социальной работы протестанты по-прежнему развивают миссионерское служение. На Дальнем Востоке и в Сибири растет миссия среди коренных народов, создается множество национальных приходов, например, китайские общины в Приморском и Хабаровском краях. Кроме того, российские протестантские Церкви уже давно вышли за пределы страны, миссионеры ведут работу в Средней Азии и в Китае. «Я был поражен, когда один из баптистских проповедников сказал, что они развивают миссию во Вьетнаме, – рассказывает известный церковный публицист, сторонник активной проповеди православия протодиакон Андрей Кураев. – И база этой миссии – именно в России». По словам Кураева, протестантская методика подобного миссионерства за рубежом хорошо известна: «Чтобы человек скорее интегрировался в общину, нужно от имени Церкви дать ему поручение, лучше всего миссионерское, и еще лучше послать его дальше, к следующему народу. И тогда из-за такой скорости перемен он окажется более восприимчивым к той доктрине, которую обращают к нему, будет воспринимать себя уже не как объект, на который направлена миссионерская акция, а как ее участник, выступающий с активной позицией. А до сути доктрины доберется уже в процессе», – заключил протодиакон Кураев.
То, что распространение протестантской проповеди очень беспокоит Русскую Православную Церковь, вполне естественно. Сама РПЦ значительными миссионерскими успехами за Уралом похвастать не может, хотя Андрей Кураев и убежден, что «вся страна в равной мере нуждается в православной миссии». Очевидно, что деятельность протестантских организаций и дальше будет предметом споров: их чрезвычайная энергичность, причем на географической периферии страны, слишком заметна. Особенно на общем фоне вялотекущего процесса восстановления религиозной жизни и социальной работы в российской провинции. «Протестантские Церкви будут востребованы в будущем, – уверен начальствующий епископ Эдуард Грабовенко. – И в нашей многоконфессиональной стране протестант имеет свое лицо, свою позицию. Сейчас это уже состоявшийся факт».
Елена Демидова
Источник: "НГ-Религии"