Аргентина стала первой латиноамериканской страной, которая легализировала однополые браки. 15 июля 2010 года Сенат внёс поправки в Гражданский кодекс, и теперь формулировка «мужчина и женщина» в отношении брачующихся сменилась на «пару», что исключает привязку к полу. Сенат принял решение 33 голосами против 27 и 3 воздержавшихся, сообщает «Guardian».
Естественно, что главным оппонентом принятия данной поправки стала католическая церковь, которая провела акции протеста, конференции, организовала кампанию за отказ от закона о гомосексуальных браках. Возглавил кампанию кардинал Хорхе Марио Бергольо, заявивший, что дети должны иметь право воспитываться отцом и матерью. Кстати, что касается последнего, то право усыновлять детей уже предоставлено гомосексуальным парам Уругвая, несмотря на то, что вступать в законный брак им запрещено. Противоположная картина наблюдается в Мехико – по сообщению ВВС, жителям столицы Мексики позволено вступать в однополые браки, но запрещено брать на воспитание детей.
Как уже было сказано, голоса сенаторов разделились почти поровну, и принятию нововведения предшествовали четырнадцатичасовые дебаты, на протяжении которых многолюдные демонстрации сторонников и противников однополых союзов ожидали вердикта под стенами Сената. Законодатели разделились на тех, кто отстаивал мысль о непременном участии мужчины и женщины в создании семьи, и тех, кто отстаивал право гомосексуалистов иметь возможность заключать брачные союзы наравне с другими гражданами Аргентины. Аргументацию последней стороны выразил сенатор Герардо Моралес (Gerardo Morales), утверждая, что принятие закона может исправить «ситуацию беззакония и дискриминации в отношении сектора аргентинского общества, который поистине не имеет гарантий равных прав, утверждённых Конституцией». Совершенно другого мнения сенатор Хуан Перес Алсина (Juan Pérez Alsina), которому принадлежат слова: «Брак между мужчиной и женщиной существовал веками, и является сущностно важным для продолжения рода». Стоит отметить, что сторонников введения однополых браков поддержала президент Аргентины Кристина Фернандес де Киршнер (Cristina Fernández de Kirchner).
Не считая политических последствий, которые может повлечь за собою принятие закона об однополых браках, можно отметить, что сложившаяся ситуация продемонстрировала ослабление позиций церкви в традиционно прокатолически ориентированном регионе, которым считается Латинская Америка. Как отмечает профессор религиоведения Международного университета Флориды Анна Мария Байдгейн (Ana Maria Bidegain), «церковь, несомненно, утратила своё присутствие и влияние в политических вопросах, что является частью процесса секуляризации». «Люди продолжают оставаться католиками и они до сих пор верят в основные положения, но они больше не соглашаются с тем, что церковь говорит относительно морали», – цитирует её Эдуардо Гарсиа в своей статье «Gay law in Argentina signals waning Catholic power». Показательно, что католическую инициативу поддержали представители других христианских церквей Аргентины, но даже объединёнными силами не удалось достичь победы над секулярными настроениями в политикуме.
Солёное озеро против «Мёртвого моря»
События в Аргентине вызвали широкий резонанс в других странах Латинской Америки и за пределами региона. Например, из США прозвучали голоса поддержки не только от католической церкви, но и от других религиозных организаций. Так, представители Церкви Иисуса Христа святых последних дней выразили принципиальное неприятие гомосексуальных браков, что было зафиксировано в специальном послании членам церкви в Аргентине. Письмо за подписью президента церкви Томаса С. Монсона (Thomas S. Monson) было направлено 6 июля. «Доктрина Церкви Иисуса Христа святых последних дней абсолютно прозрачна, – сказано в письме, – брак должен быть между мужчиной и женщиной, и так заповедано Богом». Численность представителей этого направления в Аргентине – порядка 370 тысяч. Церковь уже несколько лет борется против введения однополых браков на территории США, имея за плечами крупные акции протеста в Калифорнии несколько лет назад, но до сих пор её политическая активность в этом направлении не выходила за пределы Соединённых штатов. Кстати, формулировка, с которой церковь обращалась к Верховному суду Калифорнии, почти повторена в обращении к аргентинским прихожанам. Как отмечает историк Майкл Куин (Michael Quinn), письмо аргентинским адептам стало первым международным прецедентом борьбы ЦИХСПД против однополых браков, несмотря на то, что она представлена более чем в 170 странах, включая и те, где уже закреплено право гомосексуальных пар регистрировать свои отношения.
Напомним, что в число этих государств входят Нидерланды, Бельгия, Испания, Канада, ЮАР, Норвегия, Швеция, Португалия, Исландия (последние две приняли соответствующие законы в этом году) и др. Также регистрация однополых браков разрешена в некоторых административных единицах США – Калифорнии, Вашингтоне.
Что касается американских католиков, то они также активно поддержали начинание братьев по вере. Конференция католических епископов США в контексте принятия аргентинского закона опубликовала обращение, в котором отмечалось следующее: «Супружество – союз между мужчиной и женщиной – таково единственное и неизменное установление. Обязанность нашего общества защитить его. Ничто не сравнится с единственным и вечным союзом между супругом и супругой». Также обращение американского епископата связано с событиями вокруг решения Верховного суда Массачусетса, отказавшегося принять подобное утверждение в законодательстве штата о браке.
Единство лютеран под угрозой
Некоторое время назад на Religo.ru сообщалось о прошедших в июне заседаниях Генерального синода Англиканской церкви Канады, большое внимание на которых было уделено проблемам гомосексуализма, возможности венчания однополых пар и т.д. 20-27 июля в Штутгарте проходят заседания Всемирной лютеранской федерации, на которых также были подняты вопросы однополых браков.
В среду, 21 июля, архиепископ Марк Хэнсон (Mark Hanson), открывший ассамблею в качестве Президента ВЛФ, заявил, что сейчас не время наращивать экспансию лютеранства в мире, и нужно сосредоточиться над поиском единства внутри церкви. Заявление Хэнсона, который также возглавляет Евангелическо-лютеранскую церковь Америки, А. Серфонтайн (Anli Serfontein) связывает с нарастающим конфликтом между африканскими лютеранами, противящимися однополым бракам, и лютеранами Северного полушария, настроенными более либерально. Стоит отметить, что недавно перешагнувшая за порог в 70 млн. членов Всемирная лютеранская федерация в последнее время расширяется прежде всего за счёт африканских и азиатских государств. За последний год численность прихожан ВЛФ выросла на 1,6 млн. человек, и если первое место по количеству адептов пока удерживает Церковь Швеции, то на втором месте сейчас находится Евангелическо-лютеранская церковь Танзании, а на третьем – Эфиопская евангелическая церковь Мекане Йесус.
Не удивительно, что конфликт между северным и южным восприятием сексуальности может причинить большой ущерб единству лютеран. Стоит дождаться результатов ассамблеи, но можно предположить уже сейчас, что участники приложат максимум усилий к тому, чтобы решить проблему разногласий по этому вопросу.
Обобщая ситуацию в разных христианских направлениях, можно отметить, что вопросы сексуальности, в том числе – гомосексуальности, однополых браков, отношения пола и священства сейчас находятся на острие церковной политики и лютеран, и кнгликан, и католиков, и других христианских конфессий и деноминаций. Каждое направление ставит вопросы по-разному, что даёт совершенно разные ответы – если для Церкви Англии стоит вопрос о женском епископате, то для Епископальной церкви США епископ-женщина уже не является чем-то сверхординарным, независимо от сексуальной ориентации. С другой стороны, католическая церковь только пересматривает отношение к проявлениям сексуальности со стороны клира, в связи с недавними скандальными делами о педофилии.
Таким образом, нельзя говорить о единстве христианских церквей в регулировании вопросов сексуальности, но тот факт, что вопрос пола в разных ипостасях стоит перед разными церквями и требует разрешения, – несомненен.
Руслан Халиков
Источник: "RELIGO "