В оглавление «Розы Мiра» Д.Л.Андреева
Το Ροδον του Κοσμου
Главная страница
Фонд
Кратко о религиозной и философской концепции
Основа: Труды Д.Андреева
Биографические материалы
Исследовательские и популярные работы
Вопросы/комментарии
Лента: Политика
Лента: Религия
Лента: Общество
Темы лент
Библиотека
Музыка
Видеоматериалы
Фото-галерея
Живопись
Ссылки

Лента: Религия

  << Пред   След >>

Немецкие исследователи о месте религии в современной Германии

Религия вновь усиливает влияние на жизнь немецкого общества. Большинство немцев /более 70 проц./ считают себя верующими. Около 60 проц. из них исповедуют христианство, причем приблизительно половина из них заявила о своей приверженности римско-католической церкви, а другая – протестантской. Четыре процента бюргеров исповедует ислам, 0,2 проц. – иудаизм. Таковы данные Фонда Бертельсмана, который провел социологический опрос в различных группах немецких граждан.

Согласно результатам опроса, каждый пятый респондент считает себя глубоко верующим, а 28 проц. опрошенных назвали себя атеистами. Современный религиозный ренессанс, возвращение христианской религии в жизнь общества – это феномен, распространенный во многих странах мира, отмечают исследователи из Фонда Бертельсмана. Так, в мае 2007 года около 500 тыс. человек участвовали в Днях евангелических церквей в Кельне. Ранее в ФРГ прошел крупнейший за последние десятилетия Всемирный слет католической молодежи.

Между тем, католический теолог Ханс Кюнг считает, что сегодня быстрее всего растет число приверженцев ислама и буддизма, но не христианства. Причину этого он видит в том, что в восприятии многих жителей ФРГ свободный от догм и предписаний буддизм обращен внутрь человека, а католицизм нередко вызывает раздражение из-за предполагаемой им концентрации власти. "Ведь истинным христианином римско- католическая церковь считает лишь того, кто принимает Папу Римского, претендующего на звание духовного властителя мира", – говорит Кюнг. По его оценкам, 43 проц. немцев мирной религией считают буддизм, 41 проц. – христианство, 1 проц. – ислам. При этом европейцы закрывают глаза на крестовые походы, говорит Кюнг.

Многие бюргеры боятся распространения ислама в ФРГ. Доходит до досадных курьезов. Недавно южногерманская газета "Шварцвельдер боте" сообщила о вопиющем случае, произошедшем в городе Донауэшинген. Местный стоматолог- женщина отказала в медицинской помощи 16-летнему подростку по имени Джихад. Это распространенное в арабском мире мужское имя вызывает неприятие в демократическом немецком обществе. "Я не хочу иметь дел с людьми, склонными к насилию", – объяснила врач свой поступок в интервью газете. Юноша попытался пояснить, что "Джихад" означает не только "священную войну мусульман с неверными", но и "заботу о религии" или "стремление к добру". Однако врач не приняла его версию, и пациент покинул клинику, несолоно хлебавши. "В такой свободной стране, какой преподносит себя Германия, каждый вправе носить то имя, которое захочет", – сказал юноша той же газете. Его родители были шокированы поведением врача. Отец ребенка лично пришел в больницу и пояснил столматологу, что он назвал сына Джихадом не по религиозным мотивам или из-за склонности к насилию, а просто потому, что оно "звучит красиво". Однако эти объяснения врача не удовлетворили.
Исследователи ислама утверждают, что словом "джихад" в арабских странах называют человека, который прилагает усилия, чтобы преодолеть свои слабости и стать примерным мусульманином-борцом против несправедливости. Это достойно уважения и налагает серьезное обязательство на носителя имени.

"Слово "джихад" означает также вооруженную борьбу, которая допустима, а то и обязательна для мусульманина при определенном стечении обстоятельств, – пишет берлинская газета "Тагесшпигель". – В наши дни исламисты используют это слово для обозначения слепой борьбы против Запада. Пусть это остается на их совести. Но почему госслужащие Германии следуют этой интерпретации? Государство не наделено правом расследовать мотивы родителей, которыми они руководствуются при выборе имени своему ребенку. А то ведь каждому, кто решит назвать своего сына Адольфом, придется доказывать, что он не поклонник Адольфа Гитлера".

Между тем имя Джихад не впервые наталкивается на непонимание в ФРГ. В минувшем году сенатор по внутренним делам Берлина Эрхард Кертинг попытался запретить родителям назвать своего сына "этим двусмысленным именем". Однако Берлинский суд счел аргументы сенатора несостоятельными и разрешил проживающим в германской столице выходцам из Египта назвать своего первенца Джихадом.

"Если ислам сильно влияет на молодежь, то христианство – заметно слабее", – огорчается известный преподаватель религии из баварского Вюрцбурга Ханс-Георг Циберц, который опросил 10 тыс молодых людей в ряде немецких городов. По его данным, лишь 23 проц. молодых немцев выросли в религиозной семье и глубоко верят в Бога. Среди поляков глубоко верующих – 80 проц, среди турок – 81 проц. 97 проц. опрошенных турок и 96 проц. поляков сказали, что их родители настоятельно призывали детей перенять их ценности и вероисповедание. Среди немцев такое заявление сделал лишь каждый седьмой респондент.

Авторитету католицизма в эти дни серьезный ущерб нанес набирающий в ФРГ обороты громкий скандал вокруг фактов сексуальных домогательств священников-иезуитов к воспитанникам элитных школ, приютов, интернатов и престижных гимназий, подведомственных немецкому отделению Ордена Иезуитов. В последние дни сексуальное глумление над детьми в католической церкви стало одной из центральных тем прессы ФРГ. Как показал опрос, проведенный социологическим институтом "Эмнид", 86 проц. респондентов утрачивают доверие к римско-католической церкви. Они возмущены тем, что иерархи мало помогают полиции в расследовании чудовищных преступлений против детей. Лишь 10 проц. заявили, что их отношение к церкви непоколебимо, несмотря на от скандалы.

Министр юстиции ФРГ Забине Лойтхойссер-Шнарренбергер в интервью газете "Зюддойче цайтунг" потребовала финансовой компенсации жертвам сексуального насилия из числа учеников элитных католических учебных заведений, призвав одновременно католическую церковь расширить сотрудничество с правоохранительными органами. "В прошлом прокуратура очень редко привлекалась к расследованию таких инцидентов, – заявила Лойтхойссер-Шнарренбергер в интервью второму каналу немецкого общественного телевидения ЦДФ. – Такую практику надо менять". А германский министр по делам семьи и престарелых, женщин и молодежи Кристина Келер высказалась за проведение 23 апреля заседания "круглого стола" на тему сексуального насилия над учащимися немецких учебных заведений, пригласив представителей католической церкви и министра образования ФРГ Аннетте Шаван. Та уже поддержала инициативу коллеги, а вот со стороны церковных кругов реакции на эту инициативу пока не последовало. В свою очередь канцлер ФРГ Ангела Меркель одобрила планы провести "разностороннюю и интенсивную дискуссию" относительно проблемы сексуального насилия над школьниками.

О случаях сексуального насилия над детьми со стороны наставников-растлителей руководству берлинской гимназии "Канизиус-Колледж" /Canisius-Kolleg/ сообщали 120 учеников, в том числе бывших, заявил ее ректор, священник Клаус Мертес, возглавляющий это учебное заведение с 1994 года. Мертес предал гласности серию случаев сексуального насилия в отношении учеников гимназии со стороны двух священников- педофилов из числа преподавателей, произошедших в 1975 – 1983 годах. При этом ректор направил письмо бывшим 500 воспитанникам со словами покаяния и извинениями за преступления коллег.

Глава немецкого отделения иезуитского ордена Штефан Дартман не исключает, что вскоре могут стать известными новые случаи растления учеников. При этом он попросил прощения у бывших учеников и их родителей за то, что "ответственные лица ордена в прошлом веке не уделили должного внимания этим фактам и соответствующим образом не отреагировали на них", пытаясь урегулировать проблему конфиденциально, не вынося сор из избы. Привлекать виновных к ответственности тогда было не принято. Учителей-педофилов просто переводили из одного учебного заведения ордена в другое. Один из них Вольфганг С. при вступлении в орден в 1960-е годы сообщил о своих сексуально-садистских наклонностях. Ему прописали лечебную терапию и определили в школьные педагоги.

Приказ о передаче в полицию данных о сексуальном насилии в католических школах Ордена Иезуитов действует только с 2003 года, сообщила уполномоченная ордена по вопросам сексуальных домогательств со стороны преподавателей-священников к воспитанникам католических учебных заведений Урсула Рауэ.

Между тем, скандал вокруг надругательств над учениками элитных католических школ Германии, принадлежащих Ордену Иезуитов, продолжает разрастаться. В ходе расследования, проведенного берлинской прокуратурой при содействии штаб- квартиры Ордена Иезуитов в Мюнхене, выяснилось, что жертвами священников-педофилов дети становились не только в столичной гимназии "Канизиус-Колледж", но и в аналогичных католических учебных заведений в Бонне, Гамбурге, Шварцвальде, Геттингене, Хильдесхайме /федеральная земля Нижняя Саксония/ и в местечке Санкт-Блазиен /федеральная земля Баден-Вюртемберг/.

Немецкая католическая церковь впервые за свою историю оказывает содействие расследованию случаев сексуального насилия над детьми в своих учебных заведениях. Тем не менее, уголовные дела против педофилов в рясах, совершивших преступления в конце минувшего века, не возбуждаются из-за истечения срока давности. Согласно Уголовному кодексу ФРГ, за такие преступления он истекает через 10 лет, а в тяжелых случаях – 20 лет после достижения жертвой 18-летнего возраста. Поэтому некоторые политики выступают за продление срока давности до 30 лет.

Однако закон не исключает возможности возмещения морального ущерба пострадавшим от сексуального надругательства в случае, если они предъявят претензии Ордену Иезуитов. Во избежание волны исков за растление малолетних из числа американских граждан, подвергшихся сексуальному насилию в католических школах в ФРГ, в США Орден Иезуитов предусмотрительно подал заявление о банкротстве. Известно, что в США суды назначают жертвам сексуального насилия из числа детей более высокие суммы компенсаций, чем суды Германии, но при наличии заявления о неплатежеспособности в период реструктуризации финансов Ордена Иезуитов судебные претензии не принимаются. Ранее католическая церковь по приговору американских судов выплатила проживающим в США жертвам сексуального насилия в общей сложности более 2 млрд евро. Компенсацию получили сотни граждан, которые подвергались сексуальному насилию со стороны священнослужителей.
Достоянием немецкой общественности изо дня в день становятся все новые рассказы бывших воспитанников католических детских учреждений Ордена Иезуитов об издевательствах со стороны воспитателей. Жертвами сексуального насилия в 1958 – 1973 годах стали в том числе хористы из знаменитого хора мальчиков "Регенсбургер Домшпатцен". Как сообщил пресс-секретарь Регенсбургского епископата Клеменс Нек, в хоре процветали растление и физическое насилие над детьми. Виновные – преподаватель и директор гимназии – за аморальные действия были уволены. Оба умерли в 1984 году.

В 1964-1994 годах знаменитым хором руководил Георг Ратцингер – брат нынешнего Папы Римского Бенедикта XVI. Отвечая на вопросы баварской телерадиокомпании "Байришер рундфунк", бывший капельмейстер хора и дирижер, которому в этом году исполнилось 86 лет, заявил, что он даже на уровне слухов не знал о побоях и других преступлениях, совершаемых в те годы в отношении хористов. "Я ничего не знал о грубых методах бывшего директора интерната Йохана М. и других воспитателей", – сказал он в интервью газете "Пассауэр нойе прессе". Ратцингер выразил глубокое сожаление о случившемся и принес извинения пострадавшим.

Представитель Ватикана Чиро Бенедеттини дал понять, что Ватикан не считает нужным вмешиваться в дела Регенсбургского епископата.

Заявления о случаях сексуального насилия в отношении детей поступили из католического монастыря Этталь /Бавария/. На этот раз в роли растлителей более 100 детей выступили десять священников из монастырского учебного заведения, которые снимали на видео устраиваемые ими в интернате садистские оргии и затем размещали фотографии и порно-видео в интернете.
Председатель Конференции католических епископов Германии Роберт Цоллич на днях впервые официально извинился перед жертвами сексуального насилия со стороны католических священников.

Одни эксперты-сексопатологи причину сексуального насилия в католической церкви усматривают в целибате /обете безбрачия/, который действует с 1139 года. Другая причина, по их мнению, кроется в отсутствии в программе католических учебных заведений дискуссий на табуизированные у католиков темы половых отношений. Другие специалисты не видят прямой связи между педофилией и целибатом и не считают сексуальный садизм специфической проблемой католической церкви.
Нередко авторитет христианской церкви в ФРГ страдает от сомнительного поведения иерархов, о чем свидетельствует недавний скандал в Евангелической церкви Германии /ЕЦГ/, за которым последовала отставка ее главы, доктора философских наук 51-летней Маргот Кессман. Она оставила свой пост, на который синод в Ульме избрал ее в октябре 2009 года сроком на шесть лет, пробыв в этой должности всего 121 день. Кессман, которую пресса Германии называла "визитной карточкой" немецкого протестантизма, покинула пост епископа Ганноверского, но сохранила за собой возможность работать в Ганновере священником.

Поводом для ее отставки послужил инцидент, произошедший в ночь на 21 февраля 2010 года в нижнесаксонском Ганновере. Кессман была задержана в момент управления служебным легковым автомобилем в состоянии сильного алкогольного опьянения. Председатель Совета евангелической церкви Германии была остановлена ночью патрульным полицейским после того, как она при повороте налево пересекла перекресток на красный свет светофора. Как сообщили представители местной прокуратуры, тест на содержание алкоголя в ее крови показал 1,54 промилле, что приблизительно может соответствовать трем выпитым пол- литровым кружками пива или 0,75 л вина.

В отношении Маргот Кессман будут применены административные меры, принятые в Германии в таких случаях, сообщили в прокуратуре. В ФРГ не возбраняется садиться за руль, если водитель только что выпил пол-литровую кружку пива или бокал вина, что приблизительно равно 0,5 промилле. Начиная с 1,1 промилле, выпившему водителю при задержании грозит арест. Согласно действующему в стране законодательству, в этом случае в отношении водителя обязательно проводится расследование, материалы которого передаются в суд.

Правонарушительницу ожидает судебное разбирательство, денежный штраф от 500 до 3000 евро, а также лишение водительского удостоверения сроком от шести месяцев до одного года. Не исключена медико-психологическая экспертиза на "базовую вменяемость", прозванная в народе "тестом на идиотизм". В ходе теста медики и психологи определяют, способен ли человек по своим психологическим качествам водить автомобиль, не ставя под угрозу свою собственную жизнь и жизнь других людей. Психически неуравновешенным за рулем не место, полагают они.

"Я в ужасе от своей чудовищной ошибки, – прокомментировала Маргот Кессман свой поступок. – Я осознаю, что садиться за руль в нетрезвом виде опасно и безответственно. Я готова нести ответственность за произошедшее".

На пресс-конференции в Ганновере, которая продолжалась не более семи минут, Маргот Кессман заявила о своей отставке, отметив, что этим поступком она подорвала свой авторитет и не может больше занимать прежние высокие должности. "Мне жаль, что я вас разочаровала", – сказала она. "Если бы она сохранила за собой свой пост, для нас наступили бы трудные времена", – сказал временно исполняющий обязанности председателя Совета евангелической церкви Германии Николаус Шнайдер. Канцлер ФРГ Ангела Меркель выразила сожаление в связи с отставкой, отметив, что она высоко ценила сотрудничество с Кессман и с уважением относится к ее решению. Аналогичные оценки в СМИ дали представители СДПГ, партии "Союз90"/"зеленые" и Левой партии /ЛП/, а также известные в стране теологи.

До заявления Кессман об отставке в ее поддержку сразу после инцидента выступили представители Евангелической церкви, заявив о своем доверии иерарху церкви.

До нарушения правил дорожного движения Кессман пользовалась большой популярностью, причем не только в ЕЦГ. После инцидента СМИ ФРГ обвинили Кессман в применении двойных стандартов, приводили цитаты из ее выступлений о вреде алкоголя и о недопустимости садиться за руль в нетрезвом состоянии, Они напомнили и о ее призыве "Семь недель без...", в котором содержались правила поведения верующих во время начавшегося в Германии поста. "Тот, кто не может быть образцом, тому лучше действовать во втором ряду, – комментирует произошедшее немецкая газета "Франкфуртер рундшау". – В этом нет никакого злорадства. Однако не исключено, что противники Кессман используют случай, чтобы избавиться от нее. Ее сторонникам придется согласиться с ее отставкой. Но достойной замены ей в ЕЦГ не видно".

"Кессман, против которой ведется следствие, вряд ли может продолжать читать проповеди. Ведь прихожане не смогут не вспоминать о недавнем инциденте, – пишет газета "Рейнише меркур". – Ее проступок не должен подрывать авторитет ЕЦГ. Речь идет о доверии к руководящему посту".

Харизматичный оратор Кессман отличалась смелостью в высказываниях и активно вмешивалась в политические дискуссии. В частности, в новогодней проповеди она потребовала вывести силы бундесвера из Афганистана, заявив: "Все плохо в Афганистане. Эти стратеги долго скрывали от нас, что солдаты носят оружие, что есть жертвы среди мирного населения... Оружием явно невозможно установить мир в Афганистане. Нам нужно смелее искать пути к миру, другие формы преодоления конфликтов".

Эти слова иерарха церкви вызвали протест среди ряда политиков и дискуссию о допустимости вмешательства теолога в политические процессы. После этой проповеди министр обороны ФРГ Карл-Теодор цу Гуттенберг предложил Кессман обсудить проблему на личной встрече. Подробности беседы не сообщались.

В свою очередь, председатель внешнеполитического комитета бундестага Рупрехт Поленц /ХДС/ сказал, что Кессман "сильно упрощает ситуацию". А эксперт СДПГ Ханс- Ульрих Клозе обвинил ее в "сползании на позиции ЛП" – преемницы правившей в ГДР Социалистической единой партии Германии /СЕПГ/. По его словам, она противопоставила себя большинству в бундестаге. Новогоднюю проповедь главы ЕЦГ он назвал "проблематичной".

"Неправильно говорить, будто "все плохо в Афганистане". Эти слова оскорбительны для наших солдат", – заявил председатель Союза военнослужащих бундесвера Ульрих Кирш. В адрес Кессман посыпались обвинения в популизме с учетом того, что, согласно опросам, до 70 проц. бюргеров выступают против участия бундесвера в миссии в Афганистане.
После избрания Кессман на пост главы ЕЦГ Русская православная церковь /РПЦ/, которая вот уже более полувека поддерживает связи с немецкими лютеранами, заявила протест. С точки зрения РПЦ, избрание женщины главой церкви означает отход от апостольских правил организации церковной жизни. В интервью немецкому еженедельнику "Шпигель" глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион призвал немецких протестантов следовать Библии и христианским традициям. В то же время он подверг критике некоторые моральные воззрения ЕЦГ, которая вопреки Библии многие поступки людей не считает греховными.

В состав ЕЦГ входят более 20 лютеранских и реформаторских церквей, которые объединяют около 25 млн верующих. В протестантских церквях женщины нередко занимают руководящие посты, не говоря у же о том, что стать священником стало для них почти нормой. Прежде немецкие журналисты называли Кессман "смесью матери Терезы и Деми Мур", с которой епископ-женщина имеет внешнее сходство. Кессман умело использовала прессу для формирования общественного мнения и, по ее словам, стремилась через СМИ "донести до людей что-то от веры и церкви". Она была частым гостем в телевизионных ток-шоу. В 2009 году Издательский Дом немецкой экономики удостоил ее звания "Лучшего проповедника года". Дочь автослесаря и медсестры Маргот Кессман охотно встречается с верующими. Три года назад ей была сделана операция по удалению раковой опухоли. Через полгода после того, как Кессман выписали из больницы, она сообщила СМИ о разводе с мужем. Она воспитывает четверых детей.

С момента своего возникновения Европа тесно связана с христианством, отмечает представитель Центрального комитета немецких католиков Хуберт Тинтелотт. "Большинство европейцев – верующие, – говорит он. – Несмотря на это, конституционный договор о Европейском союзе не содержит упоминания о Христе. Мнение о том, что христианство не повлияло на европейскую культуру, искажает историю". В преамбуле конституционного договора ЕС нет ни слова о том, что европейские ценности базируются на христианстве, нет ни слова о Боге. Упоминаются лишь такие слова, как "религиозное наследие" и гуманизм. "Исходя из культурного, религиозного и гуманистического наследия Европы, развились универсальные ценности, такие как неотъемлемые и неотчуждаемые права человека – свобода, демократия, равенство и правовое государство", – написано в преамбуле документа. Статистическое бюро ЕС Евростат никогда не проводило опросы европейцев по поводу их вероисповедания. Между тем другие организации свидетельствуют, что в Европе больше всего христиан, и что большинство людей верят в Бога, отмечает Тинтелотт.

В самой ФРГ отношение к религии в последние годы заметно изменилось, констатируют немецкие теологи. Религия становится модной. В среде немецкой молодежи в моду входят "вечеринки" с религиозным уклоном. Молодежь по-своему верит в Бога, для нее Бог – это некая абстрактная сила. Нередко на улицах можно видеть проповедников в прикиде рэпперов, которые говорят о Боге в стиле хип-хоп. Вера в глазах молодежи – это "круто". Ко всему прочему люди нередко ищут общения с себе подобными на базе общих культурных воззрений.

Отмечая "религиозное красноречие" президента США Барака Обамы, исламистов и немецких правых радикалов, печать высказывает опасения, что стремление людей вернуться к духовному началу может использоваться политиками в корыстных целях. В частности, неонацисты обращаются к христианским чувствам немцев, настраивая их против возведения мечетей в германских городах.

Германия является светским государством, и церковь от него отделена. Согласно статье 4 Основного закона ФРГ, "свобода вероисповедания, свобода совести и свобода религиозных и мировоззренческих убеждений неприкосновенны. Гарантируется беспрепятственное исповедание религии". В ряде общественных мест, например, в здании суда, школе или университете, обязательно сохранение "нейтралитета" в вопросе религии. Иными словами, подчеркивание принадлежности к какому-либо религиозному направлению государственными служащими не допускается.

В большинстве земель Германии введены запреты на ношение религиозных символов в государственных учреждениях, например, в школах. Однако в ряде мест такие запреты носят дискриминационный характер. Например, в берлинских школах отсутствуют символы принадлежности к любой религии. В ряде других земель разрешены христианские и иудаистские символы, но запрещен "хиджаб" – мусульманский женский головной платок. Учитель может вести урок с кипой на голове или с крестом на шее, так как земельные законы не запрещают символы, являющиеся выражением христианско- западноевропейской традиции. А вот хиджаб запрещен как символ принадлежности к фундаменталистскому исламу и норм, ущемляющих права женщин.

В ФРГ религия считается личным делом каждого. Вместе с тем немецкое государство сотрудничает с церквами в финансовом и идейном ключе, например, собирает для церкви налоги. Церкви в ФРГ – самые большие после государства работодатели в социальной сфере.

Урок религии является обязательным школьным предметом, за который выставляют оценку в аттестат зрелости. В статье 7 Конституции ФРГ говорится: "Образование находится под надзором государства. Уполномоченные представители имеют право решать, будет ли ребенок участвовать в религиозных занятиях или нет. Преподавание религии в публичных школах является обязательным, за исключением неконфессиональных школ. Религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных объединений, при сохранении права на надзор со стороны государства. Учитель не обязан преподавать религию против своей воли".

Поскольку в Германии действует принцип свободы вероисповедания, то и участие в занятиях добровольное. До 14 лет решение принимают родители. После достижения 14-летнего возраста ученик решает сам, хочет ли он посещать занятия по теологии и философии. В Бремене церковь отстранена от преподавания религии, там в школах проводят так называемые "внеконфессиональные христианские уроки". По желанию родителей-атеистов в ряде школ есть обязательный "духовный" предмет. В земле Северный Рейн-Вестфалия есть такой предмет как "философия", в Гамбурге и Берлине – "этика", в ходе изучения которого учеников знакомят с нравственными ценностями и основами философии вне связи с религией. Уроки по религии в Берлине предлагаются в виде факультатива. В Конституции не говорится, вправе ли школьник изучать именно ту веру, которую он исповедует. Уроки по религии проводятся в ФРГ под углом зрения католической или евангелической ветвей христианства.

В отличие от уроков по христианству, цель которых состоит в том, чтобы укрепить веру, занятия по исламу проводятся для распространения информации о мусульманской религии, для знакомства с Кораном и учением пророка Мухаммеда. Другая цель уроков ислама состоит в том, чтобы оказать мусульманам помощь в интеграции и предотвратить угрозу формирования параллельного общества. В немецких школах преподается либеральный ислам без фундаменталистских идей и учений. Между тем мусульманские союзы стремятся изменить характер преподавания и перейти от просветительских занятий к урокам, укрепляющим веру. До сих пор религиозное воспитание мусульман проходило за стенами школ, нередко под влиянием экстремистски настроенных мулл. Впервые преподавание ислама на добровольной основе было введено в 2006 году в школах федеральной земли Баден- Вюртемберг.

Школьникам из семей, в которых исповедуют ислам, иудаизм, буддизм или православие, предоставлено право отказаться от урока религии и изучать какой-либо внеконфессиональный предмет. В Гамбурге в 2011-2012 годах по примеру частных католических и евангелических учебных заведений планируют открыть первую в Германии православную начальную школу. Как сообщил настоятель гамбургской Русской Православной Церкви Сергий Бабурин, в ней для учеников первых шести классов будут преподаваться не только религиозные дисциплины на немецком языке, но и родной язык учащихся – русский, сербский, греческий или румынский. СМИ ФРГ отмечают, что отдел внешних церковных связей Московского Патриархата одобрил инициативу по созданию школы.

В январе этого года утвержден проект строительства на востоке северогерманского Бремена русского православного храма с куполами луковичной формы. "Такой проект станет первым в Германии за более чем сто лет", – сказал архитектор Йоахим Каммлер. При этом он не назвал конкретные сроки строительства и стоимость проекта. Предполагается, что вместе с церковью будет построен центр православной общины. Работу по росписи храма выполнит один из московских художников. Муниципалитет Бремена готов выделить под застройку участок площадью около 3600 кв. метров. Власти города готовят необходимые разрешительные документы на строительство. Храм будет расположен около местного кладбища. "Такая близость традиционна для РПЦ", – сказал настоятель прихода Михаил Земан в интервью радиостанции "Радио Бремен". Пока служба проводится в местной евангелической церкви. "Между тем число прихожан быстро увеличивается. Сейчас численность общины достигает 700 человек", – добавил Михаил Земан.

В целях создания в ФРГ базы для мирного сосуществования представителей христианства, иудаизма и ислама Оснабрюккский епископат в сотрудничестве с еврейской и мусульманской общинами думают открыть в городе мультирелигиозную начальную школу, в которой будет вестись преподавание основ трех религий – христианства, иудаизма и ислама. "Мы живем в мультирелигиозном обществе, – пояснил представитель Оснабрюкского епископства Вильфрид Фербург, в компетенцию которого входят вопросы школьного и высшего образования. – Мы, в частности, хотим, чтобы дети евреев, мусульман и христиан и их родители вместе отмечали религиозные праздники. Ведь при всех различиях у этих трех религий много общего".

Ожидается, что новая школа будет создана в 2011 году на базе Школы имени евангелиста Иоанна в Оснабрюкке /запад ФРГ/. Большинство ее нынешних учеников исповедуют католицизм. Однако по мере превращения Германии в страну мигрантов в школе растет число детей с иностранными корнями, которые являются представителям других религиозных конфессий и культур. Согласно немецким законам, конфессиональная школа может иметь конкретный религиозный уклон только в том случае, если 80 проц. учеников исповедуют какую-либо одну религию. Между тем в Оснабрюккском епископате католики и протестанты перестают составлять большинство, так как в школах этой области растет число детей-мусульман. В настоящее время в Германии проживают около 4,5 млн мусульман, в том числе 700 тыс. детей школьного возраста. Только в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия число мусульманских учеников в средних школах составляет около 100 тыс. В ряде школ, например, в Берлине мусульмане составляют более половины учеников.

С учетом демографических проблем в стране Вильфрид Фербург высказывается против укоренившейся в ФРГ школьной системы, в которой учеников во время урока религии разделяют по признаку их вероисповедания. Он предлагает передать эту школу от государства в ведение епископата. В руководство школы войдут представители всех трех религиозных конфессий. Фербург выразил надежду, что в будущем мультирелигиозные школы откроются и в других городах ФРГ.

Наибольшие сложности в ФРГ представляет преподавание ислама. Причина – отсутствие квалифицированных преподавателей. В ФРГ их меньше 150, а для обеспечения нормального учебного процесса необходимо минимум 3 тыс. педагогов. Для удовлетворения насущной потребности в педагогических кадрах в ряде немецких вузов открыты отделения исламской теологии и педагогики. Власти настаивают на том, чтобы уроки ислама велись под государственным надзором на немецком языке и не только имамами и муллами. Тем самым политики стремятся избежать влияния радикальных исламистов на неокрепшие детские умы. Такое преподавание ислама необходимо в том числе и для ускорения интеграции мигрантов, которые должны почувствовать себя частью немецкого общества, считают немецкие педагоги. Однако первые детские книги об исламе и учебники на немецком языке появились лишь в 2008 году. Пока основы ислама преподают факультативно в немногих государственных школах.

Правительство ФРГ намерено в целях ускорения интеграции проживающих в ФРГ мусульман в немецкое общество ввести в общеобразовательных школах страны в качестве обязательного предмета уроки по истории, основам ислама и изучению сур Корана. "Конституцией ФРГ провозглашена свобода вероисповедания, – отмечают эксперты МВД ФРГ. – В обществе, где все религии равноправны, уроки ислама представляются целесообразными".

В качестве первого шага на этом пути рассматривается самоорганизация мусульманской общины, которая должна быть признана религиозным сообществом с правом получения государственного финансирования, полагают в МВД ФРГ. Преподавание ислама вне зависимости от национальности учащихся должно вестись на немецком языке и под контролем государственных органов при поддержке со стороны авторитетных мусульманских организаций. Это позволит лишить проповедников ненависти влияния на мусульманскую молодежь, надеются в министерстве. По этой формуле должны впредь вестись занятия по исламу и в уже существующих школах при мечетях.

В ряде школ, например, в Берлине мусульмане составляют более половины учеников. Однако основы ислама в программу пока не включены. До сих пор религиозное воспитание мусульман проходило за стенами школ, нередко под влиянием экстремистски настроенных мулл.

Идею преподавания ислама в школах поддержал председатель Координационного совета мусульман Германии Бекыр Албога: "У нас отсутствуют разногласия по принципиальным вопросам. Я полагаю, что мы с властями федеральных земель сможем составить учебный план, в котором будет учтено многообразие мусульманских общин в Германии".

В связи с ростом интереса немусульман из числа жителей Германии к Корану на полки немецких книжных магазинов все чаще поступают десятки новых изданий переводов этой священной книги мусульман. Немецкие издательства поставили перед переводчиками цель не только максимально точно передать наиболее трудные для понимания отрывки, отразить философию книги, но и сохранить поэтичность Корана.

Издательство "Ферлаг дер Вельтрегионен" заключило контракт на перевод Корана с лингвистом и переводчиком с арабского Ангеликой Нойвирт, которая руководит проектом по изучению Корана в Академии наук Берлин-Бранденбург.
В издательстве "Хердер" /Фрайбург/ готовится к выходу в свет перевод Корана, подготовленный исследователем ислама Ахмадом Миладом Карими, который родился в Кабуле и учился в Германии. Книга будет выпущена в переплете из темно-красной кожи с позолоченным срезом. Каждая страница будет украшена художественным орнаментом.

По заказу издательского дома "Ц.Х.Бек" над переводом книги работает известный в ФРГ исследователь ислама Хартмут Бобцин. Его версия перевода выйдет в роскошном кожаном переплете.

А вот издательство "Патмос" /Дюссельдорф/ решило перевести Коран на немецкий с английского. За основу взят перевод, сделанный в 1980 году Леопольдом Вайсом /Мухаммадом Асадом/ с арабского на английский. В издательстве полагают, что в Европе нет более квалифицированного знатока арабского языка, чем умерший в 1992 году Вайс, который в одинаковой мере владел классическим арабским и рядом диалектов.

В последние годы немецкие издательства стали активно выпускать детские книги об исламе на немецком языке. Первым учебником ислама для средних школ стала книга под названием "Сапфир". Его автором стал эксперт по исламу Ламья Каддор из Мюнстерского университета. Ранее в свет вышли первые учебники по исламу для 5 и 6 классов на немецком языке. До этого педагоги из числа иммигрантов и немецкие исследователи ислама, которых приглашали в школы в качестве педагогов, пользовались учебными пособиями собственного производства.

В настоящее время в издательствах ФРГ готовятся учебные пособия для учеников начальных школ и старшеклассников. ВУЗы приступили к подготовке 3 тыс преподавателей ислама. Для этого в ряде университетов открыты отделения исламской теологии и педагогики. Первая кафедра школьного ислама была создана в университете Мюнстера в 2004 году. В целях обеспечения государственного надзора германские власти допускают проведение уроков ислама только на немецком языке вне зависимости от национальности учащихся с тем, чтобы воспрепятствовать распространению в школах радикальных исламистских идей и вербовке подростков в террористические организации. Преподаватели обязаны быть на занятиях в обычной одежде.

Из проживающих в Германии 4,5 млн мусульман /5 проц. населения страны/ около 30 проц регулярно приходят на молитву. Ранее в Германии мусульманские молельные дома размещали в жилых домах и офисных зданиях на окраинах городов. За последние годы в ФРГ было построено более 200 роскошных мечетей с куполами и минаретами. Одна их крупнейших европейских мечетей "Меркез" расположена в Дуйсбурге. По числу строящихся мечетей Германия лидирует в Европе.


Источник: "Компас" ИТАР-ТАСС
При полном или частичном использовании данного материала ссылка на rodon.org обязательна.


 Тематики 
  1. Религия и государство   (560)
  2. Религия и общество   (748)
  3. Германия   (332)