Алимы (богословы) канонического отдела Духовного управления мусульман Республики Дагестан (ДУМ РД) вынесли и распространили в исламских СМИ фетву (религиозное установление), согласно которой правоверным следует проявлять осторожность, выбирая себе в жены русских девушек. Согласно Корану мусульманам дозволено жениться на женщинах из так называемых народов Писания, исповедующих иудаизм или христианство. Но ситуация, сложившаяся в последнее время в России, по мнению дагестанских алимов, во многом уникальна. Активная миграция из кавказских республик в Центральную Россию привела к большому количеству межнациональных браков. В подавляющем большинстве случаев женихами выступают мусульманские мужчины, а невестами – православные девушки. Давно замечено, что эта практика лишает надежды на семейное счастье многих представительниц кавказских народов, которым просто «не хватает» мужчин, а выходить замуж за иноверцев запрещают как Коран, так и кавказские обычаи.
Сложно сказать, этими ли житейскими соображениями или чисто богословскими мотивами руководствовались дагестанские алимы, вынося свою фетву. Руководитель канонического отдела ДУМ РД Магомед-хаджи Магомедов сообщил корреспонденту «НГР», что поводом для постановления стали неоднократные обращения в адрес алимов от мусульман, выезжающих на заработки в европейскую часть страны.
«Обращаю ваше внимание на то, что указанная фетва распространяется на последователей богословско-правовой школы имама Мухаммада аш-Шафии, – подчеркнул Магомедов. – В Дагестане более 90% мусульман следуют этому мазхабу. Другие три богословские школы, приверженцы которых проживают в России, придерживаются по этому поводу другого мнения». Шафиитского мазхаба (богословско-правовой школы) придерживаются многие народы Дагестана, Чечни и Ингушетии. В Поволжье и среди тюркских народов Северного Кавказа (кумыков и ногайцев) распространен ханафитский масхаб, менее строгий во многих вопросах. Для последних дагестанская фетва не предназначена.
«В шафиитском масхабе существуют определенные условия, при которых христиане или иудеи считаются людьми Писания, – говорит Магомед-хаджи Магомедов. – Если народ, к которому принадлежит девушка, исповедует одну из этих религий с тех времен, когда еще не был ниспослан Коран, то их можно брать в жены. А если народ принял их после возникновения ислама, шариат представителей этих народов не считает людьми Писания».
Шафиитский мазхаб распространен во многих арабских странах. Известно, что мусульмане брали в жен христианок и во времена Халифата, и в наши дни. Но тогда речь шла об арабках-христианках или, допустим, грузинских пленницах (вспоминается «Бахчисарайский фонтан» Пушкина), чьи предки приняли христианство задолго до миссии Пророка Мухаммада. Славянский мир, в том числе и Россия, – совершенно другое дело.
Вот как об этом говорится в фетве ДУМ Дагестана: «Хотелось бы особо обратить внимание на мусульман, живущих в России, которые, слепо ссылаясь на то, что разрешается брать в жены женщин Писания, женятся на христианках из России и союзных государств, тогда как Россия приняла христианство в 988 году по Григорианскому календарю. Это спустя 397 лет после того, как был ниспослан Пророк Мухаммад, то есть после того, как эта религия была отменена».
«Мы не можем утверждать, что в России нет коренных христиан, Россия – страна большая, – добавляет Магомедов. – Мы призываем в этой фетве людей, которые, ссылаясь на разрешение жениться на девушках из народов Писания, не знают, соответствует ли ее народ этим критериям. И если есть сомнения, то лучше воздержаться, чем делать это слепо».
Чтобы получить более широкое представление о взглядах исламских законоведов на эту проблему, «НГР» обратились за разъяснениями к ведущему научному сотруднику Института востоковедения РАН, председателю Российского общества исламоведов профессору Тауфику Ибрагиму. В тексте дагестанской фетвы дается ссылка на сочинение «Му’ни аль-Мухтадж» шафиитского законоведа XVI века Хатиба аш-Ширбини. По нашей просьбе профессор Ибрагим изучил нужный фрагмент книги. «Хатиб аш-Ширбини приводит одно из мнений шафиитских богословов по данному вопросу, – пояснил исламовед. – Но сказать, что это общепринятая среди шафиитских законоведов точка зрения, будет натяжкой. Ширбини приводит и другие мнения, хотя сам и склоняется к вышеуказанному мнению, но не категорично. Это нормальное для исламского права явление, когда отдельные законоведы высказывают особое суждение по тому или иному каноническому вопросу, но оно не становится преобладающим», – добавил Тауфик Ибрагим.
«Эта фетва ничего нового в себе не несет, – заявил в разговоре с корреспондентом «НГР» исламовед Роман Силантьев. – Известно, что только ханафитский мазхаб суннитского направления в исламе позволяет мусульманам жениться на христианках, не принуждая их к принятию ислама».
Однако обоснование фетвы, данное каноническим отделом ДУМ РД, может иметь развитие, далеко выходящее за пределы мусульманского семейного права.
«Возникает целый ряд богословских казусов, – заметил Роман Силантьев. – Если большинство населения России составляют, согласно этому мнению, не люди Писания, то российские мусульмане живут в государстве язычников. Возникает вопрос: а как себя надо вести мусульманам в такой ситуации? Ваххабиты считают, что надо воевать против такой страны. Пользуясь такой же аргументацией, они уничтожают христиан и евреев как язычников. С подобного рода обоснованиями, на мой взгляд, надо быть осторожными, поскольку тем самым умеренные мусульмане льют воду на мельницу ваххабитов», – уверен исламовед.
Роман Силантьев в своих исследованиях часто отмечает роль ДУМ Дагестана в борьбе с радикальными приверженцами «чистого ислама». Тем большее удивление у него вызывает фетва, в которой русское православие называется «искаженным» христианством. Хотя это религиозное постановление предназначено лишь для части мусульман, но дагестанское Духовное управление – одно из самых влиятельных в российской умме, а дагестанские мусульмане известны своей ревностью в соблюдении религиозных традиций. По количеству входящих в него общин ДУМ РД уступает лишь Казанскому муфтияту. «Надеюсь, что это имеет случайный характер, потому что не хотелось бы видеть среди дагестанских приверженцев традиционного ислама врагов христиан», – заключил Роман Силантьев.
В фетве дагестанских алимов прослеживаются следы того противоречия, которое пронизывает жизнь религиозных общин в наше время. С одной стороны, истоком для любого вероисповедания служит традиция, уходящая корнями во времена и обстоятельства глубокой древности. С другой стороны, верующие живут в условиях современного мира, построенных в основном на универсальных принципах международного права. Поэтому, отвечая на запросы мусульман, отправляющихся на заработки в современный мегаполис и сталкивающихся с реалиями сегодняшнего дня, алимы решают их проблемы, опираясь на книжную традицию. Отсюда в тексте фетвы, предназначенной для российских граждан, появляются упоминания о неконституционной возможности многоженства, «разделении ночей» между женами, лишении жены наследства или принуждении ее к отказу от употребления в пищу свинины. Появляются и некорректные суждения о представителях других религий, возможно, безупречные с точки зрения шариата, но режущие глаз и ухо человека иной традиции. Тесное сожительство различных народов требует от религиозных лидеров особой осторожности в заявлениях и тем более в поступках.
Андрей Мельников
Источник: "НГ-Религии "