С апреля будущего года в 18 регионах России в экспериментальном порядке начнется преподавание основ православной (а также исламской, иудейской и буддийской) культуры и предмета, условно именуемого светской этикой. Об этом факте (ставшем следствием договоренности между президентом Дмитрием Медведевым и главами четырех традиционных конфессий России) вчера напомнил профессор Московской духовной академии протодиакон Андрей Кураев, который по решению Патриархии возглавил рабочую группу по подготовке учебника "Основы православной культуры". В свою очередь лидеры Российского союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) – протестантского объединения, не причисленного к традиционным для нашей страны религиям, но представленного в Общественной палате, считают решение о раздельном преподавании основ каждой религии "если не провокацией, то недоразумением", и опасаются, что педагогические новации приведут к всплеску межконфессиональной напряженности.
По выражению протодиакона Кураева, изучение основ традиционных религий или светской этики станет "обязательным факультативом". "Это будет обязательный курс по выбору: школьник, а точнее, его родители выберут, какой именно урок учащийся будет посещать – ОПК, основы другой религии или же уроки светской этики", – пояснил о. Андрей. Уроки войдут в основную сетку занятий, подчеркнул он, так что "никто в это время не будет слоняться по коридорам".
Приобщение школьников к духовности займет сравнительно недолгое время. Тот предмет (а точнее, набор предметов в рамках общего курса духовно-нравственного воспитания), который опробуют в рамках эксперимента в 2010 году, будет преподаваться в общей сложности менее полугода – в последней четверти 4-го класса средней школы и в первой четверти 5-го. Таким образом, "адресатами" ОПК окажутся дети девяти-десяти лет. "Министр образования и науки Андрей Фурсенко пояснил, почему избрана именно эта возрастная группа – это наименее бесконфликтный возраст", – рассказал протодиакон Кураев. Четвероклассники и пятиклассники – уже не маленькие детишки, но еще и не подростки, озабоченные проблемами переходного возраста, отметил священнослужитель. Учебник, который будет готовить редколлегия, возглавляемая протодиаконом Кураевым, по его предположению, будет готов к ноябрю 2010 года, т.е. практически на полгода позже старта эксперимента.
Позиция РПЦ относительно преподавания основ православной культуры заключается в том, что этот предмет должен быть сугубо светским, "поскольку и школа у нас светская", подчеркнул о. Андрей. "Если духовным окормлением армии призваны заниматься священники, а не замполиты, то программа преподавания духовно-нравственных дисциплин в школе должна осуществляться и финансироваться не церковью, а государством в лице Минобрнауки", – озвучил протодиакон нынешнюю позицию церкви. Ведомство Андрея Фурсенко, а отнюдь не какая-то религиозная организация будет контролировать ход эксперимента. Приобщение к основам православной культуры не ставит целью подготовку священнослужителей, отметил о. Андрей Кураев. "Более того, преподавание исключает религиозную пропаганду, призывы к исполнению религиозных обрядов или даже к согласию с излагаемым конфессиональным материалом, – добавил представитель РПЦ. – Педагог лишь в двух случаях может сказать "мы" – "мы, люди" и "мы, граждане России". Никакая иная идентификация (например, "мы, православные") на уроках, в том числе посвященных основам конфессиональной культуры, допускаться не должна".
По словам Кураева, речь на уроках ОПК (и подобных ему предметах) пойдет не об истории церкви и даже не о библейской или исламской истории, а "о некоем культурном следе, который религии оставили в истории человечества, и в частности истории России". Но, добавил профессор Московской духовной академии, при правовом равенстве религий перед законом не может идти речи о равенстве культурном. "Никакая конституция не может уравнять вклад кришнаизма и вклад православия или ислама в русскую историю", – заметил о. Андрей.
Тема неравенства традиционных и нетрадиционных конфессий, похоже, не на шутку задела другого участника пресс-конференции – управделами РОСХВЕ епископа Константина Бендаса, который помимо прочего входит в экспертный совет комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций. "Глава РОСХВЕ епископ Сергей Ряховский, благословивший меня на участие в этой пресс-конференции, как человек более оптимистичный, считает, что вся эта ситуация – это большое недоразумение. Я не такой оптимист, я полагаю, что эксперимент в самое ближайшее время полностью провалится", – с такого заявления начал свое выступление протестантский епископ. По его мнению, "пока все дойдет до абсурда и провалится, будут истрачены сотни миллионов рублей из госбюджета и, самое главное, будут искалечены души учащихся, и вся эта ситуация приведет к обострению межрелигиозной ситуации". Епископ Бендас выразил недоумение по поводу того, что решение о начале преподавания духовно-нравственных дисциплин именно в таком формате "принято келейно". Были проигнорированы прежние наработки и проекты учебников, в том числе подготовленных при участии Общественной палаты (членом которой является глава РОСХВЕ епископ Ряховский).
"Брат Константин забыл бы про все свои аргументы, если бы в списке возможных альтернатив было бы изучение не только православного христианства, но и протестантизма", – парировал протодиакон Кураев. По его мнению, предлагаемое протестантами преподавание некоего общего предмета наподобие "основ религиоведения" вряд ли станет эффективным: для четвероклассников изучение истории религий будет чем-то сложным и явно преждевременным. При этом о. Андрей пригласил протестантов, как братьев во Христе, принять участие в разработке учебника по ОПК.
Третий участник пресс-конференции, зампредседателя Центрального управления мусульман России, муфтий Харис-хазрат Саубянов, заявив о том, что исламское духовенство поддерживает схему преподавания, предложенную на встрече с президентом, все же выразил некоторые сомнения: успеет ли российское педагогическое сообщество подготовить достаточное количество преподавательских кадров и не останутся ли ущемленными интересы неправославных школьников. "Если в классе из 25-30 человек один или двое исповедуют ислам, не будет ли руководство школы игнорировать этот факт?" – задался вопросом муфтий.
"Все же предполагается, что курс будет вестись в объеме двух-трех уроков в неделю, поэтому никаких специальных учителей по этим дисциплинам по определению быть не может", – отвечая на аналогичный вопрос "Времени новостей", заметил о. Андрей Кураев. По его словам, преподавать ОПК будет или приглашенный педагог ("например, департамент образования выделит одного человека на десять школ – в каждую на два часа в неделю"), либо эту роль на себя возьмут учителя литературы или истории. "Наши педагогические кадры, конечно, не блестящие, школа в кризисе, но учебник должен быть составлен таким образом, чтобы нейтрализовать бесталанность среднестатистической "Марьи Ивановны", – добавил протодиакон.
Михаил МОШКИН
Источник: "Интерфакс-Религия"