В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Простой и удобный джихад

«Священная борьба» активно влияет на социально-политическое содержание протекающих под ее оболочкой движений и часто скрывает истинные социально-политические силы, процессы и интересы. Из всех разновидностей джихада различные политические силы берут на вооружение те формы, которые более всего соответствуют их интересам в данном конкретном случае.

Политическая наука все чаще обращаемся к анализу воинственных лозунгов борьбы за веру, существующих в идейно-политическом арсенале каждой религии. Особенно актуально это положение для ислама, где джихад («джихад фи сабиль иллах» – араб., букв.: «усердствование на пути Аллаха») не просто призыв, а тщательно разработанная теологическая концепция. Но джихад – не только борьба за веру, это вооруженные и невооруженные действия. «Священная борьба» или «Борьба за веру» изучалась как востоковедением, так и светскими науками, философией, политологией.

Сегодня не приходится говорить о детальной разработке целостной военно-политической концепции ислама, особенно применительно к отечественной специфике, хотя изучение такой концепции весьма актуально для страны. Она широко используется в идейно-политической борьбе в ряде регионов. Концепция джихада в последнее время стала объектом все более активной теоретической работы духовенства, военных и политических деятелей исламских стран, усилилось использование джихада и в идеологическом воздействии на мусульман.

В понимании исламской военно-политической концепции в России сложились и устоялись некоторые ложные стереотипы, которые проникли в научную, публицистическую, учебную и художественную литературу. В целом данная тема, как впрочем и исламская проблематика вообще, остается вне рамок большинства серьезных исследований светских наук и не известна широкому кругу научной и педагогической общественности.

Как возникла военно-политическая концепция ислама? Какие условия и причины лежали в основе ее создания? Не совсем ясно, как соотносятся между собой военно-политическая концепция ислама и джихад: является ли джихад частью концепции с точки зрения светского исследования, или же джихад шире, если становиться на религиозную точку зрения?
По всей видимости, причина появления военно-политических вопросов в исламе заключалась в том, что исламская умма, многие мусульманские страны становились объектом военно-политического, экономического и идеологического вмешательства со стороны иностранных государств. Концепция джихада выполняла исторически противоречивые функции, была в основе внутренней и внешней политики различных сил и движений, стремившихся использовать ее в первую очередь для мобилизации мусульман на достижение определенных целей и для оправдания тех или иных акций.

В отечественной научной литературе джихад, как правило, рассматривается в контексте военно-политической истории ислама. Вплоть до середины XIX века в исламских исследований присутствовал в основном критический пафос, отсутствовал строго научный интерес, что вызывалось религиозной нетерпимостью, неприятием и пренебрежительным отношением к исламу, Корану и личности Мухаммада.

По признанию же зарубежных исламоведов, в общественном сознании Запада сложился и господствует стереотип мусульманина как воинственного фанатика, отождествлявшийся ранее с образом кровожадного турка, готового зарезать неверного, который не желает перейти в магометанскую веру, а в наши дни – с образом арабского террориста в военной форме, вооруженного автоматом Калашникова и готового убивать ни в чем не повинных еврейских и христианских женщин и детей.

Причины появления военно-политических взглядов и в целом концепции ислама лежат в причинах появления самого ислама. К внутренним причинам следует отнести низкий уровень производительных сил, кровное родство, отношения между кочевниками и оседлыми мекканцами и мединцами, арабами-язычниками и иудеями, имущими и неимущими, междоусобные войны и конфликты на почве экономических и других интересов, которые были нормальным явлением, образование племенных союзов, языческие верования (магия, анимализм, фетишизм, идолопоклонство и т. д.). К внешним причинам обычно относят захватнические войны со стороны Персии, Византии, Абиссинии, военные способы консолидации племен, формирование арабского национального самосознания.

К идейным основам джихада относится, в первую очередь, положения доисламских религий о необходимости бороться, воевать во имя своей веры с ее противниками. Как явствует из исламоведческой литературы, основатель ислама был хорошо знаком с учениями предшествующих религий, в том числе с иудейской и христианской. Преемственность исламского джихада с доисламскими идеями о борьбе за веру подтверждается и тем, что положения Корана, сунны и шариата о «священной борьбе» во многом напоминают, а порой и повторяют чуть ли не дословно тезисы о праве на насилие в отношении к иноверцам, содержавшееся в Библии и евангелиях.

Гносеологические корни джихада заключаются в особенностях сознания мусульман в отражении ими социальных противоречий как результата борьбы ислама и других религий в абсолютизации частых конфессиональных трений с иноверцами, особенно в период становления этой новой религии. В гносеологическом отношении не последнюю роль для становления джихада сыграли и особенности воздействия ислама на психику верующих, которых Мухаммад постоянно держал в напряжении перед неизменной, якобы стремлением противников этой религии к притеснению и даже физическому уничтожению мусульман.

Главной предпосылкой зарождения концепции «священной борьбы» и важнейшим фактором дальнейшей эволюции и изменения ее содержания выступают социальные корни джихада. Идеей борьбы против «неверных» предопределялась политической необходимостью защиты того социального единства, которое сложилось на основе новой религии. О главной роли социальной детерминированности джихада в системе всех условий и факторов его становления т развития убедительно свидетельствует теснейшая зависимость изменений в его содержании от конкретных исторических явлений в жизни и деятельности мусульманской общины на всех этапах существования данного догмата.

На первом этапе формирования ислама (начало VII – начало X) его доктрина являла собой преимущественно разрозненные и нередко противоречивые призывы, так как лидеры мусульманского движения ставили перед собой самые ближайшие социальные и идеологические цели. Идеологическое обоснование военных экспедиций не было системным, не отличалось стройностью и последовательностью. Ислам превратился в господствующую идеологию, когда из приближенных Мухаммада и высших военачальников образовалась привилегированная верхушка и выразился в отказе от родоплеменной общности в организации союзов в пользу надплеменной основы общности религии ее членов. В сложных исторических условиях новая государственность арабов могла быть образована лишь в процессе ряда межплеменных военных столкновений и внешней экспансии, например, на отражение захватнических притязаний соседних государств, а затем – на завоевание ряда территорий у них.

«Джихад» на арабском языке – «Старание», «усердие», «напряжение», «приложение усилий», лучше, пожалуй, перевести как «борьба», то есть предполагаются действия и невоенного характера: не только «джихад меча», но и «джихад сердца», «джихад языка», «джихад руки» и т. д. Коранические тексты и хадисы о джихаде весьма различны, порой противоречивы. Появление таких отличных друг от друга указаний о джихаде в Коране вполне закономерно: каждое из них вызывалось конкретными условиями жизни мусульманской общины и пророка Мухаммада. Все это дает почти неограниченную возможность толкования джихада, а, следовательно, и отношения к войне и миру.

В первоначальный период своей проповеди Мухаммад боролся за распространение ислама (то есть вел джихад) исключительно мирными средствами – проповедуя, увещевая, уговаривая, убеждая. «Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещеванием и препирайся с ними тем, что лучше» (16:125), – из этого аята и сейчас делается вывод о мирном характере ислама, и, значит, о предпочтении решать политические споры мирным путем.

Однако когда над молодой религией нависает опасность, когда мусульман гонят и преследуют и они вынуждены переселиться из Мекки в Медину – появляется новый подход: воевать можно, но только при определенных условиях – если надо обороняться. «Но не подлежит упреку те, которые защищаются после того, как они были обижены» (42:41).

В Мединский период, когда образовалась мусульманская община и Мухаммад стал главой теократического государства, осуществился и переход от мирных проповедей к насильственным методам распространения ислама не только среди язычников-арабов, но и нередко за пределами Аравии. Теперь положение первых мусульман зависело от решения их первого вождя Мухаммада: меканцев-идолопоклонников следует наказать – показать им силу новой религии, к тому же набеги на мекканские караваны помогали решить остро стоящие перед общиной материальные проблемы – и в Коране появляются положения, побуждающие мусульман вести войну с неверными вообще без всяких усилий. Так появляется «джихад ассайф» (джихад меча), который на практике осуществлялся зачастую лишь тогда, когда ему случалось совпадать с мирскими интересами мусульманских лидеров.

Теоретически мусульмане постоянно находились в состоянии джихада, а на практике на завоеванных землях мусульмане не всегда насаждали ислам, как принято думать, силой оружия. Выбор «меч или ислам» предлагался только язычникам. На монотеистов (христиане, иудеи) это не распространялось. Поэтому иноверцы большей частью добровольно принимали ислам, чтобы не платить подушную подать и некоторые другие налоги, взимавшиеся с немусульман.

Когда первая община аравийцев, принявшая новую веру, начинала после смерти создателя завоевывать новые территории, джихад становился знаменем победителей. Однако не борьба за веру подвигла на войну, а вполне земные цели, материальные соображения. А для этого нужно было завоевывать государства, не разрушая там ничего, оставляя в неприкосновенности жизни и имущества их населения, не нарушая привычный ход жизнедеятельности общества. В основе лежала тактика: заставить противника признать их власть на основе договора, платить дань и налоги, а взамен арабы будут их защищать.

История и современная политическая практика показывает, что из всех разновидностей джихада различные политические силы берут на вооружение те формы, которые более всего соответствуют их интересам в данном конкретном случае. Поэтому полного единства в толковании джихада у исламских религиозных и политических деятелей нет и быть не может в силу «размытости»социально-классовых и политических структур исламского региона и отдельных стран.

Некоторые современные правоведы подразделяют джихад по характеру на два вида: наступательный и оборонительный. Джихад наступательный был характерен для начального периода ислама, когда Мухаммад был послан Всевышним Аллахом сражаться с неверием и идолопоклонничеством, распространяя новую веру по всему миру. Однако, когда пророк начал доведение (таблиг) слова Господа и приступил к увещеванию (иршад) людей, язычники преступили к яростному сопротивлению. В этой ситуации пророк и мусульмане вынуждены были прибегнуть к оружию и сражению. «А если они нарушили свои клятвы после договора и поносили вашу религию, то сражайтесь с имамами неверия, – ведь нет клятв для них, может быть они удержаться? Разве вы не станете сражаться с людьми, которые нарушили свои клятвы и думали об изгнании посланника? Они начали с вами первый раз» (9:12-13).

Концепция оборонительного джихада вытекает из необходимости защиты мусульман и уммы в целом. Оборонительный джихад является одним из обязательных предписаний мусульман (ваджибат) и ведется любыми средствами при наличии следующих обстоятельств:
-нападение на мусульманскую страну с целью уничтожения ислама или принятия опасных мер в этом направлении;
агрессия одной мусульманской страны против другого мусульманского государства в случае, если агрессор отвергает призывы к перемирию;
-угроза, опасности мусульманам и национальным богатствам в целом: угроза исламской культуре, морали и нравственности, нападки и воспрепятствование доступа мусульман к ней, необходимость защиты слабых, если они -беспомощны защитить себя сами;
-распространение материализма, атеизма и других форм безбожия.

На последнем обстоятельстве есть смысл остановиться особо. По данному виду джихада мусульманам приписывается особо строгое выполнение обязанностей, иначе над мусульманами будут господствовать враги ислама, установив свою власть во всех сферах жизни: политическую, экономическую, культурную, военную, научную и т. д. Допустившие этот гнет будут подвергнуты в ссудный день мучительному наказанию, причем муки ада будут удвоены им за то, что они отвергли джихад с целью защиты мусульманской уммы от этого угнетения.

Известна следующая периодизация динамики джихада: увещевания и исправления; стойкости и терпения; хиджры и сражения. Внешнее окружение мусульман делится на три категории: ахл ас-сулх ва-л-худна (люди мира и спокойствия). С ними заключаются договора (люди договора). В случае, если от них ожидалась измена, то договор с ними следовало был отвергнуть и не начинать сражения до тех пор, пока доподлинно не подтвердиться факт нарушения ими двустороннего соглашения; ахл-харб (люди войны); ахл аз-зимма (люди покровительства).

Некоторые изменения в концепцию джихада были внесены в мединский период Мухаммада, когда важным становится не столько обращение в ислам, сколько политическое подчинение неверных. Создав общину верующих, Мухаммад нашел выход социальных противоречий в том, что направил основную деятельность вовне общины, на иноверцев. Происходит расширение идейного толкования концепции священной войны за веру, когда цели джихада исходят из благородных намерений, даже если те, ради кого он ведется, и не подозревают об этом.

Выбор формы джихада диктовался условиями, в которых находились мусульмане, их взаимоотношениями с враждебным окружением или же конкретной жизненной ситуацией, а также единобожием (таухид) и предопределением. В целом можно отметить, что мусульмане не ставили целью обращения всех иноверцев в ислам, так как убедились: исламизация немусульман – не самое главное для укрепления государства, а главное, чтобы все подчинялись законам Халифата и платала налог.

Наоборот, ислам призывает учитывать конкретные исторические обстоятельства при определении характера войны: учитывать условия и мотивы их возникновения, считаться с тем, по какой причине и с какими целями они ведутся. В соответствии с исламской концепцией миропорядка, войны могут быть агрессивными, в результате которых одни люди попирают права других, оккупируют чужие территории, эксплуатируют богатства угнетенных народов. Несомненно, что войны подобного рода – несправедливые и такой тип войны – есть суть зло. Если война ведется как ответная мера перед лицом свершившийся агрессии, то мусульманская религия не квалифицирует ее как зло. В этом случае считается, что выбор меча с целью обороны – мера ответная и в большей степени приемлемая, чем капитуляция.

Мусульманские авторы подчеркивают, мир есть честное сосуществование одних народов с другими, капитуляция же абсолютна бесчестна для одной стороны и не является, по сути, истинно честной для другой.

Следовательно, при определении характера войны ложные предпосылки должны быть исключены. Война как таковая есть безусловное бедствие, грех, в то время как та же война может означать и противостояние силам греха, исходя из чего мусульмане не считают ее совершено правильной и одной из неизбежностей человеческого существования.

В современном исламе «удержание» рассматривается как ведение военных действий оборонительного характера. Считается, что именно по этой причине всем странам мира необходимо создавать вооруженные силы для своей защиты, так как существование армии с оборонительными функциями есть абсолютная необходимость, гарантирующая достаточную силу, способную отразить агрессию извне.

По-видимому, Мухаммад не предполагал планетарной миссии священной войны, так как при его жизни мусульмане не осуществляли военной деятельности за пределами Аравии. Эта доктрина начала складываться при первых халифах и развивается и по сей день. Ислам признает мир лишь в том случае, если противоположная сторона готова и желает его принять, если же мир им отвергается и противником делается ставка на силу, то вынужденный выбор войны для ислама предрешен.

Однако, ислам всегда выступал против агрессии. Он запрещал мусульманам враждовать по отношению к другим народам. «Но не преступайте, – предупреждает Коран, – поистине, Аллах не любит преступающих» (2:190), но в то же время «Кто же преступает против вас – то и вы преступайте против него подобно тому, как он преступил против вас» (2:194), – здесь не делается разницы между покушением на Родину, землю, душу или имущество.

Ответ мусульман на агрессию – это не только их право, но и законная обязанность, поскольку речь в этом аяте идет в повелительной форме («то и вы преступайте») и исключает принцип добровольности сражения.

Сергей МЕЛЬКОВ
Источник: "Евразия"


 Тематики 
  1. Ислам   (204)