В Москве состоялся 17-й Всемирный Трансперсональный Конгресс «Революция сознания: трансперсональные открытия, которые меняют мир», одно из самых амбициозных и необычных событий в культурной жизни столицы.
В 60-х годах ХХ века, спустя чуть более десятка лет после открытия А. Хоффманом ЛСД, на мир обрушилась психоделическая революция, сопровождавшаяся расцветом движения контркультур и всплеском интереса к восточной и традиционной духовности. Тогда широким массам оказался доступен легкий способ достижения мистического опыта вне религиозных предписаний. Одновременно в психологии в результате недовольства одномерностью главенствующих в то время направлений – бихевиоризма и психоанализа Фрейда, появилась гуманистическая психология, нацеленная на исследование человека в его целостности, на работу с эмоциями и телом. Она же породила множество переживательных терапий. Впрочем, основатели гуманистической психологии Абрахам Маслоу, Энтони Сутич остались неудовлетворенны своим детищем – из сферы научного внимания выпала важная составляющая человеческой психики – ее духовное измерение.
Одновременно Станислав Гроф в результате исследований, проведенных на основе ЛСД-терапии раковых больных, создал расширенную карту психики, включив в нее, помимо фрейдовского бессознательного, перинатальный (связанный с опытом рождения) и трансперсональный (надличностный, включающий области юнговского коллективного бессознательного) уровни.
А в 1967 году ученые объединились и основали трансперсональное направление в психологии, нацеленное на исследование, помимо всего прочего, измененных состояний сознания. Вскоре использование ЛСД во всех сферах, включая науку, подпало под запрет в результате массового злоупотребления этим психотропным веществом. Тогда Станислав Гроф и его жена Кристина нашли выход, разработав технику холотропного дыхания – легальную альтернативу ЛСД и эффективный метод психотерапии. Они же создали МАТП (Международную Ассоциацию Трансперсональной Психологии) – организацию, занимающуюся распространением трансперсонального дискурса за пределы психологии. С 1979 года она организует всемирные конгрессы, к участию в которых, помимо трансперсональных психологов, традиционно приглашаются представители самого разного рода знаний – от ученых до шаманов.
Нынешний Конгресс не стал исключением. Участникам предложили насыщенную пятидневную программу, состоящую из вереницы лекций и мастер-классов ведущих специалистов в области психотерапии (С.Грофа, В. Макарова, В. Майкова, В. Баскакова, И. Зингерман), мировых духовных традиций (брат Дэвид Стайндлер-Раст, К. Сингх, Б. Виногродский, С. Хоружий и пр.), экономики (Б. Лиетар), физики (А. Госвами) и пр. Одновременно проводилось до восьми выступлений, так что любознательной публике приходилось буквально разрываться между, скажем, желанием узнать что-то об афро-бразильском шаманизме (Б. Шассор) или его мексиканском аналоге (Ф. Бурзат), и стремлением, к примеру, присутствовать во время дискуссии С. Грофа и В. Степина по поводу «новой парадигмы в науке».
Впрочем, В. Степин на дискуссии не появился, как не появился и заявленный в программе О. Генисаретский. Православную сторону в беседе об исихазме представил психолог А. Гостев, научную – философ-религиовед С. Хоружий. А. Гостев предостерег о двух опасных, на его взгляд, тенденциях современности. Во-первых, о склонности к примитивизации и упрощенному пониманию православной мистической традиции исихазма, об опасности популяризации ее в качестве психотехники. Во-вторых, о стремлении практиков исихазма противопоставить свое внутреннее мистическое делание внешнему христианству. С. Хоружий, в свою очередь, поделился результатами последних исследований, в результате которых была обнаружена универсальная структура духовной практики. Б. Виногродский в лекции «Дао – путь без цели» и вовсе отказался от академизма, разыграв пантомиму с переменной озвучкой на китайском языке.
«Мы хотим привлечь внимание к единственной, бескровной и творческой революции сознания, понимая под революцией – решающую роль сознания в жизни людей», – пояснил Владимир Майков, руководитель российской Ассоциации Трансперсональной Психологии и Психотерапии (АТПП). Для воплощения задуманного организаторы Конгресса решились продемонстрировать холотропный (греч. – движение к целому) принцип в действии, преодолев в трансперсональном диалоге как внутренние границы науки, так и внешние барьеры, отделяющих науку от мира религии, творчества и повседневности.
Выступления сопровождали практические семинары по йоге в исполнении С. Соватски, С. Дороганич, Д. Беляева, В. Мишулиной, С. Наккаш и шаманизму под руководством С. Шмитца, П.Л. Латтуады, В. Сажиной. При этом все мероприятия были расцвечены визионерскими образами в исполнении Алекса и Элисон Грей, а также авторов с выставок из галереи Е. Врублевской. Грейи устроили презентацию, на которой рассказали о психоделических истоках своего творчества и мировоззрения.
В перерывах участникам предлагалось объединяться за круглыми столами в целях обсуждения волнующих тем. За одним из столов была произнесена фраза, довольно точно отразившая суть происходящего: «Кажется, они все говорят об одном и том же».
Действительно, главная идея Конгресса – необходимость психическо-духовной трансформации людей в целях разрешения глобальных проблем человечества – была озвучена не раз. Трансперсональные психологи рассказали об универсальном методе разрешения конфликтов, включая религиозные. По словам С. Грофа, независимо от изменений в политической и социальной ситуации на планете, в коллективном бессознательном остаются насилие и горе, и эти внутренние импульсы можно высвободить методом холотропного дыхания, во время которого всплывают и переживаются архетипичные видения и образы, возникающие спонтанно. По С. Грофу, коллективное бессознательное реально существует. Оно едино для всех, и потому люди, получившие к нему доступ в холотропных состояниях, могут не только пережить опыт целого, превосходящий их единичный опыт, но также в какой-то момент пережить опыт своего оппонента, что происходило не раз на сеансах холотропного дыхания.
«Трансперсональная психология дает новое понимание религии, – поясняет С. Гроф. – Холотропный метод выявляет онтологическую реальность визионерского опыта, составляющего начало и сердцевину каждой религии. Он един. Проблема в том, что религии считают свой визионерский опыт единственно правильным. И здесь коренится источник конфликтов».
При этом участники Конгресса разделяют понятия духовности и религиозности. По мнению Харриса Фридмана, действующего главы МАТП, духовность – это внутренний опыт, уникальный для каждого.
Религиозность является способом приближения к духовности. Каран Сингх высказался несколько иначе: религиозность предполагает горизонтальное взаимодействие между людьми, духовность – вертикальный поиск взаимодействия с божественным. Религия в современном мире, заключают участники, скорее разделяет, чем объединяет людей. «В религиозных войнах религия – только предлог», – комментирует с большей осторожностью брат Дэвид Стайндлер Раст. По мнению участников Конгресса, в настоящее время холотропный метод является действенным способом коммуникации между множеством подходов и учений, а также позволяет находящимся вне религии людям испытывать холотропные переживания. «Трансперсональная психология, – поясняет Каран Сингх, – позволяет сознательно углубить духовный опыт. Однако чрезмерное увлечение психодуховными практиками также может быть опасным». По мнению К. Сингха, в мире важно создавать условия для сохранения равновесия. В этом смысле трансперсональные переживания могут послужить прививкой от религиозного фанатизма и вражды.
Каран Сингх рассказал о четырех пунктах, соблюдение которых поможет человечеству выжить в условиях глобального кризиса. В первую очередь, необходима гармония между религиями, основанная на признании того факта, что к Богу лежит много путей. «Верх высокомерия со стороны какой-то религии претендовать на уникальное обладание истиной. Каждая религия считает свою версию наиболее сострадательной. Тем не менее, в мире остается множество религиозных конфликтов. Пока не будет мира между религиями – не будет мира на планете», – пояснил он. Вторым важным условием является новый тип организации мирового сообщества, движение к которому начато уже сейчас. К. Сингх имеет ввиду ситуацию, когда множество национальных государств будет заменено дюжиной региональных кластеров, образующих мировую федерацию. При этом над рыночными законами и потребительским отношением будут доминировать отношения семейные, с акцентом на взаимную поддержку и озабоченность экологическими проблемами Земли. Наконец, все эти условия смогут быть выполнены только в случае устранения бедности. Как говорится, сначала накормить голодных, а потом говорить о духе.
По признанию К. Сингха, в рамках возглавляемого им межрелигиозного движения происходят регулярные встречи, но при этом остается ощущение, что движение это происходит на периферии сознания. Схожее впечатление произвел и Конгресс, оставшийся вне поля зрения широкой публики, как кажется, все еще не готовой к раздвижению привычных рамок и стереотипов мышления.
Ирина Изотова
Источник: "RELIGO"