Швейцарский референдум стал вызовом не только мусульманскому населению республики, но и самосознанию европейцев. Результаты голосования по поводу запрета на строительство минаретов в стране показали обратную сторону европейской толерантности.
В конце ноября в Швейцарии прошел общенациональный референдум, на котором рассматривался запрет на строительство мусульманами минаретов при мечетях. «За» запрет проголосовали 57,5% участников референдума. В голосовании приняли участие больше половины швейцарцев (54%). Только в четырех кантонах из двадцати шести вверх взяла противоположная сторона. Швейцария стала первой страной Европы, в которой на законодательном уровне будет запрещено возводить минареты.
Инициатива референдума принадлежала Швейцарской народной партии, которая за два года собрала 300 тысяч голосов (4% населения страны) в поддержку идеи. Сама акция стала ответом на растущую политическую активность ислама в стране. Для одного из лидеров движения Ульриха Шлюэра «минарет – это символ притязаний ислама на политическую власть».
Критика референдума
Результаты голосования вызвали целую волну критики. В самой Швейцарии против запрета на строительство минаретов выступили все крупнейшие политические партии, кроме уже упомянутой Швейцарской народной партии, крупные бизнесмены и промышленники. Ряд международных правозащитных и общественных организаций негативно отозвались об итогах референдума. В ООН посчитали, что они противоречат понятию толерантности. Критика со стороны некоторых политических деятелей Европы также свелась к разговорам о нарушении принципов веротерпимости и толерантности.
Не менее резкие отзывы прозвучали со стороны ведущих конфессий. Не только одни мусульмане, но и другие религиозные общины, как в самой Швейцарии, так и во всей Европе, усмотрели в референдуме не столько ущемление ислама, сколько посягательство на общественную роль религии в целом.
Конференция католических епископов Швейцарии оценила результаты голосования как очередную попытку исключить религию из общественной жизни Европы. В интервью Радио Ватикана генеральный секретарь высшего католического собрания Швейцарии Феликс Гмур назвал запрет на строительство минаретов «тяжелым ударом по религиозной свободе и интеграции мусульман в швейцарское общество». А ватиканская газета «Osservatore romano» опубликовала статью под заголовком «Минареты как распятия».
Христианские лидеры опасаются, что референдум сильно подорвет мирное сосуществование различных религий и культур в регионе и осложнит жизнь христиан, живущих в мусульманских странах. Кроме того, религиозные деятели обеспокоены ростом секулярной идеологии на фоне слов о веротерпимости и толерантности исходящих от официальных лиц Евросоюза.
Сторонники запрета минаретов
С другой стороны результаты референдума нашли неожиданно много сторонников. После объявления результатов ряд европейских изданий и телеканалов задали своей аудитории один и тот же вопрос: «Если бы такой же референдум проводился в их стране, как бы они ответили?» Итоги опросов впечатляют. По данным французских СМИ (L’Express, Le Figaro, телеканал BFM, радио Montecarlo), за запрет на строительство минаретов проголосовали в среднем 80% опрошенных, против – 20%. В Бельгии (Le Soir): 63% за, 34% против; в Испании (20minutos, El Mundo): 87% за, 13% против. Наименьшая разница была зарегистрирована в Австрии (Die Presse): 54% за, 46% против, – сообщает Asianews. Правда британская газета The Times говорит о 46% французов, поддерживающих запрет, и 40%, выступающих против. В любом случае наблюдается перевес общественного мнения в сторону противников строительства минаретов.
Инициативу Швейцарской народной партии поддержал французский президент Николя Саркози. «Вместо того, чтобы, не раздумывая, осуждать жителей Швейцарии, нам следует попытаться понять, что они своим решением хотели выразить и что чувствуют очень многие жители Европы, в том числе и во Франции… Христиане, иудеи, мусульмане – все верующие, независимо от их религии, – должны воздержаться от выставления себя напоказ и провокации, они должны исповедовать свою веру скромно», – рассказал он газете Le Monde. Активисты из Датской народной партии и Голландской партии свободы со своей стороны выразили готовность провести подобный референдум у себя на родине.
Страх перед исламизацией
Почему же швейцарцы проголосовали против строительства минаретов? В самой Швейцарии проживает менее 5% мусульман, но сам факт проведения референдума может указывать на высокую социальную и политическую активность исламской общины в стране. «Уже сейчас мусульмане пытаются навязать нам свои порядки, которые несовместимы с демократическим устройством Швейцарии. Насильственная выдача замуж или требования отдельных кладбищ с предварительным вывозом нечистых останков христиан – это недопустимые требования», – заявляют в Швейцарской народной партии.
Европейцы опасаются, что если они сегодня скажут «да» минаретам, то завтра они услышат призывы к молитве, затем требования о халяльном мясе в больницах и школьных столовых, на рабочих местах появятся перерывы для совершения намаза. По данным The Telegraph, темпы исламизации Европы растут с неимоверной быстротой: к 2050 году доля мусульман в европейских странах увеличится в четыре раза и составит 20%, причем в Великобритании, Нидерландах и Испании этот процент будет еще большим. И это лишний раз пугает европейцев.
Таким образом, референдум в Швейцарии, по мнению многих экспертов, стал выражением страхов европейского общества перед исламом. Но это не новость – Европа давно боится ислама. Почему же он вызвал такой резонанс в обществе?
Кризис европейской идеологии
Референдум обнажил главную проблему европейской идеологии. Главные принципы сосуществования европейцев такие как веротерпимость, политкорректность и толерантность так и не вышли за пределы кабинетов еврочиновников и остались лишь удобными политическими формулировками. Получилось так, что верхи эти принципы с успехом использовали для своих целей, а низы продолжали жить своей жизнью, в которой ксенофобия и нетерпимость являются обычной человеческой реакцией на раздражитель. Толерантность до времени хорошо лакировала существующие противоречия. Понадобилась именно швейцарская система прямого волеизъявления, чтобы наконец открыть истинное положение дел.
Следует отметить, что поддержка запрета минаретов оказалась гораздо шире электоральной базы националистических партий. Референдум показал, насколько велик разрыв между реальным общественным мнением и политиками, формирующими официальную европейскую идеологию через массмедиа. «Документы, разрабатываемые узкой группой профессионалов в сфере законодательства, прав человека, во многом не отражают существующие исторические, религиозные и национальные реалии современного европейского общества», – считает представитель Московского Патриархата при Совете Европы игумен Филарет (Буленков).
Новый инструментарий
Надо понимать, что изначально понятия «веротерпимость» и «толерантность» были лишь инструментами управления религиозной проблематикой в социальной сфере. Их роль заключалась в урегулировании конфликтов на культурной или религиозной почве. Но потом этим понятиям были приданы значения общечеловеческих ценностей, в том числе и для экспорта в страны, не связанные с Западным миром. При этом инструментами они быть не перестали. Но проблема в том, что идеи толерантности и веротерпимости оказались востребованы исключительно европейской правящей элитой. Для простых граждан они так и остались лишь общими словами. Евросоюз встал перед проблемой поиска новых инструментов управления.
Кризисом идеологии пытаются воспользоваться сторонники секуляризма, которые, подобно президенту Саркози, не находят места для религии в европейской общественно-политической жизни. Проведенный в ноябре газетой «La parisen» опрос показал, что около 60% опрошенных считает лаицизм – демократический принцип, жестко отделяющий религиозные институты от государства, – важнейшим элементом французской национальной идентичности.
Но светская идеология тоже является инструментом. В свое время она стала действенным ответом на религиозные войны в Европе. Европейцам необходимо было как-то урегулировать возникавшие религиозные конфликты, и поэтому религия стала вытесняться из общественно-политического поля в частную жизнь. Долгое время светскость была хорошим инструментом, удерживающим Европу от саморазрушения. Но на сегодняшний день и она сильно устарела и вряд ли сможет решить проблему. Европейцам сегодня нужно объединяющее начало: им необходимо не изолировать мусульман, а договариваться с ними. Можно считать, что конкурс на новую европейскую идеологию, которая будет воспринята не только элитой, но и массами, объявлен.
Момент истины
К 17 декабря в Европейский суд по правам человека поступило уже шесть исков против запрета на строительство минаретов в Швейцарии. Независимо от того, будут ли иски удовлетворенны или нет, европейское сообщество окажется в довольно щекотливой ситуации. С одной стороны, если в Страсбурге на них положительно отреагируют, то это войдет в противоречие с предыдущим громким решением суда: запретом на размещение распятий в итальянских школах. Напомним, что Европейский суд решил, что распятия в школах Италии оскорбляют чувства детей других конфессий и атеистов. С другой стороны, если суд отклонит иски, то это покажет явную ангажированность еврочиновников секулярным лобби. Европейскую демократию ждет серьезное испытание.
Источник: Аналитическая служба Богослов.RU